Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 09:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.
Скажу немного о структуре самой курсовой работы. В первом разделе описывается сущность денежно-кредитной политики ее основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Денежно-кредитная политика и ее типы……………………………………...4
1.1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………4
1.2.Типы денежно-кредитной политики и условия их реализации……………9
1.3. Эффективность денежно-кредитной политики……………………………12
2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………...15
2.1. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран
с развитой рыночной экономикой…………………………………………........15
2.2. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран с
трансформационной экономикой………………………………………………19
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь……………………..23
3.1 Характеристика денежно-кредитной политики Беларуси…………….......23
3.2 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников……
Такие варианты сегодня не приемлемы для Беларуси, поэтому необходимо посредством применения системы регулирующих нормативов и требований сформировать структуру баланса и распределения различных операций банка, обеспечивающих платежеспособность, ликвидность и ограничение рисков, что является важнейшим условием для наращивания банками своего финансового потенциала. В обратном случае банк может стать неплатежеспособным, даже несмотря не возможные показатели высокой рентабельности, а быстрый рост финансового потенциала - вызвать «перенапряжение баланса». Все это чревато утратой активов сотен и тысяч клиентов.
Следует обеспечить нормальный ход платежного процесса. Ежедневные обороты платежей, проходящих через банковскую систему, сопоставимы с объемом ВВП за месяц. И кратковременный сбой в платежной системе может привести к тому, что сработает «принцип домино» и совокупные убытки банковской системы, предприятий-клиентов и граждан-получателей или отправителей платежей вследствие нарушения нормального платежного процесса будут огромными.
Все эти проблемы одинаково важны, и учитываются при разработке денежно-кредитной политики
В связи с этим в середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и денежно-кредитной политики на 1999-2000 гг. Разработчики Концепции проанализировали разные варианты валютной политики, включая самые «крайние»: от ужесточения административного регулирования валютного рынка до перехода к «свободному» курсообразованию на основе спроса и предложения. По мнению экспертов, вариант ужесточения административных методов регулирования, предусматривающий 100%-ю обязательную продажу валютной выручки субъектами хозяйствования по официальному курсу, государственную монополию на распределение валютных ресурсов, предельное усиление административного регулирования рынка наличной иностранной валюты и другие ограничительные меры административного характера, приведет к обострению существующих в валютной сфере негативных тенденций и дисбалансов и не обеспечит реального достижения единого курса белорусского рубля, стабилизации инфляционно-девальвационной ситуации, решения других задач социально-экономического развития республики
Неприемлем также и вариант «полностью свободного» курсообразования под влиянием только рыночных сил. Такой режим в чистом виде если и применялся в каких-либо странах, то в течение очень непродолжительного времени, так как после перехода к нему выяснялось, что валютный курс не стабилен и слабо предсказуем, а его «свободные» колебания отнюдь не всегда способствуют созданию благоприятных условий для достижения благоприятного состояния экономики.
Особое внимание уделялось варианту политики «валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:
Данный вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.
Вместе с
тем, переход к политике «валют
Негативные долгосрочные последствия могут проявиться, прежде всего, в ухудшении внешнеторгового баланса, которое может быть смягчено в том случае, если будут созданы необходимые условия для притока иностранных инвестиций. При этом обеспечение на практике единого валютного курса создаст благоприятные условия для деятельности всех предприятий, в том числе экспортоориентированных.
В результате проделанного анализа разработчики пришли к выводу о том, что применявшиеся в зарубежной практике системы валютного регулирования в «чистом виде» не могут быть реализованы в конкретных социально-экономических условиях Беларуси, так как будут иметь довольно существенные негативные последствия. Поэтому разработчики Концепции предложили оригинальную систему «скользящей фиксации» валютного курса, которая сочетает положительные стороны политики «валютного управления» и обеспечивает минимизацию ее негативных аспектов, а также наметили комплекс мероприятий общеэкономического характера с целью достижения системности предлагаемой программы, включающих меры в области приватизации, социальной, ценовой, налогово-бюджетной и структурной политики. ПСФ по своей «идеологии» во многом аналогична политике «валютного управления». Обе системы предполагают создание гарантий беспрепятственной конвертации национальной валюты в СКВ за счет доведения размеров золотовалютных резервов до уровня, полностью покрывающего сумму денежной базы. Это позволяет добиться стабильности и высокой степени конвертируемости национальной денежной единицы. К сравнительным преимуществам ПСФ, по сравнению с ПВУ, относится то, что, во-первых, Национальный банк может осуществлять некоторую кредитную эмиссию, что должно обеспечить определенную «защиту» экономики от шоковых потрясений, неизбежных при переходе к очень жесткой, полностью безэмиссионной денежной политике. Во-вторых, обменный курс национальной валюты - не «застывший», а плавно понижается. Это позволяет стимулировать конкурентоспособность экспортеров, что в условиях Беларуси является важнейшим фактором поддержания положительных темпов роста ВВП. В третьих, темп девальвации при переходе к ПСФ задается на уровне постоянной величины. График девальвации может быть даже объявлен заранее. То есть в том, что касается предсказуемости валютного курса (а это важнейшее преимущество ПВУ), ПСФ практически не уступает. Наконец, в-четвертых, возможность продолжения Национальным банком самостоятельной процентной политики, активных операций на финансовом рынке также является преимуществом как в плане оперативного и гибкого регулирования банковской системы, предупреждения сбоев в работе платежной системы, так и с макроэкономической точки зрения, поскольку, как подчеркивалось выше, уровень процентных ставок в условиях «малой открытой экономики» - важнейший регулятор общеэкономической стабильности.
Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики Беларуси на 2001 — 2010 гг. и деятельности Национального банка Республики Беларусь являются:
Обеспечение
покупательной способности
Достигнутое,
фактическое обеспечение
Среди основных каналов наращивания денежного предложения на долгосрочный период выделяются: покупка иностранной валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах, а в качестве главного средства регулирования текущей ликвидности банков предполагается проведение операций с ценными бумагами правительства и с иностранной валютой. Валютные резервы правительства Беларуси будут формироваться также на основе использования рыночных инструментов: за счет увеличения валютных депозитов правительства в центральном банке, получения внешних займов, направления валютных доходов от приватизации государственной собственности [15, с.11 - 12].
В заключение можно отметить, что приступив к реализации намеченного комплекса мероприятий денежно-кредитной и валютной политики, Национальному банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что проблема денег продолжает занимать лучшие умы человечества. Интерес к ней особенно усилился в связи с уходом золота из сферы денежного обращения, поскольку с прекращением функционирования золотых монет исчезли многие догмы и существующие постулаты. К тому же экономическая наука не была готова к объяснению возникших денежных феноменов. Поэтому, несмотря на то, что в этой области много сделано и делается, основная работа еще впереди.
В полной мере это относится и к монетарной политике. Наличие целого ряда проблем функционирования денежно-кредитных систем свидетельствует о проведении огромной работы по наведению в ней порядка и приданию динамичности в ее развитие. Соответственно только после укрепления и реформирования банковских систем можно приступить к решению задач по стабилизации денежно- кредитной сферы, включающих снижение темпов инфляции при одновременном росте денежной массы и замедлении скорости обращения денег. При этом мировой опыт свидетельствует, что целесообразно проводить не разрозненные методы по стабилизации монетарной сферы, а увязанные в единый блок с бюджетно-финансовой и ценовой политикой государства.
// Вестник Ассоциации белорусских банков: 2001.№10. С. 15-17.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
M1/P M2/P
Реальные денежные остатки М/Р
Рис.П1.1. Гибкая денежно-кредитная политика
Примечание. Источник [4, с.296]
Реальные денежные остатки М/Р
Рис.П1.2. Жесткая денежно-кредитная политика
Примечание. Источник [4, с. 297]
M1/P M2/P
Реальные денежные остатки M/P
Рис.П2.3. Эластичная денежно-кредитная политика
Примечание. Источник [4,с. 298]
r/ - внутренняя ставка процента
d - темп девальвации национальной валюты
Рис.П.2.4. Множество возможных состояний "малой открытой экономики": точка 0 соответствует устойчивому состоянию равновесия ( r = r , курс национальной валюты стабилен); линия а множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 r>r, валютный курс растет, справа r<r, валютный курс снижается).