Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 09:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.
Скажу немного о структуре самой курсовой работы. В первом разделе описывается сущность денежно-кредитной политики ее основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Денежно-кредитная политика и ее типы……………………………………...4
1.1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………4
1.2.Типы денежно-кредитной политики и условия их реализации……………9
1.3. Эффективность денежно-кредитной политики……………………………12
2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………...15
2.1. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран
с развитой рыночной экономикой…………………………………………........15
2.2. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран с
трансформационной экономикой………………………………………………19
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………..23
3.1 Характеристика денежно-кредитной политики Беларуси…………….......23
3.2 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников……
Иностранные инвестиции в экономику стран Балтии были довольно значительными, но в большой степени представлены краткосрочным капиталом, направляемым в финансовый, а не реальный сектор. Это представляет собой довольно опасную ситуацию, так как доверие иностранных инвесторов намного легче потерять, чем завоевать и поддерживать на протяжении длительного времени.
Несмотря на достижение положительных темпов роста ВВП, в странах Балтии сохраняется высокая безработица, особенно в скрытой форме. Процентные ставки в настоящее время находятся на положительном уровне в реальном выражении, но в номинальном в 1,5-2 раза превосходят существующие в США и Германии. [13, с. 90]
Некоторые государства идущие по направлению обеспечения стабильности национальной валюты идут на более радикальные меры, как отказ от собственной валюты (например, Эквадор переходит на доллар США). Однако во всех этих случаях исчезает возможность проведения самостоятельной денежно-кредитной политики.
Таким образом, на основе анализа современного зарубежного опыта денежно-кредитного регулирования, моно сделать вывод, что наиболее приемлемым вариантом для Республики Беларусь следует признать ДКП, направленную на поддержание стабильного, предсказуемого, но не фиксированного обменного курса.
Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь (Центральный Банк). Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать денежно-кредитную политику РБ, рассмотрим эволюцию денежно-кредитной политики Беларуси за последнее десятилетие.
Первый этап. В период 1992 — 1995 гг. проводилась самая мягкая "сверхэкспансионистская" политика. Рублевая денежная масса за этот период возросла в 2150 раз (или почти на 17,3 % в среднем за месяц). Потребительские цены возросли за этот период почти в 25 000 раз (или на 23,5 % в среднем за месяц), официальный курс доллара — в 68 900 раз (на 21,6 % ежемесячно). В то же время ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 %. В 1995 г. предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка, ограниченный доступ на межбанковскую валютную биржу (МВБ) в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. Комплекс мероприятий, среди которых было введение валютного контроля, остановил падение белорусского рубля и наметил рост реального курса валюты, что привело к падению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными.
Второй этап. Политику, проводимую в 1996—1999 гг., можно назвать умеренно мягкой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992 — 1995 гг. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации — в 3,8 и 3,5 раза.
В 1999 г. на общеэкономические и денежные показатели повлиял ряд негативных факторов: влияние российского финансового кризиса 1998 г., неблагоприятные погодные условия, рост цен на нефть. Тем не менее, в 1999 г. удалось добиться поддержания положительных темпов экономического роста. Определенную роль в этом сыграла работа банковской системы, которая создала благоприятные условия для развития реального сектора экономики. Доля кредитов в структуре банковских активов возросла до 54,2 % (на начало 1997 г. она составляла 48,8 %). Это значительно выше, чем, например, у российских банков (30,5 %). При этом удельный вес долгосрочных кредитов, являющихся важным источником инвестиций, достиг 50,7 % (на начало 1997 г. — 30,8 %). Это более высокий показатель, чем в других странах СНГ: в России доля инвестиционных кредитов составляет 33,3 %, на Украине — около 20 %. Большое внимание в 1999 г. уделялось повышению качества кредитных портфелей банков. В результате проделанной работы удельный вес безнадежных к погашению кредитов снизился с 9,3 до 7,5%.
Тем не менее, в 1999 г. не удалось решить проблему инфляции, в среднемесячном исчислении составившую 11 %. Кроме упомянутых негативных факторов, можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках. Лимит кредитной эмиссии, предусмотренной в размере 35 трлн р., был превышен почти в 2,5 раза. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12 — 14 %. Таким образом, возникла необходимость трансформации денежно-кредитной политики, что и осуществлено в 2000 г.
В 2000 г. денежно-кредитная политика основывалась на концепции перехода к политике "скользящей фиксации" обменного курса белорусского рубля, которая близка к системе "валютного совета", однако, в отличие от нее, допускает возможность ограниченной кредитной эмиссии. Предполагалось, что последняя будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета, а рефинансироваться банковская система будет на рыночной основе. Одним из критериев степени жесткости денежно-кредитной политики является уровень и соотношение процентной ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам и ставки рефинансирования Национального банка. На протяжении 1999 г. и в первом квартале 2000 г. ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам была ниже ставки рефинансирования и темпа инфляции, но, начиная с апреля 2000 г., это соотношение изменилось. При этом, начиная с февраля 2000 г., был обеспечен положительный уровень в реальном выражении процентных ставок по основным рублевым операциям, включая ставки по кредитам и депозитам. В дальнейшем размер ставок постепенно снижался, но оставался выше текущих темпов инфляции.
Положительным моментом стало и то, что в течение всего 2000 г. Нацбанк Республики Беларусь гибко сочетал меры по поддержке ликвидности банков путем использования всего комплекса инструментов, включая ломбардный кредит, сделки репо, свопы, покупку и продажу валюты. Кредит обеспечивали ресурсами в основном на безэмиссионной основе.
Определенный прогресс был достигнут в области повышения надежности банковской системы: в Национальном банке Республики Беларусь усовершенствовали систему нормативов, которая приближена к международным стандартам, рекомендуемым Базельским комитетом, и к нормативам, действующим в России. Ужесточение денежно-кредитной политики явилось важным фактором того, что, начиная с апреля 2000 г., произошла стабилизация рыночных котировок белорусского рубля, среднемесячные темпы девальвации которых не превышали 2 %. Наиболее важным и положительным результатом денежно-кредитной политики 2000 г. явилось осуществление перехода к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественности курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле создали более благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Практически, начиная с 2000 г., обеспечивалась высокая стабильность рыночных котировок белорусского рубля, что сделало валютный рынок предсказуемым, а также позволило снизить издержки на проведение валютных и внешнеторговых операций.
Однако этот процесс оказал на экономику и негативное влияние: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Все это вызвало повышение цен на белорусскую продукцию. Как следствие — высокий темп инфляции — 6,3 % (прогноз — 4,5 — 5,5 %). Это самый высокий показатель по странам СНГ. [14, с.27-29]
В 2001 г. приоритет отдавался
плавной предсказуемой
Политика обеспечения стабильности белорусского рубля осуществляется уже четвертый год, и можно говорить, что в настоящее время количественные результаты переходят в качественные. Так, темп девальвации за три года был снижен в 2,8 раза (с 33,9 процента за 2001 год до 12,3 процента в 2003 году), а в текущем году курс белорусского рубля практически стабилен. К доллару США он укрепился на 0,3 процента, к российскому рублю снизился на 3,1 процента, к евро — укрепился на 2,6 процента. Показатели курсообразования находятся в пределах прогнозных значений. И очень важно, что это достигнуто не за счет интервенций. Наоборот, сумма чистой покупки валюты Национальным банком составила за три месяца 2004 года около 96 миллионов долларов США, а чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования возросли более чем на 100 миллионов (с 601,3 до 703,2 миллиона долларов США). [16, с. 43-44]
Таким образом, начиная с 2000 г. денежно-кредитная политика в республике становится жестче, что согласуется с объективными социально-экономическими условиями, а также базируется на опыте (зарубежном и собственном) рыночных преобразований и достижения макроэкономической стабилизации. Цели и методы денежно-кредитной политики могут и должны корректироваться в процессе изменения общей макроэкономической ситуации в стране, направлений экономических реформ, а также внешнеэкономических факторов, которые становятся определяющими в условиях малой открытой экономики Республики Беларусь.
3.2 Проблемы и перспективы
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности.
Стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий не должны повториться в Беларуси.
Несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры требует времени и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соотношения, резкое изменение которых неизбежно приведет к шоковым потрясениям в экономике. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с системой перекрестного субсидирования, поддержания низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и рядом других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая это, денежно-кредитная и валютная политика, а также необходимые меры по перестройке системы социальной защиты населения, ценообразования и налогово-бюджетная политика должны осуществляться в комплексе и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.
Экономика
Беларуси в целом отвечает
критериям «малой открытой
Что касается политики Национального банка, то денежно-кредитная политика должна обеспечивать формирование необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности (т.е. приемлемых темпов роста цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уровень денежного предложения, который определяется политикой Нацбанка, должен возрастать умеренными темпами, а процентные ставки по операциям в национальной валюте - обеспечивать нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.
Следует обеспечить надежность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствами предприятий и граждан и должны обеспечивать их эффективное и безопасное размещение. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки. Кроме того, для Беларуси, как и для большинства других европейских стран с переходной экономикой, характерен определенный разрыв между уровнем индустриализации и концентрации производственного комплекса и размером финансового потенциала банковской системы. Некоторые страны «решают» эту проблему путем «деиндустриализации» экономики. Еще одним «простым» способом ее решения является эмиссионная «накачка» банковской системы деньгами.