Денежно-кредитная политика в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно- кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Введение ........................................................................................... ..........................3
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики..............................................5
Классическая концепция реализации денежно-кредитной политики...............5
Кейнсианская концепция реализации денежно-кредитной политики...............8
Монетарная концепция реализации денежно-кредитной политики..................12
Инструменты денежно-кредитной политики..........................................................15

Операции на открытом рынке....... ......................................................................15
Регулирование резервной нормы и учетной ставки............................................22
Политика «дорогих» и «дешевых денег».............................................................24
3 Денежно-кредитная политика в Украине....................................................................26
3.1 Первые этапы становления денежно-кредитной системы Украины.................26
3.2 Развитие денежно-кредитной системы Украины............................................28
3.3Реализация денежно-кредитной политики в Украине на современном этапе............................................................................................................................30
Вывод.........................................................................................................................35
Список литературы..........................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач(макро).docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

Коммерческие  банки определяют количество ценных бумаг, которые они готовы продать  Центральному банку по данной ставке, после чего направляют свои заявки в учреждения Центрального банка. Последние  сортируют заявки и сообщают сводные  результаты в центральный аппарат, где заявки суммируют, и исходя из оценки потребности экономики в  кредитных ресурсах, а также с  учетом установленных показателей  роста денежной массы определяется пропорция, в которой указанные  заявки коммерческих банков могут быть удовлетворены.

Например, в заявках коммерческих банков указывается, что общая стоимость ценных бумаг, которые они готовы продать Центральному банку по установленной им ставке процента, составляет 10 млрд.руб. По оценкам  Центрального банка, потребность экономики  в дополнительных кредитных ресурсах составляет только 5 млрд. руб., или 50 % суммы, указанной в заявках коммерческих

банков. Соответственно все заявки коммерческих банков удовлетворяются только на 50 %.

Использование данного варианта проведения операций на открытом рынке и организации  аукционных торгов возможно главным  образом в условиях достаточно стабильной ситуации на денежном рынке, незначительных колебаний ставки процента по межбанковским  депозитам.

В условиях нестабильной ситуации на денежном рынке  используется другой вариант проведения аукционных торгов. В этом случае ставка процента по покупаемым Центральным  банком ценным бумагам заранее не устанавливается. Коммерческие банки  в своих заявках указывают  не только общую стоимость ценных бумаг, которые они готовы продать  на срок Центральному банку, но и величину процентной ставки, которую они готовы уплатить. После анализа заявок и  с учетом целей денежно-кредитной  политики Центральный банк определяет минимальную границу процентных ставок, в соответствии с которой  он готов купить предлагаемые коммерческим банкам ценные бумага.

При этом, как и в случае первичного размещения Центральным банком казначейских векселей, все заявки коммерческих банков на продажу Центральному банку ценных бумаг удовлетворяются по ставке процента, предложенной в заявках (в  случае, если величина процентной ставки не опускается ниже минимальной ставки процента, устанавливаемой по результатам  проведения аукциона Центральным банком). При этом заявки, в которых будет  указана ставка процента, равная минимальной  ставке процента, установленной Центральным  банком, могут быть удовлетворены  лишь частично (в определенной пропорции  к общей стоимости предложенных к продаже ценных бумаг).

Следует отметить, что благодаря проведению операций по покупке ценных бумаг  на срок с обязательством их обратной продажи (независимо от формы и условий  проведения аукционных торгов) Центральный  банк будет иметь возможность  не только расширять объемы кредитной  экспансии коммерческих банков, "вливая" дополнительные ресурсы в банковский сектор, но и ограничивать объемы кредитной  экспансии, "изымая" средства из кредитной  системы. Так, как уже отмечалось, операции на открытом рынке должны проводиться Центральным банком регулярно в один и тот же день недели, и день обратной продажи  ранее купленных ценных бумаг  совпадает с днем покупки "новой  порции" ценных бумаг у коммерческих банков. Соответственно если объем  обратной продажи ранее купленных  ценных бумаг превышает объем  покупки новых партий ценных бумаг, то на практике это означает ограничение  размеров кредитных ресурсов банковского  сектора, и наоборот.

Операции  на открытом рынке могут проводиться  Центральным банком и на нерегулярной основе время от времени, по мере

возникновения потребности ограничения или  расширения объемов денежно-кредитной  эмиссии. В этом случае Центральный  банк будет либо покупать, либо продавать  ценные бумаги коммерческим банкам. При  этом его контрагентами могут  выступать не только коммерческие банки, но и другие профессиональные участники  рынка ценных бумаг, организованные в форме акционерных обществ  или обществ с ограниченной ответственностью и получившие соответствующую лицензию на проведение указанных операций в  Центральном банке или другом органе государственной власти по контролю за рынком ценных бумаг и деятельностью  фондовых бирж. Указанным профессиональным участникам рынка ценных бумаг может  предоставляться статус "официальных  дилеров по операциям с государственными ценными бумагами".

Предоставление  статуса "официального дилера по операциям  с государственными ценными бумагами" предполагает заключение соглашения между  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг и Центральным  банком, в соответствии с которым  данный участник рынка ценных бумаг  принимает на себя обязательство, во-первых, подписываться в пределах указанной в соглашении суммы на казначейские векселя и другие государственные ценные бумаги при их выпуске и, во-вторых, поддерживать необходимый уровень ликвидности вторичного рынка казначейских векселей, производить их котировку при получении заявок от коммерческих банков, предприятий и организаций (называть курс продажи, в соответствии с которым они обязуются заключить сделку на покупку-продажу казначейских векселей).

Статус "официального дилера по операциям  с государственными ценными бумагами" предполагает достаточно жесткую процедуру  контроля со стороны Центрального банка  за деятельностью данных участников рынка ценных бумаг, их финансовым положением и одновременно льготные условия  получения краткосрочного кредита  в Центральном банке.

Особое  значение для организации OOP имеет  развитие практики выпуска казначейских векселей, так как (как показывает опыт) в настоящее время и в  ближайшей перспективе выпуск долгосрочных и среднесрочных облигаций государственного займа является нецелесообразным (ввиду  малой вероятности их размещения в достаточно крупных размерах за пределами Центрального банка), и  финансирование дефицита государственного бюджета предполагается осуществлять главным образом посредством  выпуска краткосрочных казначейских векселей (со сроком погашения, например, 13,26, максимум — 52 недели).

Выпуск  краткосрочных казначейских векселей предполагается проводить еженедельно  и (или) ежемесячно небольшими партиями в целях размещения среди коммерческих банков, различных предприятий и организаций. (не находящихся на бюджетном финансировании), а не только среди населения (как это предусматривалось постановлением Совета Министров СССР № 590 от 19 июня 1990 г.). При этом, по желанию инвесторов, оплата новых выпусков казначейских векселей может производиться путем зачета казначейских векселей, по которым наступил срок погашения. Тем самым будет обеспечиваться постоянное рефинансирование кратко срочной задолженности правительства и ее фактическая трансформация в среднесрочную и долгосрочную.

Не менее  важное значение имеет форма выпуска  казначейских векселей. Мировой опыт осуществления расчетов по операциям  с государственными ценными бумагами свидетельствует, что наиболее перспективной  и экономически выгодной, формой выпуска  государственных ценных бумаг является их выпуск не в физической, а в  безналичной форме — в форме  бухгалтерских записей на соответствующих  счетах.

Безналичная форма государственных ценных бумаг  позволяет значительно снизить  издержки, связанные с их выпуском, хранением и осуществлением операций, .облегчить и ускорить процесс  расчетов по операциям с ценными  бумагами как на первичном, так и на вторичном рынках (особенно если используется электронная система учета, связи и передачи информации, автоматизированная система расчетов).

Наряду  с оперативной деятельностью  по осуществлению OOP Центральный банк также оказывает посреднические и консультационные услуги Министерству экономики и финансов по организации  выпуска, размещению и оплате (со счета  Министерства экономики и финансов в Центральном банке) государственных  ценных бумаг, выпускаемых на суммы, превышающие максимальные размеры  прямого кредитования Центральным  банком правительства. Центральный  банк также содействует созданию и осуществляет контроль за деятельностью  брокерских компаний и фирм (организуемых в форме акционерных обществ  с ограниченной ответственностью) по операциям с государственными ценными  бумагами как на первичном (покупка  новых выпусков), так и на вторичном  рынке (купля-продажа государственных  ценных бумаг на фондовой бирже или  непосредственно по заявкам коммерческих банков, предприятий и организаций).

Размещение  государственных ценных бумаг среди  коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов может привести к росту  процентных ставок. Аналогичное воздействие  будет оказывать и размещение государственных ценных бумаг среди  различных предприятий, организаций  и населения в случае, еслч их покупка будет осуществляться.за счет сокращения средств, ;'..-ходящихся  на счетах в коммерческих банках.

Таким образом, в условиях двухуровневой банковской Центральный банк использует в качестве основных инструментов управления деятельностью  банков:

  • установление и пересмотр минимальных резервных требований;
  • определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление официальных учетных ставок);
  • операции на открытом рынке.

Указанные инструменты управления ориентированы  на рынок, являются формой экономического (а не административного) регулирования  размеров денежного оборота и  предполагают осуществление операций с ценными бумагами. Так, эффективность  введения резервных требований повышается при осуществлении Центральным  банком на регулярной основе операций на открытом рынке, позволяющих оперативно воздействовать на размер остатка средств  на резервно-корреспондентском счете  как отдельных коммерческих банков, так и их групп и группировок.

Что касается выбора конкретных инструментов регулирования  денежно-кредитной сферы, то в условиях слабого развития рынка ценных бумаг, отсутствия адекватных правовых и институциональных  структур, а также опыта проведения операций на открытом рынке Центральный  банк не может в ближайшее время  ориентироваться на использование этих операций в качестве основного инструмента своей политики.

В настоящее  время наиболее эффективными инструментами  воздействия Центрального банка  на кредитный рынок являются: нормативы  отчислений в фонд регулирования  кредитных ресурсов; объем и цена предоставляемых коммерческим банкам ресурсов; коэффициенты ликвидности  и достаточности банковского  капитала.

Основное  место в арсенале денежно-кредитных  инструментов Центрального банка принадлежит  политике рефинансирования коммерческих банков (установлению учетной ставки, ставки лом-' бардного кредита (под залог  государственных и некоторых  других видов-ценных бумаг, коммерческих векселей), а также количественных и качественных ограничений в  отношении принимаемых к залогу и переучету ценных бумаг, в том  числе и векселей, и выдаче ломбардного  кредита); политике установления минимальных  резервных требований (для различных  видов пассивов коммерческих банков), а также практике контроля и надзора  за деятельностью банков.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Регулирование резервной нормы и учетной ставки

 

Изменение учетной ставки – старейший  метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право  Центрального банка предоставлять  ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение  денег в стране.

При понижении учетной ставки  увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды , которые они могут  использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения  денег ведет к снижению ставки ссудного процента  (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

 При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства. Что же касается резервной нормы, то резервная норма («резервные требования») — это часть банковских депозитов (вкладов от населения и других пассивов, которые должны содержаться коммерческим банком в форме наличных денег или в форме депозитов) в центральном банке. Другими словами, резервная норма — это своебразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Она устанавливается государством с помощью центрального банка и, как правило, в течение финансового года может несколько раз изменяться. При этом резервная норма может быть различной в зависимости от режимов и целей предоставления банком кредитов. Так, например, с 1 февраля 1995 года Центральный банк России ввел дифференцированную норму обязательного резервирования: для средств коммерческих банков, которые могут быть использованы в валютных спекуляциях, — 22 %, для кредитов коммерческих банков на срок до 90 дней — 15 % , для кредитов свыше 90 дней — 10 %. Каких результатов добивается государство, устанавливая ту или иную резервную норму? Прежде всего через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Рассмотрим несколько примеров. Предположим, что депозиты коммерческого банка составляют 100 000 долл., а центральный банк принял решение об увеличении резервной нормы с 20 до 40 %. Выполняя решение центрального банка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Из 100 000 долл., при норме 20 % , коммерческий банк мог выдать ссуды на сумму 500 000 долл. (так как расчеты показывают, что при резерве 20 % каждый реальный доллар превращается в пять «кредитных»). При резерве в 40 % эмиссия кредитных денег сокращается в 2 раза. Кроме этого, увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. До повышения резервной нормы резервная часть депозитов составляла 20 000 долл. (20 % от 100 000 долл.). Теперь же она составит 40 000 долл. (40 % от 100 000 долл.). Следовательно, кредитные возможности коммерческого банка уменьшились на 20 000 долл. Таким образом, при повышении резервной нормы возможности коммерческих банков кредитовать экономику уменьшаются, предложение денег сокращается. А это в свою очередь вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при уменьшении предложения цена увеличивается), уменьшение спроса на заемные средства и замедление экономического роста. Последнее, как показывает практика рыночной экономики, является важнейшим средством в борьбе с инфляцией. Когда же надо «подогреть» экономику, преодолеть кризисные явления, правительство уменьшает резервные нормы, вследствие чего кредитные возможности коммерческих банков возрастают. Растет предложение денег, ссудный процент понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя, начинается экономический рост. Большое значение имеет также установление обязательных резервов как «страховки» каждого вкладчика. Этой мерой государство пытается защитить их интересы, ограничивая «аппетиты» коммерческих банков в активных операциях. В случае банкротства банков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств перед вкладчиками.[7]

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Украине