Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 09:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.
Скажу немного о структуре самой курсовой работы. В первом разделе описывается сущность денежно-кредитной политики ее основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Денежно-кредитная политика и ее типы……………………………………...4
1.1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………4
1.2.Типы денежно-кредитной политики и условия их реализации……………9
1.3. Эффективность денежно-кредитной политики……………………………12
2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………...15
2.1. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран
с развитой рыночной экономикой…………………………………………........15
2.2. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран с
трансформационной экономикой………………………………………………19
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………..23
3.1 Характеристика денежно-кредитной политики Беларуси…………….......23
3.2 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников……
На мой взгляд, денежно-кредитная политика является важнейшей составной частью механизма управления экономикой любого вида. Поэтому вполне закономерно, что современные государства с рыночной экономикой, используя различные денежно-кредитные инструменты могут влиять на эффективность протекания большинства процессов общественного воспроизводства. Ярким примером того, что денежно-кредитная политика несомненно играет стабилизирующую роль в экономике являются США и Китай.
В США благодаря успешному применению монетарной политики большие успехи были достигнуты в 80-х и 90-х гг. Политики «дорогих денег» сбила темпы инфляции с 13,5 % до 3.2 % за три года. А недавно , вначале 90-х годов федеральная система используя ДКП помогла вывести экономику из спада в 1990-1991 гг. Эти успехи весьма знаменательны поскольку из-за огромного бюджетного дефицита, фискальная политика оказалась совершенно недейственной . Бюджетная деятельность Конгресса была направлена на сокращение этого дефицита , а не на стимулирование экономики. Повышение налоговых ставок и сокращение государственных расходов по общим меркам фискальной политики носили ограничительный характер. Но проводимая Федеральной резервной системой политика дешевых денег привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10% в 1990г. до 6% в 1993г. Результат этого: рост инвестиционных и чувствительных к процентной ставке потребительских расходов в следствии чего, увеличение реального ВВП. Рост ВВП в 1992г. продолжался несмотря на снижение уровня безработицы с 7,5 до 5% в 1997г. Чтобы обезопасить экономику от повторного витка инфляции ФРС сократила резервные требования к банкам с целью увеличения процентной ставки и замедления темпов роста заимствований и расходов. И такая стратегия сработала: на протяжении всего периода рост инфляции находился под контролем. [10, с. 338]
В современной практике ФРС в качестве основного инструмента ДКП выступает ставка рефинансирования, значение которой корректируется в соответствии с «правилом Тейлора». Оно заключается в том, что целевой уровень процентной ставки составляет 2% годовых в реальном выражении, а текущее значение корректируется в зависимости от отклонений фактических темпов инфляции от целевого параметра роста цен, и реального ВВП от его потенциального уровня.[12, с. 15]
На сегодняшний
день Конгресс проявляет пристальное
внимание к поддержанию сбалансированног
Что касается Китая, то денежно- кредитная политика сыграла решающую роль в обеспечении макроэкономической стабильности, содействии экономической реформе и развитию, поддержке реформ в конкретных областях в определенные периоды времени в целях достижения улучшения по Парето и поддержке структурных изменений в экономике.
На раннем этапе реформ Народный банк Китая реформировал в 1980 г. систему валютного курса. Позднее, в 1985 и 1988 гг. в ответ на перегрев экономики и высокую инфляцию, вызванную чрезмерными инвестициями и потреблением, Народный банк Китая своевременно сузил денежную массу с помощью денежно-кредитной политики и восстановил ценовую стабильность. В этот период денежно-кредитная политика была направлена на агрегированный контроль и структурную корректировку посредством сочетания прямого контроля и косвенной корректировки с использованием таких мер, как резервные требования, процентные ставки по депозитам и кредитам, введение специальных депозитов и т. п. В течение 1991 - 1992 гг. Народный банк Китая расширял денежную массу для противодействия падению темпов экономического роста. Экономика быстро встала на ноги. С ускорением перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной Народный банк Китая гибко применял денежно-кредитную политику в целях экономического развития, стремясь обеспечить ценовую и макроэкономическую стабильность и поддержать развитие и реформы в направлении открытия экономики Китая остальному миру. В 1994 г. Китай успешно реформировал свою валютную систему, введя механизм продажи и покупки валюты через уполномоченные банки и создав общенациональный единый межбанковский валютный рынок.
В 1993 - 1996 гг. быстрый рост экономики на местах, поспешность в создании свободных экономических зон, чрезмерные инвестиции в недвижимость и спекуляции на рынке капитала обернулись первыми признаками экономического «мыльного пузыря». Народный банк Китая ужесточил денежно-кредитную политику и принял ряд административных и правовых мер для восстановления финансового порядка, контроля за денежной базой и кредитованием. В результате денежные и кредитные агрегаты были взяты под эффективный контроль, и стоимость юаня сохранила устойчивость. Через три года исправлений, корректировок и абсорбции была успешно достигнута стабилизация экономики.
Когда в 1997 г. разразился азиатский финансовый кризис, валюты соседних с Китаем стран резко обесценились, а финансовые рынки региона вступили в полосу потрясений. В этих обстоятельствах Китай решил поддержать стабильность юаня как в собственных интересах, так и в интересах всего международного сообщества. Стабильность юаня стала якорем в стабилизации региональных финансовых рынков и заслужила аплодисменты всего мира.
Обусловленные
ростом производственных мощностей
чрезмерное предложение сельскохозяйственн
. Таким образом, можно сделать вывод, что меры денежно-кредитной политики содействовали экономическому развитию и позволили достичь значительного улучшения по Парето. В то же время реформа финансовой системы и денежно-кредитная политика способствовали процессу реформ и открытию экономики Китая остальному миру. С 2002 г. денежно-кредитная политика в сочетании с фискальной политикой играет большую роль в содействии стратегии государства по развитию западных регионов Китая; в смягчении трудностей, которые испытывают государственные предприятия, и в содействии реструктуризации оборонных предприятий; в реформировании системы распределения зерна и жилищной системы.[11, с. 23-24]
Анализируя опыт Китая, так и США можно с достоверностью утверждать, что благодаря денежно- кредитной политике и правильному применению ее главных инструментов можно выйти на уровень развитой как в социальном, так и экономическом плане страны.
2.2 Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран с трансформационной экономикой.
Сегодня практически все
При разработке и реализации денежно-кредитной политики центральные банки стран СНГ сталкиваются с рядом проблем, обусловленных спецификой переходного периода.
Проведение эффективной денежно-кредитной политики требует создания рыночной банковской системы. Банковская система СССР состояла из Центрального банка и ряда государственных специализированных банков. С началом рыночных реформ последние были превращены в коммерческие банки, появились новые частные банки. Чтобы они могли действенно функционировать в условиях рынка, необходимо было заново создать практически всю организационно-правовую и операционную структуру.
Слабость банковской системы осложняет проведение денежно-кредитной политики. Банки, которые не в состоянии контролировать свои балансы, менее чувствительны к изменению норм обязательных резервов или уровня процентных ставок. При наличии неплатежеспособных банков введение рыночных механизмов может приводить к злоупотреблениям, к тому, что эти банки с целью избежания неликвидности могут пойти на заимствования по весьма высокой цене.
В переходной экономике одна из основных проблем — создание рыночных (косвенных) инструментов денежно-кредитного регулирования. Их введение тормозится неразвитостью финансовых рынков, слабостью банковской системы, обшей макроэкономической нестабильностью. Так, недостаточное развитие фондового рынка не позволяет в полной мере использовать такой оперативный инструмент денежно-кредитной политики, как операции на открытом рынке.
Осуществление косвенного контроля над денежно-кредитной сферой достигается постепенно, причем темпы этого процесса в разных странах различны (следует учитывать, что немедленный переход к инструментам рыночного воздействия не всегда является лучшим решением для стран с переходной экономикой). Наибольших успехов в развитии финансовых рынков и введении косвенных инструментов достигла Россия. В некоторых странах СНГ контроль над денежно-кредитной сферой до сих пор. в значительной мере осуществляется за счет резервных требований и механизмов рефинансирования.
В связи с инфляцией страны в переходный период, как правило, проводят жесткую денежно-кредитную политику. Она ведет к разорению неэффективно работающих предприятий, неблагополучных банков. В этих условиях в некоторых странах возможны временные отступления от такого курса, принятие популистских мер по поддержке государственных предприятий, проблемных банков путем выдачи льготных кредитов, субсидий, т.е. инфляционным путем. Центральные банки должны добиваться последовательного проведения жесткой денежно-кредитной политики, так как в долгосрочном периоде выгоды от низкой инфляции перевешивают издержки, связанные с ее достижением.
В последние годы темпы инфляции в странах СНГ резко снизились. Однако последствия высокой инфляции ощущаются до сих пор. Это проявляется в том числе и в высокой скорости обращения денег. Увеличение темпов инфляции сопровождается быстрым и неравномерным ростом скорости обращения денег. В такие периоды реальный спрос на деньги сокращается, как правило, до минимума, необходимого для проведения операций. При снижении темпов инфляции он какое-то время остается пониженным. Высокая скорость обращения денег затрудняет контроль над денежной массой.
Проведение денежно-кредитной политики осложняет проблема значительной просроченной задолженности предприятий, характерная для стран СНГ. Просроченная задолженность влияет на сроки платежей, получение выручки, что искажает реальный спрос на деньги и затрудняет контроль над денежно-кредитной сферой.
Во многих странах для активов банков характерен большой объем ссуд с длительными сроками погашения, низкими фиксированными процентными ставками (ссуды сельскому хозяйству, на жилищное строительство), безнадежных ссуд, что усложняет процесс либерализации процентных ставок, подрывает роль последних в регулировании денежного рынка.
Большой объем в активах банков вышеперечисленных ссуд, а также высокие административные издержки, являющиеся следствием неэффективности банковской системы в период ее формирования, приводят к тому, что банки несут высокие издержки, обусловленные спецификой переходного периода. Банки стремятся переложить их на клиентов, что приводит к значительному разрыву между ставками депозитов и кредитов. Существует и множество других проблем, связанных с долларизацией экономики, особенно на первом этапе переходного периода; притоком капитала в страны СНГ и т.д., в решении которых денежно-кредитная политика играет огромную роль.
Многие небольшие
страны, экономика которых