СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В каждом государстве в сфере
экономики преследуются такие основные
цели, как обеспечение высокого и устойчивого
уровня развития национального производства,
высокий уровень занятости населения,
стабильный уровень цен, справедливое
распределение доходов и сбалансированность
во внешнеэкономической деятельности.
Для реализации этих целей правительство
проводит экономическую политику – совокупность
экономических мер государственного управления
экономикой посредством ресурсов, имеющихся
в распоряжении государства. Такими мерами
являются денежно-кредитная политика,
бюджетно-налоговая политика, политика
доходов и внешнеэкономическая политика.
На современном этапе одна из главных
ролей в системе государственного регулирования
экономики принадлежит денежно-кредитной
политике, что и послужило причиной выбора
темы курсовой работы.
Итак, тема данной курсовой
работы – «Денежно-кредитная политика
и ее особенности в Республике Беларусь».
Денежно-кредитная (монетарная)
политика является одним из основных инструментов
регулирования экономики. Под этим термином
понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых
правительством в денежно-кредитной сфере
с целью регулирования экономики. В качестве проводника денежно-кредитной
политики выступает Центральный Банк
государства.
На сегодняшний день теме денежно-кредитной
политики уделяется достаточно много
внимания со стороны периодических изданий.
В журналах публикуются отчёты по денежно-кредитной
политике за год, планы на будущее и проблемы,
с которыми сталкивается денежно-кредитная
система. Это связано с тем, что с помощью
денежно-кредитной политики государство
способно эффективно воздействовать на
важнейшие макроэкономические параметры
в стране, тем самым сглаживая последствия
спадов в экономике и стимулируя экономическое
развитие. Этим и определяется актуальность
выбранной темы. Для Республики Беларусь
актуальность видится в том, что сейчас,
во время перехода к рыночной экономике
правильно выбранное направление денежно-кредитной
политики может дать ощутимый эффект на
всю экономическую систему и сгладить
ее несовершенства. Так же в период мирового
финансово-экономического кризиса наша
страна должна вырабатывать свои пути
выхода из него, определить для себя основные
направления, на которые стоит делать
упор при дальнейшем развитии государства.
Целью данной курсовой работы
является изучение сущности денежно-кредитной
политики, ее задач и целей, а также инструментов
монетарной политики и принципов их функционирования,
как в целом, так и в рамках нашего государства.
При написании курсовой работы
для достижения указанной цели были поставлены
следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия,
связанные с функционированием денежно-кредитной
системы;
- определить методы регулирования
денежно-кредитной политики и их особенности;
- проанализировать виды денежно-кредитной
политики, а также отразить эффективность
монетарной политики;
- охарактеризовать особенности
денежно-кредитной политики и динамику
ее развития в Республике Беларусь.
Для изучения выбранной темы
были использованы различные источники.
Была изучена как зарубежная, так и отечественная
литература. Глубокий анализ данной темы
был проведен с помощью специальной экономической
литературы: монографий, журнальных и
газетных научных статей и обзоров, статистических
сборников и тематических справочников
за текущий и предыдущие годы, а также
нормативных актов Республики Беларусь
и официальных документов по итогам развития
денежно-кредитной политики.
1 Цели и инструменты
денежно-кредитной политики в
современной экономике
- Денежно-кредитная политика: сущность
и цели
К определению термина «денежно-кредитная политика» применяют
разные подходы. По определению Э.Дж. Долана,
«в это понятие включаются все действия
правительства, которые влияют на количество
денег, которые находятся в обращении».
Другими словами, денежно-кредитная политика
представляет собой комплекс мероприятий
регулирующего влияния, направленных
на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная
политика призвана оказывать непосредственное
влияние на ликвидность банковской системы
и на деловую активность [15, с.330].
Другие авторы трактуют
денежно-кредитную политику как один из
двух ведущих средств (второе средство
– фискальная политика), с помощью которого
органы власти в рыночной экономике регулярно
влияют на темп и направление общего экономического
роста, включая не только уровень валового
продукта и занятости, но и общий уровень
роста или падения цен.
Если давать более полное и
точное определение, то под денежно-кредитной
политикой подразумевают совокупность
мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной
сфере с целью регулирования экономики. Денежно-кредитную
политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой
в сфере управления количеством денег
в обращении. Разрабатывает и реализует
ее центральный банк страны, который при
этом действует в русле проводимой правительством
экономической политики. Объектами регулирования
являются денежная масса и связанные с
ней параметры, т.е. спрос и предложение
на денежном рынке. Основными субъектами денежно-кредитной
политики выступают центральный банк,
в соответствии с присущими ему функциями,
коммерческие банки и другие кредитно-финансовые
учреждения. Вместе с тем денежно-кредитная
политика влияет на положение практически
каждого экономического субъекта, будь
то государственное учреждение, фирма
или домохозяйство [11, с.127].
Поскольку денежно-кредитная
политика является важнейшим направлением
макроэкономического регулирования, их конечные цели
совпадают. Основополагающей целью денежно-кредитной политики
является помощь экономике в достижении
общего уровня производства, характеризующегося
полной занятостью и стабильностью цен.
Денежно-кредитная политика состоит в
изменении денежного предложения с целью
стабилизации совокупного объема производства
(стабильный рост), занятости и уровня
цен [9, с.325]. Главная задача денежно-кредитной политики
центрального банка – поддержание стабильной
покупательной силы национальной валюты
и обеспечение эластичной системы платежей
и расчетов. В то же время политика центрального
банка является одной из важнейших частей
регулирования всей экономики государства.
Процесс формирования целей
денежно-кредитной политики состоит из
следующих этапов:
- На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса. Конечные цели денежно-кредитной
политики совпадают с целями макроэкономического
регулирования. Таковыми являются:
- устойчивые темпы экономического
роста
- высокий уровень занятости
- стабильный уровень цен
- равновесие платежного баланса
- стабильность ставки
процента
- стабильность на финансовых рынках
- стабильность валютного рынка
2. На втором этапе устанавливаются промежуточные цели
денежно-кредитной политики в форме конкретных
количественных денежно-кредитных показателей.
К числу важнейших денежно-кредитных показателей
относятся:
- Объем
денежной массы. При достижении устойчивой
взаимной связи между количеством денег,
находящихся в обращении, и совокупным
спросом, постоянный рост денежной массы
позволяет совокупному спросу синхронно
реагировать на рост естественного уровня
реального объема производства. В этом
случае на долгосрочных временных интервалах
будет достигнута полная занятость и стабильность
цен [6, с.362];
- Уровень процентной
ставки. Эта цель вступает в определенное противоречие с описанной выше, поскольку величина денежной массы находится в обратной зависимости от ставки процента. Поэтому центральный банк должен
определить, какому параметру отдать приоритетное
направление;
- Обменный курс - цена (котировка) денежной единицы
одной страны, выраженная в денежной единице
другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.
- Объем кредита;
- Индексы товарных
цен.
Необходимость использования
промежуточных целей в реализации денежно-кредитной
политики обусловлена следующими
основными причинами: во-первых, сложностью количественно
и качественно отобразить
взаимосвязи экономических и монетарных
переменных; во-вторых, наличием временного лага между принимаемыми мерами в монетарном
секторе и реакцией экономики; в-третьих, отсутствием точной
и достоверной информации у органов
денежно-кредитного
регулирования о состоянии экономики.
Следует отметить, что ни одну цель из
возможного спектра промежуточных целей
денежно-кредитной политики нельзя рассматривать
как идеальное средство, универсальное
при всех вероятных вариантах развития
экономической системы, поэтому контролю
со стороны центрального банка должен
подлежать целый ряд параметров экономической
системы.
3. На третьем этапе устанавливаются тактические цели
денежно-кредитной политики. Определяется
круг денежно-кредитных показателей, которые
подвержены влиянию центрального банка. К ним относятся уровень
резервов или ставки процента, а также
денежная база и денежный агрегат. Через
постановку и достижение тактических целей
органы денежно-кредитного регулирования
обеспечивают выполнение целей высшего порядка.
Одновременно достичь всех
целей невозможно, так как если одни из
них согласуются между собой, то другие
находятся в состоянии противоречия. Например,
обеспечение высоких, устойчивых темпов
экономического роста, несомненно, приведет
к повышению уровня занятости. Вместе
с тем действия, направленные на стабилизацию
уровня цен, могут
сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо
установить иерархию целей монетарной
политики, учитывая, что приоритет, как
правило, отдается поддержанию стабильного
уровня цен.
После определения целей производится
отбор инструментов денежно-кредитной
политики, анализ которых будет представлен
в следующей главе. Выбор методов денежно-кредитного
регулирования зависит от цели и объекта
регулирования, степени зрелости рыночных
отношений, экономической ситуации в стране
в целом.
- Инструменты
денежно-кредитной политики
Эффективность монетарной политики
в значительной мере зависит от выбора
инструментов (методов) денежно-кредитного
регулирования. Инструменты (методы) денежно-кредитной
политики — совокупность приемов
и операций, посредством которых субъекты
денежно-кредитной политики воздействуют
на объекты для достижения поставленных
целей [11, с.136].
Методы регулирования денежно-кредитной
политики классифицируются по ряду признаков:
- в зависимости от объекта воздействия:
воздействуют либо на предложение, либо
на спрос на деньги;
- по срокам воздействия: кратко- и долгосрочные;
- по характеру параметров регулирования:
количественные (например, границы кредитования
коммерческих банков) и качественные (цена
кредита);
- по форме воздействия: прямые и косвенные;
- по числу объектов: общие и селективные.
В рамках денежно-кредитной
политики государства применяются прямые
и косвенные методы.
Прямые методы носят характер административных
мер в форме различных директив центрального
банка, касающихся объема денежного предложения
и цен на финансовом рынке. Реализация
этих мер (методов) дает наиболее быстрый
экономический эффект с точки зрения контроля
центрального банка над ценой или максимальным
объемом депозитов и кредитов, особенно
в условиях экономического кризиса. Однако
со временем прямые методы воздействия
в случае "неблагоприятного" с точки
зрения хозяйствующих субъектов воздействия
на их деятельность могут вызвать перелив,
отток финансовых ресурсов в "теневую"
экономику или за рубеж. К прямым методам
денежно-кредитного регулирования относятся
лимиты, устанавливаемые на процентные
ставки, и прямое лимитирование кредитов.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной
политики сферы воздействуют на поведение
хозяйствующих субъектов при помощи рыночных
механизмов. Естественно, что эффективность
использования косвенных методов тесно
связана с уровнем развития денежного
рынка. При переходной экономике, особенно
на первых этапах преобразований, используются
как прямые, так и косвенные инструменты
с постепенным вытеснением первых вторыми.
Помимо прямых и косвенных различают
общие и селективные методы осуществления
денежно-кредитной политики центральных
банков.
Общие методы являются преимущественно косвенными и
оказывают влияние не денежный рынок в
целом.
Селективные методы регулируют конкретные
виды кредита и носят в основном директивный
характер. Их применение связано с решением
частных задач, таких, как ограничение
выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение
выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование
на льготных условиях отдельных коммерческих
банков и т.д. Используя селективные методы,
центральный банк сохраняет за собой функции
централизованного перераспределения
кредитных ресурсов, несвойственных центральным
банкам стран с рыночной экономикой, поскольку
они искажают рыночные цены и распределение
ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых
рынках. К селективным методам денежно-кредитного
регулирования можно также отнести установление
предельных лимитов по учету векселей
для отдельных банков, ограничение потребительского
кредита, контроль над ипотечным кредитом
и т.д.
В мировой экономической практике
в процессе реализации денежно-кредитной
политики центральные банки используют
следующие основные инструменты денежно-кредитной
политики:
1) Изменение норм обязательных
резервов или так называемых резервных
требований.
Обязательные резервы — это
часть суммы депозитов, которую коммерческие
банки в законодательном порядке должны
хранить в виде беспроцентных вкладов
в центральном банке или в ценных бумагах
в качестве обеспечения своих обязательств
по привлеченным средствам на специальных
счетах. Нормы обязательных резервов устанавливаются
в процентах от объема депозитов. В современных
условиях обязательные резервы выполняют
не столько функцию страхования депозитов,
сколько служат для осуществления контрольных
и регулирующих функций центрального
банка, а также для межбанковских расчетов.
Чем выше установленная центральным банком
норма обязательных резервов, тем меньшая
доля средств может быть использована
коммерческими банками для активных операций.