Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель работы –рассмотреть понятие денежного рынка,а также механизм методы и инструменты его регулирования.
Задачи работы:
Рассмотреть модель равновесия денежного рынка ,проанализировав при этом спрос и предложение на денежном рынке.
Выявить особенности,проблемы и перспективы функционирования денежного рынка. В следующих главах данной работы будут рассмотрены взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке, денежная масса, а также денежные агрегаты и стратегия управления денежно-кредитной политикой.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Понятие рынка …………………………………………………..4
1.1 Денежный рынок………………………………………………………....5
1.2 Масса денег в обращении………………………………………………..6
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке…………………...10
2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность………………………………………………..10
2.2 Денежный рынок и спрос на деньги……………………………………13
2.3 Предложение: понятие, факторы, эластичность……………………………………17
2.4 Предложение на денежном рынке………………………………………19
2.5 Рыночное равновесие и равновесная цена…………………………………………….25
Глава3.Стратегия управления денежно-кредитной политикой……..27
3.1 Определение денежно-кредитной политики………………………………………….27
3.2 Основные цели денежно-кредитной политики ……………………………………..28
Заключение….………………………………………………………………..31
Литература……………………………………………………………………33
Приложения……………………………………………………………….35-41
Эту зависимость можно объяснить следующими причинами:
1. Высокая цена отбивает у потребителей желание купить товар, а низкая усиливает число покупателей и количество покупок, что означает увеличение спроса.
2. Потребление подвержено
действию принципа убывающей
предельной полезности, согласно
которому последующие единицы
данного продукта приносят все
меньше и меньше
3. Закон спроса можно
объяснить эффектами дохода и
замещения. «Эффект дохода»
«Эффект замещения» выражается в том, что покупатель стремится приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара, цена на который осталась прежней, т.е. заменить дорогие продукты более дешевыми.
Взаимосвязь между ценой продукта и объемом (величиной) спроса можно выразить в табличной форме в виде шкалы спроса или изобразить в виде нисходящей кривой на графике (Приложение 1).
Изменение объема (величины) спроса при изменении цены товара означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой спроса.
Вместе с тем, на спрос влияют и другие факторы:
1. Изменение вкусов
покупателей (физическое
2. Изменение числа покупателей (снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детское питание).
3. Изменение дохода (увеличение доходов повышает спрос на мясо, фрукты и снижает спрос на картофель, хлеб и т.д.).
4. Изменение цен на сопряженные товары (снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом).
5. Изменения в ожиданиях потребителей (предполагая, что закупки импортного сахара сократятся, и это вызовет повышение цен на него, население расширяет текущий спрос на сахар).
6. Изменения в экономической
политике государства (уменьшен
Изменение одного или более из этих факторов вызывает изменение спроса: при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо вверх, а уменьшение — влево вниз.
Таким образом, закон
спроса является одним из величайших
законов рыночной экономики, ибо
он придает поведению покупателей
и продавцов объективную
Однако на практике бывают ситуации, которые представляются как бы исключением из закона спроса. Например, когда:
Изменение величины спроса под влиянием динамики цены характеризуется показателем эластичности спроса по цене (Приложение 2).
В зависимости от степени эластичности кривые спроса будут иметь различную конфигурацию (Приложение 3).
Эластичность спроса,
как правило, велика при высоких
ценах, а при снижении цен она
сокращается и может вообще исчезнуть,
если падение цен настолько сильно,
что достигается уровень
На динамику спроса на тот или иной товар при неизменном доходе может оказывать воздействие и изменение цен на другие товары. Силу такого воздействия определяют перекрестным коэффициентом эластичности спроса по цене. Он показывает, насколько процентов изменится спрос на товар Х при однопроцентных колебаниях цены товара У: К.эл.с.ц. = изменение величины спроса (в %) : изменение цены (в %). Величина этого коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары. Они могут быть взаимосвязанными (К.эл.с.ху > 0), взаимодополняемыми (К.эл.с.ху < 0) и нейтральными (К.эл.с.ху = 0).
Спрос испытывает влияние
и со стороны дохода покупателя.
Количественно взаимосвязь
К.эл.с.д. = изменение объема спроса (в%) : изменение дохода (в%).
Если этот коэффициент величина отрицательная, то товары называются недоброкачественными, а если — величина положительная, то товары нормальные. Товары могут относиться к предметам первой необходимости, когда 0 < К.эл.с.д < 1; второй необходимости, когда К.эл.с.д. = 1 и к предметам роскоши, когда К.эл.с.д. > 1 .
2.2 Денежный рынок и спрос на деньги
Денежный рынок — это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег. Этот рынок имеет в своем составе институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения.
Спрос на деньги определяется функциями денег и их ликвидностью. Согласно классической количественной теории денег спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения:
MD=PQ/V, (4)
где MD — спрос на деньги;
Р — уровень цен;
Q — реальный объем производства;
V — скорость обращения денег.
Кейнсианская теория спроса на деньги отличается от классической тем, что в теории Кейнса главная роль отводится ставке процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит те ниже спрос на наличные деньги .
Дж.М.Кейнс назвал свою модель спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности. Он считал, что люди сохраняют свое богатство, или активы, в форме денег прежде всего вследствие их высокой ликвидности либо возможности использовать их в качестве средства платежа. По мнению Кейнса, люди стремятся хранить часть своего богатства в виде денег по трем причинам:
1) возможность использовать деньги для платежей по текущим сделкам. Эту причину или, точнее, мотив он называет трансакционным мотивом. В переводе с английского этот термин означает деловой, связанный со сделками и платежами;
2) желание обеспечить
будущие платежи. Кейнс
3) желание избежать в будущем потери капитала, помещенного в ценные бумаги. Когда курс на ценные бумаги повышается, владелец, продавая их, увеличивает свой капитал. Предвидя в будущем понижение курса, он может заблаговременно продать их и тем самым избежать финансовых потерь. Такой мотив Кейнс называет спекулятивным.
В модели Кейнса спрос на деньги зависит от величины номинального дохода и процентной ставки. С увеличением дохода спрос на деньги возрастает, а с уменьшением — падает. При прочих равных условиях увеличение номинального дохода вызывает увеличение спроса на деньги, которое определяется трансакционным мотивом и мотивом предосторожности, проще говоря, мотивами текущих и будущих платежей.
Снижение нормы ссудного
процента увеличивает спрос на деньги,
обусловленный спекулятивным
Современная модель спроса на деньги во многом отличается от кейнсианской. Отличия эти состоят в том, что современная модель рассматривает также другие формы денежных активов, а не только наличные деньги и вклады до востребования. Кроме того, современная теория считает богатство определяющим фактором спроса на деньги. Если увеличивается общее богатство, то скорей всего будет возрастать и денежная масса. Сомнению подвергаются и мотивы, обусловливающие спрос на деньги, которые выдвигал Кейнс. Наконец, современная теория спроса на деньги учитывает инфляцию, поскольку она подрывает полезность денег как средства сбережения. Поэтому функцию спроса в этой теории можно выразить следующей формулой:
MD = f(y,r,p), (5)
где у — номинальный национальный доход;
r — ожидаемая реальная норма процента;
р — ожидаемый темп инфляции.
Учитывая, что номинальная норма процента равна сумме ожидаемой реально нормы процента и ожидаемого темпа инфляции, приведенную формулу можно записать так:
MD = F(Y, R), (6)
где R — ожидаемая номинальная норма процента.
Эту зависимость можно представить графически. Номинальная норма процента на рисунке 2 отложена по оси ординат, а предполагаемый спрос на деньги — по оси абсцисс. По мере снижения ставки процента с r1 до r2 спрос на деньги возрастает с М1 до M2. При увеличении номинального национального дохода происходит сдвиг кривой спроса вправо.
Рис. 2. Зависимость спроса на деньги от нормы процента
Предложение — это количество товаров или услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут получить люди, желающие их купить. На объем предложения влияет множество факторов, но одним из главных является цена.
Существует положительная
или прямая зависимость между
ценой и количеством
Минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар, называется ценой предложения. Ниже этой цены товар не может быть продан, ибо в данном случае его производство будет убыточно.
Закон предложения можно выразить в форме таблицы или изобразить на графике в виде кривой (Приложение 5).
Однако, не следует смешивать понятия «изменение величины (объема) предложения» и «изменение предложения». Первое может быть выражено путем передвижения на постоянной кривой от одной точки к другой результате изменения цены данного товара. А «изменение предложения» означает, что кривая предложения может изменять свое положение, сдвигаясь влево вверх (предложение уменьшается) или вправо вниз (предложение увеличивается). На смещение кривой предложения оказывают влияние следующие неценовые факторы:
Изменение цен на ресурсы, что сказывается на изменении издержек производства, а в итоге и на предложении (снижение цен на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы).
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на «эластичное» и «неэластичное». Эластичность предложения по цене — это степень реагирования объема (величины) предложения на изменения цены единицы товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по формуле:
К.эл.п.ц. = процентное изменение объема предложения : процентное изменение цены.