Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 22:42, курсовая работа
Денежный рынок в России имеет свои специфические особенности по сравнению с валютным рынком зарубежных стран. Он не рассматривается как самостоятельный фактор рыночного регулирования экономики, а считается внутренней составляющей финансового рынка.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности денежного рынка современной России и его регулирования.
Введение…………………………………………………………………..….3
Глава 1.Теоретические основы денежного рынка ……………………..…5
1.1.Понятие денег и их функции………………………………………..…..5
1.2.Спрос на деньги и их предложение………………………………….…9
1.3.Регулирование денежного рынка………………………………………..12
Глава 2.Анализ развития денежного рынка в российской экономике….16
2.1.Анализ движения денежного рынка в 90-е годы…………………….16
2.2.Анализ современного денежного рынка в РФ………………………..…18
Глава 3. Совершенствование развития денежного рынка в РФ……………24
3.1 Повышение эффективности государственного регулирования денежного рынка в РФ…………………………………………………………..24
3.2 Прогнозы развития денежного рынка в России…………………..…..26
Заключение………………………………………………………………..…..35
Список использованной литературы и источников………………………36
Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег.
где МВ – денежная база,
С – наличность,
R – резервы.
Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег к денежной базе:
Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность-депозитыcr (коэффициент депонирования) и резервы-депозитов rr (норму резервирования):
, где , .
Величина cr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.
Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.
Центральный Банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.
Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный Банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:
1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), то есть ставки, по которой Центральный Банк кредитует коммерческие банки;
2) изменение нормы обязательных резервов, то есть минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном банке;
3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).
Равновесие на денежном рынке.
Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег.
Спрос на деньги (кривая LD) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальная ставка процента равна реальной). В точке равновесия спрос на деньги и их предложение равны.
Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением уровня дохода, предложения денег.
Так, изменение уровня дохода, например, его увеличение, повышает спрос на деньги и ставку процента (рис. 1.3). Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки( рис. 1.4). Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения.
Рис. 1.3 Сдвиг кривой спроса Рис. 1.4 Сдвиг кривой предложения
Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных.(1, с.155)
1.3.Регулирование денежного рынка
Операции на открытом рынке.
Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор. Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:
1) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т. е. ставки, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки;
2) изменение нормы обязательных резервов, т. е. минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном банке;
3) операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).
Одной из функций Центрального банка является купля-продажа ценных бумаг, которые считаются одним из самых надежных видов финансовых активов. Основными контрагентами Центрального банка при осуществлении этих операций являются коммерческие банки. Центральный банк, таким образом, получает возможность оказывать активное воздействие на ресурсы, которыми располагают коммерческие банки.
Действительно, если в проведении учетной политики роль Центрального банка относительно пассивна, то, покупая и продавая ценные бумаги на открытом рынке (например, на бирже), Центральный банк может очень эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране. К тому же операции на открытом рынке ценных бумаг - по своей природе вполне рыночный инструмент, соответствующий рыночным «правилам игры». Центральный банк, участвуя в торгах, является при этом полноправным и равноправным агентом рынка, таким же, как и все другие его участники. Поэтому политику проведения операций на открытом рынке считают самым эффективным инструментом денежно-кредитной политики.
В период высокой конъюнктуры Центральный банк навязывает коммерческим банкам покупку государственных ценных бумаг. Такая операция существенно сужает возможности коммерческих банков в предоставлении ими кредитов, тем самым уменьшая объем денежной массы, находящейся в обращении. Во время экономического спада Центральным банком производится обратная операция.
Если Центральный банк продает государственные ценные бумаги, их предложение превышает спрос и, следовательно, понижаются цены этих ценных бумаг. Тем самым повышается привлекательность покупки государственных ценных бумаг. Если Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цен. А значит, у населения появляется стимул к продаже принадлежащих ему государственных ценных бумаг. Так, если Центральный банк продает государственные ценные бумаги, то облигация с номиналом 100 долл. с 10 % годовых может стоить, например, 80 долл. Процент по ней составит 10 долл., что обеспечит покупателю доход в 12,5 % (10/80 х 100). Когда Центральный банк начинает скупать ценные бумаги, спрос на них возрастает, рыночная цена увеличивается (например, до 125 долл.), а доходность падает до 8 % (10/125 х 100). В этих условиях держатели облигаций предпочтут продать их государству и получить соответствующую курсовую разницу.
Операции на открытом рынке - наиболее широко используемый метод регулирования объема денежной массы в странах с развитой, стабильно функционирующей экономикой, имеющих к тому же достаточно емкий и надежный рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада). Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это самый быстрый и легкий путь решения проблемы Регулирования кредитных средств и, следовательно, темпов развития производства. Кроме того, здесь возможен достаточно точный расчет - всегда четко определяется, сколько государственных облигаций нужно продать или, наоборот, сколько скупить. Во-вторых, использование учетной ставки затруднено, в частности, тем, что коммерческие банки в развитой рыночной системе относительно редко пользуются кредитами Центрального банка, и обычно именно потому, что вкладывают большие средства в покупку государственных облигаций. Поэтому чаще всего она выполняет больше информационную функцию, чем стимулирующую, и в развитых рыночных странах этим инструментом пользуются очень редко. Затруднено в этих странах также и использование нормы резервирования. Связано это с тем, что средства, находящиеся в резерве, не приносят процента, по сути дела оставаясь мертвым капиталом. И увеличение объемов такого капитала нежелательно, вообще говоря, ни коммерческим банкам, ни обществу в целом. Михайлушкин А.И. Экономика. С.291-292. Отметим, что в кредитной политике России практика проведения подобного рода операций пока находится в зародышевом состоянии.
Дисконтная политика. Государственный Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам под определенный, одинаковый для всех процент, который называют учетной (дисконтной) ставкой. Получение таких кредитов (ссуд) называют заимствованием в учетном (дисконтном) окне. Совершенно очевидно, что процентные ставки, которые будут устанавливать коммерческие банки своим клиентам, должны быть по крайней мере не ниже (а в действительности, как правило, выше, иначе это не принесет никакой прибыли коммерческим банкам), чем учетная ставка Центрального банка.
Центральный банк вправе в любое время изменить учетную ставку, повысив или понизив ее. Манипулирование официальной учетной ставкой и есть тот рычаг, с помощью которого Центральный банк регулирует спрос и предложение на рынке капиталов.
Если государство решает повысить учетную ставку для кредитов коммерческим банкам, те также будут вынуждены повышать свои процентные ставки. Это означает, что кредиты становятся более дорогими, как следствие - уменьшается объем кредитования, и в итоге денежная масса в обращении уменьшается. Таким образом, гасится стремление фирм к новым инвестициям, свертывается деловая активность бизнеса. И наоборот, если государство снижает процент платы за кредиты, коммерческие банки получают возможность сделать более дешевыми кредиты для предприятий (фирм) и населения, а значит, денежная масса в обращении увеличивается. В результате увеличивается объем покупок акций, производственного оборудования, разворачивается строительство новых производств и т. д.
Регулирование объема денежной массы с помощью учетной ставки во многих странах (в частности, и в России) является одним из основных (главных) инструментов предложения денег.
Управление резервами.
Управление государственными золотовалютными резервами является элементом валютной политики, проводимой правительством и центральным банком любого государства. Уровень этих резервов определяет степень обеспеченности международных макроэкономических расчетов страны необходимыми платежными средствами. Цель управления резервными активами - обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности.
Основные принципы управления валютными резервами Банка России - обеспечение сохранности, ликвидности и доходности валютных резервов. Причем задача обеспечения сохранности и ликвидности валютных резервов является первостепенной по отношению к задаче достижения максимальной доходности.
Совет директоров ЦБ принимает "Основные принципы управления валютными резервами Банка России", которые устанавливают:
- цели владения резервными валютными активами;
-· цели управления резервными валютными активами;
- перечень резервных иностранных валют;
- перечень разрешенных классов инвестиционных инструментов;
- нормативную валютную структуру чистых резервных валютных активов;
- деление резервных валютных активов на операционный и инвестиционный портфели;
- основные ограничения по принимаемым финансовым рискам (кредитному, рыночному и риску ликвидности);
- распределение полномочий по управлению резервными валютными активами между органами управления и структурными подразделениями Банка России;
- инвестиционную стратегию и распределение полномочий по принятию инвестиционных решений.
Глава 2.Анализ динамики денежного рынка.
2.1.Анализ движения денежного рынка в РФ в 90-е годы.
Одной из первоочередных задач при переходе России в начале 90-х гг. ХХ в. от централизованного управляемого национального хозяйства к рыночной экономике было создание двухуровневой банковской системы в качестве основы современных денежно-кредитных отношений. Формально возникновение этой системы можно датировать декабрем 1990 г., когда Верховным Советом РФ были приняты федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Центральный банк Российской Федерации был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.
В результате отмеченных преобразований в России в первой половине 1990-х гг. число коммерческих банков быстро увеличивалось, о чем свидетельствуют следующие данные:
Таблица 1. Число кредитных организаций в России в первой половине 1990-х гг.
Дата |
01.01.93 |
01.01.94 |
01.01.95 |
Число кредитных организаций |
1713 |
2019 |
2457 |
К середине 1990-х гг. Россия в 2-4 раза опережала ведущие европейские страны по числу жителей, приходящихся на один банк, но существенно отставала от США, где в конце 1990-х гг. было около 12 тыс. коммерческих банков и 2 тыс. судно-сберегательных ассоциаций.
Первый этап становления банковской системы осуществлялся в начале 90-х годов .В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков.