Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель работы –рассмотреть понятие денежного рынка,а также механизм методы и инструменты его регулирования.
Задачи работы:
Рассмотреть модель равновесия денежного рынка ,проанализировав при этом спрос и предложение на денежном рынке.
Выявить особенности,проблемы и перспективы функционирования денежного рынка. В следующих главах данной работы будут рассмотрены взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке, денежная масса, а также денежные агрегаты и стратегия управления денежно-кредитной политикой.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Понятие рынка …………………………………………………..4
1.1 Денежный рынок………………………………………………………....5
1.2 Масса денег в обращении………………………………………………..6
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке…………………...10
2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность………………………………………………..10
2.2 Денежный рынок и спрос на деньги……………………………………13
2.3 Предложение: понятие, факторы, эластичность……………………………………17
2.4 Предложение на денежном рынке………………………………………19
2.5 Рыночное равновесие и равновесная цена…………………………………………….25
Глава3.Стратегия управления денежно-кредитной политикой……..27
3.1 Определение денежно-кредитной политики………………………………………….27
3.2 Основные цели денежно-кредитной политики ……………………………………..28
Заключение….………………………………………………………………..31
Литература……………………………………………………………………33
Приложения……………………………………………………………….35-41
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие рынка …………………………………………………..4
1.1 Денежный рынок………………………………………………………....
1.2 Масса денег в обращении………………………………………………..6
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке…………………...10
2.2 Денежный рынок и спрос на деньги……………………………………13
2.4 Предложение на денежном рынке………………………………………19
Заключение….………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Тема данной курсовой работы «Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке». Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.
Исходя из вышеизложенного необходимо отметить,что выбранная тема является актуальной.
Цель работы –рассмотреть понятие
денежного рынка,а также
Задачи работы:
Рассмотреть модель равновесия денежного рынка ,проанализировав при этом спрос и предложение на денежном рынке.
Выявить особенности,проблемы и перспективы функционирования денежного рынка. В следующих главах данной работы будут рассмотрены взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке, денежная масса, а также денежные агрегаты и стратегия управления денежно-кредитной политикой.
Глава 1. Понятие рынка
В самом общем виде
рынок—это система экономически
Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы
и покупатели. В качестве продавцов
и покупателей выступают
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег—все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех основных элементов: предложения, спроса, цены. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным двигателем», питательной средой жизнедеятельности рынка, — конкуренция.
Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих
1.1 Денежный рынок
Денежный рынок – это рынок, на котором продается и покупается особый товар – деньги. Основными элементами рынка являются спрос на деньги, предложение денег, цена денег (ставка ссудного процента).
Деньги играют исключительную роль в рыночной экономике, в основе функционирования которой лежат товарно – денежные отношения. Деньги часто называют языком рынка, так как с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Поэтому рынок невозможен без денег, без денежного обращения.
Денежное обращение – это непрерывное движение денег, их функционирование в качестве средства обращения или средства платежа. Денежное обращение обслуживает реализацию товаров, а так же движение ссудного (в виде денежного капитала) и фиктивного (в виде ценных бумаг) капитала. Следовательно, денежное обращение состоит из совокупности безналичных денежных оборотов (безналичные расчеты составляют до 75%) и обращения денежных денег.
Организация денежного обращения, исторически сложившаяся в стране и закрепленная в законодательном порядке, образует денежную систему.
Законодательством каждой страны определяется структура денежной системы, которая включает:
- национальную денежную единицу (рубль, доллар, франк, иена и т.д.), в которой выражены цены товаров и услуг;
- систему кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;
- регламентируемые государством
формы и условия использования
частных кредитных денег (
- систему эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;
- порядок обмена национальной
валюты на иностранную и
- государственные органы, ведающие
вопросами регулирования
В зависимости от вида обращаемых денег выделяют два основных типа денежных систем: система обращения металлических денег; система обращения номинальных денежных знаков .
1.2 Масса денег в обращении
Современные деньги –
это неразменные кредитные
Сегодня денежный оборот в любой развитой стране представлен не только купюрами и монетами, но и средствами на банковских счетах, которые можно или обратить в наличные, или беспрепятственно осуществить ими безналичный платеж. Поэтому экономисты часто используют вместо термина «деньги» понятие «денежная масса». Для измерения ее состава и структуры используются денежные агрегаты: М1, М2, М3 (в зависимости от сложности перемещения средств, их «скованности» в процессе трансформации в наличные деньги). Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам.
Согласно классификации, используемой в США, денежные агрегаты представлены следующим образом (в порядке убывания степениликвидности):
Ml — наличные деньги
(банкноты и монеты), депозиты
до востребования, дорожные
М2 — Ml плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 тыс. дол.);
МЗ — М2 плюс срочные вклады свыше 100 тыс. дол., депозитные сертификаты и др.
В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты Ml и М2. Иногда выделяется показатель наличности МО или С (от англ, currency) как часть Ml.
В российской практике по методике Банка России агрегат МО включает в себя наличные деньги, т.е. металлические монеты и банкноты, непосредственно обращающиеся в государстве. В составе агрегата Ml учитывается агрегат МО, а также:
а) депозиты до востребования частных лиц в Сбербанке России;
б) вклады в коммерческих банках;
в) средства на расчетных и специальных счетах нефинансовых агентов.
Денежный агрегат М2 охватывает более широкое пространство в экономической системе и отражает деньги как достаточно ликвидное средство накопления, пригодное для использования в расчетах. Кроме активов агрегата Ml он включает активы, имеющие фиксированную номинальную стоимость и способные превращаться для совершения платежей в наличные деньги или транзакционные депозиты. В отличие от активов агрегата Ml активы этой группы не могут непосредственно переводиться от одного лица к другому, хотя обладают достаточно высокой ликвидностью. По методике Банка России в этот агрегат добавляются срочные вклады, хранящиеся в Сбербанке России.
Денежный агрегат МЗ включает в себя агрегат М2, а также депозитные сертификаты, долгосрочные ценные бумаги и срочные депозиты длительного хранения (от 90 до 360 дней).
Еще одним важным показателем количества денег в обращении является денежная база ("сильные деньги") – это деньги, находящиеся под непосредственным контролем центрального государственного банка (наличные деньги в обращении и деньги на счетах коммерческих банков, в центральном государственном банке) .
Данные о количестве денег в экономике России представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Годовые приросты денежной массы (М2), наличного компонента (М0) и потребительской инфляции в России .
Денежные агрегаты позволяют определить количество денег, находящихся в обращении. Но от чего оно зависит? Сколько денег должно быть в экономике?
Ответ на этот вопрос дает уравнение обмена И. Фишера, согласно которому количество денег в обращении должно быть таким, чтобы соблюдался баланс между ними и стоимостью производимых в стране товаров и услуг с учетом их цен:
М × V = Р × Q, (1)
где М – количество денег (или денежная масса) в обращении;
V – скорость обращения денег
(среднегодовое количество раз,
Р – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров и услуг);
Q – реальный объем
Простые преобразования позволяют получить формулу количества
денег, необходимых для обращения:
М = (Р × Q) : V. (2)
Из этой формулы ясно, что чем больше созданный в стране национальный продукт, тем больше денег должно находиться в обращении. С увеличением физического количества товаров приходится наращивать и денежную массу.
Поскольку скорость обращения денег определяется неденежными факторами, то она может рассматриваться как постоянная величина. Разделив обе части уравнения на V и выразив величину (1/V) через k, получим формулу, которая называется кембриджским уравнением:
М= k × Р × Q, (3)
где k – коэффициент пропорциональности между номинальным доходом (Р × V) и желаемым денежным запасом, т.е. частью дохода, которую хозяйствующие субъекты хотят хранить в денежной форме.
Коэффициент k называют коэффициентом монетизации, так как он характеризует насыщенность экономики деньгами. На практике коэффициент монетизации (k) рассчитывается как отношение М2 к ВВП, умноженное на 100%.
Из рассматриваемой формулы видно, что уровень цен и количество денег в обращении находятся в прямой зависимости: рост цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и, наоборот, увеличение денежной массы приводит к росту цен. Однако роста цен не будет, если одновременно с ростом денежной массы будет происходить расширение объема выпуска товаров и услуг в той же или большей степени .
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке
Спрос и предложение образуют диалектическое единство противоположностей. Их единство вытекает из того, что спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе. Противоречивость этих категорий проявляется в противоречии между стоимостью и потребительной стоимостью, между продавцами и покупателями, между производителями и потребителями. Предложение оказывает воздействие на размеры и структуру спроса; спрос, в свою очередь, «побуждает» предложение приспосабливаться к требованиям рынка .
2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность
Спрос — это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от разных факторов: цен на товары, доходов и вкусов покупателей, числа покупателей и т.д. Одним из главных факторов является цена. Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, есть цена спроса. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса, суть которого: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. И напротив, при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему росту величины спроса. Следовательно, существует отрицательная, или обратная связь между ценой и величиной спроса.