Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.
Скажу немного о структуре самой курсовой работы. В первом разделе описывается сущность денежно-кредитной политики ее основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Денежно-кредитная политика и ее типы……………………………………...4
1.1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………4
1.2.Типы денежно-кредитной политики и условия их реализации……………9
1.3. Эффективность денежно-кредитной политики……………………………12

2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………...15
2.1. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран
с развитой рыночной экономикой…………………………………………........15
2.2. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран с
трансформационной экономикой………………………………………………19
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………..23
3.1 Характеристика денежно-кредитной политики Беларуси…………….......23
3.2 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика - РБ.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

Такие варианты сегодня не приемлемы для Беларуси, поэтому необходимо посредством применения системы регулирующих нормативов и требований сформировать структуру баланса и распределения различных операций банка, обеспечивающих платежеспособность, ликвидность и ограничение рисков, что является важнейшим условием для наращивания банками своего финансового потенциала. В обратном случае банк может стать неплатежеспособным, даже несмотря не возможные показатели высокой рентабельности, а быстрый рост финансового потенциала - вызвать «перенапряжение баланса». Все это чревато утратой активов сотен и тысяч клиентов.

Следует обеспечить нормальный ход платежного процесса. Ежедневные обороты платежей, проходящих через банковскую систему, сопоставимы с объемом ВВП за месяц. И кратковременный сбой в платежной системе может привести к тому, что сработает «принцип домино» и совокупные убытки банковской системы, предприятий-клиентов и граждан-получателей или отправителей платежей вследствие нарушения нормального платежного процесса будут огромными.

Все эти проблемы одинаково важны, и   учитываются при разработке денежно-кредитной политики

 В связи с этим в середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и денежно-кредитной политики на 1999-2000 гг. Разработчики Концепции проанализировали разные варианты валютной политики, включая самые «крайние»: от ужесточения административного регулирования валютного рынка до перехода к «свободному» курсообразованию на основе спроса и предложения. По мнению экспертов, вариант ужесточения административных методов регулирования, предусматривающий 100%-ю обязательную продажу валютной выручки субъектами хозяйствования по официальному курсу, государственную монополию на распределение валютных ресурсов, предельное усиление административного регулирования рынка наличной иностранной валюты и другие ограничительные меры административного характера, приведет к обострению существующих в валютной сфере негативных тенденций и дисбалансов и не обеспечит реального достижения единого курса белорусского рубля, стабилизации инфляционно-девальвационной ситуации, решения других задач социально-экономического развития республики

Неприемлем  также и вариант «полностью свободного» курсообразования под влиянием только рыночных сил. Такой режим в чистом виде если и применялся в каких-либо странах, то в течение очень непродолжительного времени, так как после перехода к нему выяснялось, что валютный курс не стабилен и слабо предсказуем, а его «свободные» колебания отнюдь не всегда способствуют созданию благоприятных условий для достижения благоприятного состояния экономики.

Особое внимание уделялось варианту политики «валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:

  • жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют;
  • осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной 
    валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе.
  • полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки ценных бумаг Правительства по «фиксированной» процентной ставке;
  • резкое сокращение возможностей Национального банка по поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).

Данный вариант  привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.

    Вместе с  тем, переход к политике «валютного управления» (ПВУ) может иметь в краткосрочном плане (1-2 месяца) негативные последствия, которые будут носить «шоковый» характер и выразятся в резком росте рублевых процентных ставок, снижении ликвидности банковской системы. При этом Национальный банк сможет поддерживать ликвидность конкретных банков только путем покупки у них иностранной валюты.

Негативные  долгосрочные последствия могут проявиться, прежде всего, в ухудшении внешнеторгового баланса, которое может быть смягчено в том случае, если будут созданы необходимые условия для притока иностранных инвестиций. При этом обеспечение на практике единого валютного курса создаст благоприятные условия для деятельности всех предприятий, в том числе экспортоориентированных.

В результате проделанного анализа разработчики пришли к выводу о том, что применявшиеся в зарубежной практике системы валютного регулирования в «чистом виде» не могут быть реализованы в конкретных социально-экономических условиях Беларуси, так как будут иметь довольно существенные негативные последствия. Поэтому разработчики Концепции предложили оригинальную систему «скользящей фиксации» валютного курса, которая сочетает положительные стороны политики «валютного управления» и обеспечивает минимизацию ее негативных аспектов, а также наметили комплекс мероприятий общеэкономического характера с целью достижения системности предлагаемой программы, включающих меры в области приватизации, социальной, ценовой, налогово-бюджетной и структурной политики. ПСФ по своей «идеологии» во многом аналогична политике «валютного управления». Обе системы предполагают создание гарантий беспрепятственной конвертации национальной валюты в СКВ за счет доведения размеров золотовалютных резервов до уровня, полностью покрывающего сумму денежной базы. Это позволяет добиться стабильности и высокой степени конвертируемости национальной денежной единицы. К сравнительным преимуществам ПСФ, по сравнению с ПВУ, относится то, что, во-первых, Национальный банк может осуществлять некоторую кредитную эмиссию, что должно обеспечить определенную «защиту» экономики от шоковых потрясений, неизбежных при переходе к очень жесткой, полностью безэмиссионной денежной политике. Во-вторых, обменный курс национальной валюты - не «застывший», а плавно понижается. Это позволяет стимулировать конкурентоспособность экспортеров, что в условиях Беларуси является важнейшим фактором поддержания положительных темпов роста ВВП. В третьих, темп девальвации при переходе к ПСФ задается на уровне постоянной величины. График девальвации может быть даже объявлен заранее. То есть в том, что касается предсказуемости валютного курса (а это важнейшее преимущество ПВУ), ПСФ практически не уступает. Наконец, в-четвертых, возможность продолжения Национальным банком самостоятельной процентной политики, активных операций на финансовом рынке также является преимуществом как в плане оперативного и гибкого регулирования банковской системы, предупреждения сбоев в работе платежной системы, так и с  макроэкономической точки зрения, поскольку, как подчеркивалось выше, уровень процентных ставок в условиях «малой открытой экономики» - важнейший регулятор общеэкономической стабильности.

    Основными  целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики Беларуси на 2001 — 2010 гг. и деятельности Национального банка Республики Беларусь являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной 
    способности, и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы;
  • осуществление эффективного, надежного и безопасного функционирования 
    платежной системы.

Обеспечение покупательной способности белорусского рубля инструментами денежно-кредитной политики предполагает недопущение роста цен за счет монетарных факторов свыше намечаемых параметров. В целях формирования в Беларуси макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств, являющихся основными торговыми партнерами республики, индекс потребительских цен должен составлять к 2005 г. не более 15—17 % и к 2010 г. — не более 5 %.

Достигнутое, фактическое обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса создает необходимую основу для инициирования процедуры присоединения к статье VIII Статей соглашения МВФ, что предусматривает недопущение каких-либо ограничений конвертируемости национальной валюты по текущему счету. Введение любого ограничения по этим операциям влечет за собой снижение репутации страны.

Среди основных каналов наращивания денежного  предложения на долгосрочный период выделяются: покупка иностранной валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах, а в качестве главного средства регулирования текущей ликвидности банков предполагается проведение операций с ценными бумагами правительства и с иностранной валютой. Валютные резервы правительства Беларуси будут формироваться также на основе использования рыночных инструментов: за счет увеличения валютных депозитов правительства в центральном банке, получения внешних займов, направления валютных доходов от приватизации государственной собственности [15, с.11 - 12].

       В заключение можно отметить, что приступив к реализации намеченного комплекса мероприятий денежно-кредитной и валютной политики, Национальному банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, можно сказать, что проблема денег продолжает занимать лучшие умы человечества. Интерес к ней особенно усилился в связи с уходом золота из сферы денежного обращения, поскольку с прекращением функционирования золотых монет исчезли многие догмы и существующие постулаты. К тому же экономическая наука не была готова к объяснению возникших денежных феноменов. Поэтому, несмотря на то, что в этой области много сделано и делается, основная работа еще впереди.

В полной мере это относится  и к монетарной политике. Наличие целого ряда проблем функционирования денежно-кредитных систем свидетельствует о проведении огромной работы по наведению в ней порядка и приданию динамичности в ее развитие. Соответственно только после укрепления и реформирования банковских систем можно приступить к решению задач  по стабилизации денежно- кредитной сферы, включающих снижение темпов инфляции при одновременном росте денежной массы и замедлении скорости обращения денег. При этом мировой опыт свидетельствует, что целесообразно проводить не разрозненные методы по стабилизации монетарной сферы, а увязанные в единый блок с бюджетно-финансовой и ценовой политикой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ясинский Ю.М. Основы Банковского Дела: Учеб. пособие.  Мн.,1999. 456 с.
  2. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки  Мн.,1997. 346 с.
  3. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки М., 1995., 417 с.
  4. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Макроэкономика: Учеб. пособие. М: Новое знание, 2002. 462 с.
  5. Атапова Т.А.,  Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.,2001., 325 с.
  6. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. 520 с.
  7. Лусс А.. Макроэкономика: Учебное пособие. С.Пб.,1999. 246 с.
  8. Лемешевский И.М. Макроэкономика: Мн.: ФУАинформ, 2004. 576 с.
  9. Тарасов В. «Деньги и денежно-кредитная политика: прошлое и современность» // Белорусский экономический журнал: Мн, 2000. №3 С. 86-93.
  10. Макконнелл К., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., ИНФРА,  2004, 972 с.
  11. Чзкоу Сяочуань «Денежно-кредитная политика, реформа финансовой системы и устойчивый экономический рост в Китае» // Деньги и кредит: 2003. №7 С. 23-26.
  12. Тихонов А.О. «Современная денежно- кредитная политика: зарубежный опыт»

       // Вестник Ассоциации белорусских банков: 2001.№10. С. 15-17.

  1. Тихонов А.О. «Денежно-кредитная политика республики Беларусь: проблемы и перспективы» // Белорусский экономический журнал :2000.№3. С .86-93
  2. Зеленевич М.Л. "Денежно-кредитная политика  как элемент макроэкономической стабилизации" // Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета: 2003.№3. С. 24-30.
  3. Концепция программы развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг. на 2001 С. 10-14.
  4. Алымов Ю.М.  "Итоги денежно-кредитной политики за 1 квартал"//Банковский вестник: 2004.№2. С.43-45.
  5. Ярошенко А., Вардевенский П."Денежно-кредитная политика и экономический рост Беларуси"//Банковский вестник: 2004.№1.С. 4-6. С.41-42.
  6. Эдвин Дж Долан. Деньги, банки и денежно-кредитная политика С.Петербург 1994, 678 с.
  7. Белоглазова Т.Н. Деньги Кредит Банки: М., ЮРАЙТ, 2004. 675 с.
  8. Мацкулик И.Д. Государственные и муниципальные финансы : М., изд. РАГС, 2004. 536 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

M1/P            M2/P

Реальные денежные остатки М/Р

Рис.П1.1. Гибкая денежно-кредитная политика

Примечание. Источник [4, с.296]

 

 

 

                                                        M0/P

Реальные денежные остатки М/Р

Рис.П1.2. Жесткая  денежно-кредитная политика

Примечание. Источник [4, с. 297]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

M1/P      M2/P

Реальные  денежные остатки M/P

Рис.П2.3. Эластичная денежно-кредитная политика

Примечание. Источник [4,с. 298]

 

 

r/ - внутренняя  ставка процента

                                               r - мировая ставка процента

                    d - темп девальвации национальной валюты

Рис.П.2.4. Множество возможных  состояний "малой открытой экономики": точка 0 соответствует устойчивому  состоянию равновесия ( r = r , курс национальной валюты стабилен); линия а множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r>r, валютный курс растет, справа r<r, валютный курс снижается).

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Беларуси