Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Банк государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Denezhno-kreditnaya_politika_moya_kursovaya_got.docx

— 9.09 Мб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [2, с.6].

Предполагается дальнейшее увеличение золотовалютных резервов за счет привлечения до конца 2011 г. не менее 5 млрд. долл. США от стратегических инвесторов. В настоящее время прорабатывается вопрос о привлечении 1 млрд. долл. США из России. Дополнительное поступление иностранных ресурсов возможно в рамках приватизации государственной собственности. В ноябре ожидается поступление очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС (0,44 млрд. долл. США).

Этап II. Выход на единый курс белорусского рубля. Механизм выхода на единый курс белорусского рубля был основан на введении дополнительной торговой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже. Дополнительная сессия была введена с 14 сентября, 20 октября осуществлен выход на единый курс национальной валюты на всех сегментах валютного рынка посредством введения единой торговой сессии на бирже.

В результате проведения торгов на единой сессии официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США на 26 октября составил 8520 руб. за доллар США (корректировка с начала года составила 184 %). Обменный курс белорусского рубля к евро составил 11 860 руб., к российскому рублю — 279 руб. Стоимость корзины иностранных валют сложилась на уровне 3 043,52 руб. [2, с.6].

Этап III. Проведение политики макроэкономической стабильности (реализуется в настоящее время). В рамках данного этапа экономическая политика направлена на преодоление макроэкономических диспропорций и структурных уязвимостей и возврат экономики на траекторию устойчивого роста.

Денежно-кредитная политика Национального банка совместно с мерами Правительства направлена на преодоление экономических дисбалансов и снижение инфляции.

Поддержание внутренней стабильности национальной валюты создает фундаментальные предпосылки для обеспечения ее внешней устойчивости — стабильности обменного курса. Фактически устойчивость обменного курса будет поддерживаться за счет жесткой денежно-кредитной и процентной политики Национального банка.

При этом осуществляется переход к режиму управляемого плавания. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка. Валютные интервенции могут проводиться только в целях сглаживания резких краткосрочных курсовых колебаний. Принятия Национальным банком на себя обязательств в части поддержания курса в заданном количественном диапазоне не предполагается.

Реализованные Национальным банком и Правительством меры позволили переломить негативные тенденции, имевшие место в начале 2011г., и обеспечить корректировку внешнеэкономических диспропорций.

Экспорт достиг рекордного уровня. За апрель — август 2011 г. экспорт товаров и услуг составил 20,4 млрд. долл. США, увеличившись к соответствующему периоду прошлого года в 1,7 раза [2, с.6].

Темпы роста импорта снизились и существенно отставали от темпов роста экспорта. За апрель — август 2011 г. импорт товаров и услуг сложился на уровне 20,2 млрд. долл. США, увеличившись к соответствующему периоду прошлого года в 1,3 раза [2, с.7].

В результате наблюдается сокращение внешнеторгового дефицита. С учетом перечисления в российский бюджет пошлин за экспорт нефтепродуктов дефицит внешней торговли товарами и услугами за апрель — август 2011 г. составил 1,3 млрд. долл. США против 2,9 млрд. долл. США за апрель — август 2010 г [2, с.7].

Дефицит текущего счета за апрель — август 2011 г. составил 1,5 млрд. долл. США, или 6 % к ВВП. Чистый приток капитала сложился в объеме 2,0 млрд. долл. США и обеспечил покрытие дефицита текущего счета [2, с.7].

Положительная тенденция наблюдается также в динамике поступления валютной выручки. За январь — сентябрь 2011 г. ее объем составил 33,5 млрд. долл. США, что в 1,6 раза превышает уровень соответствующего периода прошлого года [2, с.7].

С мая отмечается устойчивый положительный уровень сальдо поступления и списания валютных средств. В целом за май — сентябрь сальдо поступлений-списаний составило плюс 2 млрд. долл. США [2, с.7].

Наряду с корректировкой внешнеэкономических дисбалансов обеспечивается корректировка внутренних диспропорций.

Осуществляется постепенная переориентация экономики с внутреннего на внешний спрос. Темпы роста физических объемов экспорта в августе 2011 г. к августу 2010 г. составили 131,9 % и существенно опережали темпы роста внутреннего спроса. В составе внутреннего спроса объем розничного товарооборота снизился на 0,2 %, реализация платных услуг населению увеличилась на 8,6 %, инвестиции в основной капитал снизились на 8,5 % [2, с.7].

Положительные тенденции наблюдаются в денежно-кредитной сфере. С середины июня удалось стабилизировать и обеспечить приток срочных рублевых депозитов населения в банках. С 15 июня по 15 октября 2011 г. их объем вырос на 22,5 %, или на 1,5 трлн. руб. В результате на 15 октября объем срочных депозитов физических лиц в национальной валюте превысил "докризисный" уровень и достиг 8 трлн. руб. (на 1 марта 2011 г. — 7,6 трлн. руб.).

Объем срочных депозитов населения в иностранной валюте с середины июня оставался относительно стабильным. С 15 июня по 15 октября он увеличился на 4 %, или на 135,3 млн. долл. США, до 3 507,9 млн. долл. США.

Несмотря на достигнутые существенные результаты, сохраняются угрозы для устойчивого развития экономики и стабильности национальной валюты.

В части внешнеэкономического развития основными рисками ухудшения состояния платежного баланса и валютного рынка являются:

  • подорожание и сезонный рост объемов импорта природного газа;
  • сезонный рост неэнергетического импорта;
  • снижение возможностей привлечения иностранного капитала в условиях напряженной ситуации на мировых финансовых рынках и снижения суверенных кредитных рейтингов;
  • замедление развития мировой экономики, в том числе экономического роста России, что ограничит внешний спрос на белорусскую продукцию;
  • в среднесрочной перспективе — необходимость обслуживания и погашения ранее привлеченных кредитов (в том числе кредитов МВФ и Российской Федерации).

В части внутреннего развития экономики основным риском является сохраняющийся высокий уровень инфляции. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению за период с 1 по 8 ноября к средним ценам октября 2011 г. составил 104,1 % [18].

С учетом высокой кредитной активности банков сохраняются высокие темпы роста денежных показателей. Рублевая денежная масса за девять месяцев увеличилась на 46,2 % (в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь прогноз прироста за 2011 г. — 27— 29 %). Рублевая денежная база за этот же период увеличилась на 54,4 % при прогнозе на год 24—26 % [2, с.8].

В этой связи Национальный банк сохранит курс на ужесточение денежно-кредитной политики. До конца 2011 г. будет ограничена ресурсная поддержка банков рефинансированием на рыночных условиях на срок до 7 дней в объеме, необходимом для обеспечения стабильности белорусского рубля.

С учетом сложных условий развития экономики возникает ряд следующих проблем, которые необходимо решить банковской системе.

1. Дефицит ликвидности.

Сохраняется высокая зависимость банков от краткосрочных ресурсов Национального банка. Это создает дополнительный источник эмиссии, что представляет угрозу для устойчивости национальной валюты.

Национальный банк в целях обеспечения устойчивости белорусского рубля ужесточит подходы к оказанию ресурсной поддержки банков. Объем рефинансирования до конца 2011 г. будет жестко ограничен и постепенно снижен.

В этих условиях банкам придется самостоятельно решать проблемы с собственной ликвидностью. Необходимо выстраивать кредитную политику (в том числе при кредитовании государственных программ) с учетом своих возможностей по формированию ресурсной базы за счет неэмиссионных источников.

2. Необходимость  обеспечения выполнения нормативов  безопасного функционирования.

С учетом выхода на единый курс и девальвации официального курса белорусского рубля могут возникнуть временные нарушения нормативов безопасного функционирования банков. Это связано с сокращением объема нормативного капитала в эквиваленте евро, а также с переоценкой активов в иностранной валюте.

Национальный банк предоставит банкам время для урегулирования данной ситуации. По формальным признакам в течение указанного периода санкции применяться не будут.

Банкам, в свою очередь, необходимо с участием своих собственников разработать и реализовать комплекс мер по устранению нарушений и увеличению капитала банка.

3. Рост проблемных  активов и проблемной задолженности  клиентов.

Сложные экономические условия оказали негативное воздействие на качество банковских активов. Это также вызывает рост расходов на формирование специальных резервов, снижая тем самым объем прибыли и замедляя рост нормативного капитала. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, по банковскому сектору за девять месяцев увеличилась на 0,61 процентного пункта, до 4,16 % на 1 октября 2011 г. [2, с.8].

Национальный банк осуществляет плавное повышение процентных ставок. Это позволяет учитывать интересы кредитных заемщиков, предоставляя время для адаптации к новым экономическим условиям. В   то же время курс на ужесточение денежно-кредитной политики будет продолжен.

Банкам при проведении кредитной политики необходимо учитывать вероятное дальнейшее повышение процентных ставок, снижение экономической активности, ограниченный рост денежных доходов населения.

В части ранее выданных кредитов необходимо провести анализ последствий, связанных с динамикой проблемных активов, определить и обеспечить выполнение комплекса мер по их нейтрализации.

При выдаче новых кредитов следует обеспечить повышение требований к заемщикам.

Первоочередную кредитную поддержку должны получить валютоокупаемые и импортозамещающие проекты. Именно экспортно-ориентированные сектора экономики могут демонстрировать наибольший рост и наибольшую доходность.

4. Пересмотр кредитных  отношений с физическими лицами.

Недопустим чрезмерный рост кредитной нагрузки на население.

Национальный банк в письме от 2 сентября 2011 г. № 04-17/205 рекомендовал банкам пересмотреть процентную политику на кредитном рынке и разработать комплекс мер по недопущению чрезмерной нагрузки на физических лиц по погашению кредитной задолженности. При этом необходимо использовать индивидуальный подход в зависимости от цели кредита и личных обстоятельств заемщика.

Банкам необходимо постоянно держать этот вопрос на контроле и продолжить реализацию соответствующих мер.

5. Рост наличных  денег в обращении.

За январь — сентябрь 2011 г. удельный вес наличных денег в рублевой денежной массе увеличился на 3 процентных пункта, до 20 % на 1 октября 2011 г. В абсолютном выражении объем наличных денег в обороте увеличился на 3,2 трлн. руб., до 7,7 трлн. руб. [2, с.8].

Национальный банк будет принимать меры по минимизации роста эмиссии наличных денег путем:

  • стабилизации экономической ситуации и стимулирования срочных банковских вкладов в национальной валюте;
  • совершенствования нормативно-правовой базы по организации наличного денежного обращения;
  • развития системы безналичных расчетов.

Банкам в условиях ужесточения подходов к оказанию ресурсной поддержки Национального банка следует активно работать с клиентами над снижением использования наличных денег. Прирост наличных денег в обороте на 3,2 трлн. руб. — это упущенные ресурсы банков. Необходимо активно предлагать клиентам соответствующие банковские продукты и услуги, стимулировать развитие безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

6. Высокая внешняя  дебиторская задолженность предприятий-экспортеров.

По данным платежного баланса, внешняя дебиторская задолженность на 1 сентября 2011 г. составила 5,3 млрд. долл. США, увеличившись с начала 2011 г. на 1,4 млрд. долл. США [2, с.8].

Принимаемые действенные меры по возврату в страну валютной выручки в установленные сроки призваны снизить внешнюю дебиторскую задолженность к концу 2011 г. до уровня не более 2 млрд. долл. США.

Национальным банком приняты меры по ужесточению условий выдачи субъектам хозяйствования разрешений на продление сроков поступления экспортной выручки от внешнеторговой деятельности. При рассмотрении вопроса о продлении сроков Национальный банк принимает во внимание: наличие ходатайства Совета Министров либо министерства, решение судебных органов о взыскании задолженности с контрагента-нерезидента, форс-мажорные обстоятельства.

В сентябре по сравнению с августом выдача разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций сократилась на 92 %. На 15 октября объем продленной дебиторской задолженности сократился по сравнению с 1 сентября в 2,5 раза.

С 16 ноября 2011 г. выдача Национальным банком разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций будет осуществляться только при соблюдении определенных условий, предусмотренных соответствующим постановлением Совета Министров и Национального банка. Проект постановления проходит процедуру согласования.

Национальный банк продолжит мониторинг предприятий, имеющих наибольший объем задолженности по экспортной выручке.

Банки со своей стороны должны оказать содействие клиентам по снижению дебиторской задолженности предприятий-экспортеров и возврату валютной выручки. Следует оказывать всю необходимую консультативную, организационную и иную поддержку. Следует также работать с банками предприятий-контрагентов по урегулированию данного вопроса.

В настоящее время разработаны и согласовываются проекты Прогноза социально-экономического развития и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год. Они предполагают сохранение жесткой экономической и денежно-кредитной политики.

Прирост потребительских цен за 2012 г. должен составить не более 19%. На достижение установленной цели будут направлены денежно-кредитные инструменты, включая эмиссионную и процентную политику.

Будет повышена гибкость обменного курса. Интервенции будут носить точечный характер и будут направлены исключительно на сглаживание резких колебаний обменного курса. При этом Национальный банк воздержится от публичного объявления номинальных ориентиров курсовой политики.

Процентная политика будет направлена на обеспечение финансовой стабильности и снижение инфляционных процессов посредством достижения положительного уровня процентных ставок в реальном выражении. Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, способствующем замедлению в 2012 г. инфляции до 19%.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь