Денежный рынок и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Денежный рынок в России имеет свои специфические особенности по сравнению с валютным рынком зарубежных стран. Он не рассматривается как самостоятельный фактор рыночного регулирования экономики, а считается внутренней составляющей финансового рынка.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности денежного рынка современной России и его регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….3
Глава 1.Теоретические основы денежного рынка ……………………..…5
1.1.Понятие денег и их функции………………………………………..…..5
1.2.Спрос на деньги и их предложение………………………………….…9
1.3.Регулирование денежного рынка………………………………………..12
Глава 2.Анализ развития денежного рынка в российской экономике….16
2.1.Анализ движения денежного рынка в 90-е годы…………………….16
2.2.Анализ современного денежного рынка в РФ………………………..…18
Глава 3. Совершенствование развития денежного рынка в РФ……………24
3.1 Повышение эффективности государственного регулирования денежного рынка в РФ…………………………………………………………..24
3.2 Прогнозы развития денежного рынка в России…………………..…..26
Заключение………………………………………………………………..…..35
Список использованной литературы и источников………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Денежный рынок и его регулирование.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

Число банков в 1992 году составило 1715 , в 1994 году – уже более 2500.  Развитие банковской системы шло экстенсивным путем, большинство банков  имели низкие  качественные характеристики  их деятельность была связана со сферой финансовых спекуляций, а не с кредитованием реального сектора.

 

Значительную долю своих доходов банки получали в результате присвоения части эмиссионного дохода государства (сеньоража). Это достигалось за счет того, что темпы инфляции существенно превышали ставки процента по депозитам. По оценке экспертов, банковский доход от сеньоража в 1994 — начале 1995 г. достигал 9—10% ВВП. Существенные изменения в условиях деятельности российских коммерческих банков начали происходить с 1995 г. В этом году Правительство РФ отказалось от финансирования дефицита государственного бюджета за счет кредитов Центрального банка РФ, что наряду с другими мерами денежно-кредитной политики обеспечило устойчивую тенденцию к снижению инфляции.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

 

 

2.2.Анализ движения современного денежного рынка в РФ.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

Реформирование банковского сектора должна  способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

На современном этапе происходит переход от экстенсивного количественного прироста банка к их качественному развитию как полноценных кредитно-денежных институтов.

В 2012 году на фоне увеличения структурного дефицита банковской ликвидности, в основном обусловленного изъятием средств по бюджетному каналу, кредитные организации предъявляли повышенный спрос на операции рефинансирования Банка России.

В январе-апреле ситуация на денежном рынке была неустойчивой: в периоды аккумулирования бюджетных средств ставки повышались, а в периоды их расходования - ставки снижались, приближаясь к нижней границе процентного коридора Банка России. С конца января кредитные организации пополняли свои счета не только за счет рефинансирования, но и вследствие продажи иностранной валюты Банку России.

С мая по июль на фоне ослабления национальной валюты спрос на рефинансирование возрос. При этом с июля в структуре требований Банка России к кредитным организациям основная доля приходится на аукционы прямого РЕПО на срок 7 дней. Ставки денежного рынка изменялись в диапазоне от 5,25% до 6,25% годовых, а их динамика характеризовалась высокой волатильностью.

В августе кредитные организации более активно участвовали в аукционах Минфина России по размещению временно свободных средств федерального бюджета, что привело к некоторому ослаблению напряжения на денежном рынке. Ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам при наличии выраженного понижательного тренда колебалась вокруг минимальной заявляемой ставки на аукционах прямого РЕПО на сроки 1 и 7 дней. В середине сентября Банк России повысил ставку рефинансирования и ставки по своим операциям, что отразилось на росте стоимости заимствований на денежном рынке.

В IV квартале ставки денежного рынка находились в верхней части коридора процентных ставок Банка России. В октябре-ноябре продолжилось изъятие средств по бюджетному каналу. В декабре значительных объемов ликвидности, поступивших в банковский сектор вследствие бюджетных расходов, оказалось недостаточно для осуществления сезонной эмиссии наличных денег и удовлетворения возросшей потребности кредитных организаций в средствах на корсчетах. Как следствие кредитные организации предъявляли высокий спрос на операции рефинансирования Банка России: валовый кредит банкам возрос до 3,3 трлн. рублей.

Отдельные операции Банка России по предоставлению ликвидности в 2012 году

 

Показатель

I полугодие

I

II квартал

IV квартал

Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО*, млрд. руб.

670,6

1414,4

1599,1

Средний объем задолженности по операциям «валютный своп» Банка России*, млрд. руб.

н.д.

3,0

36,2

Справочно:

     

Средняя ставка MIACR по однодневным рублевым межбанковским кредитам, % годовых

5,23

5,48

6,13


* Рассчитывается по формуле среднего хронологического объема задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО.

Межбанковские процентные ставки и ставки по операциям Банка России по предоставлению и абсорбированию ликвидности в 2012 году.

  В I квартале 2013 г. совокупный оборот и структура операций на денежном рынке осталась практически без изменений. Совокупный ежедневный оборот на денежном рынке составлял  1,2 трлн. руб., из них 0,68 трлн. руб. (54%) приходилось на операции СВОП, 0,25 трлн. руб. (20%) – на РЕПО,0,32 трлн. руб.(26%)–на МБК. 
 
      Объемы денежного рынка в сопоставлении с характеристиками банковской системы претерпели изменения, поскольку активы и капитал банковского сектора выросли примерно на 20%, задолженность перед Банком России наоборот сократилась. В конце квартала из-за предстоящих налоговых выплат значительно повысился объем операций на рынке СВОП. На 28 марта объем указанного рынка достигал 930 млрд. руб.  
 
 
 
По сравнению с IV кварталом 2012 г. срочность операций на денежном рынке снизилась.

Доля операций «овернайт» выросла на всех сегментах рынка: на рынке СВОП с 94,9% до 96,8%, на рынке РЕПО с 87,7% до 89,8%, на МБК с 81,9% до 83,5%. В целом, операции на денежном рынке носили преимущественно краткосрочный характер.

В течение I квартала 2013 г. объемы и ставки на денежном рынке имели тенденцию к росту (таблица 2). Основной рост объемов пришелся на рынок СВОП. Отметим, что несмотря на повышенный спрос на ликвидность, в целом ситуация на денежных рынках оставалась стабильной: ставки на денежном рынке оставались внутри коридора Банка России. 
 

В I квартале 2013 г. дисконты на рынке междилерского РЕПО в целом находились на приемлемых уровнях. При дневном падении стоимости основной массы облигаций во время кризиса 2008 года на 1-5 % дисконты по облигациям на рынке РЕПО в среднем составляют 8-12%.

Дисконты по акциям в соотношении с кризисным падением их стоимости находились на меньших уровнях: в кризис 2008 года дневное падение акций в зависимости от степени их ликвидности составляло 10-20%, а средний дисконт по акциям на рынке междилерского РЕПО составляет 12-14%.

Среди наиболее распространенного обеспечения на рынке междилерского РЕПО в I квартале 2013 г. лишь у облигаций ВТБ дисконты принимали достаточно низкие значения. Это было связано с проведением одной крупной сделки нерыночного характера с использованием облигаций ВТБ в качестве обеспечения.  
 
 
 
     РЕПО с центральным контрагентом на Московской бирже менее развито, на данный сегмент приходится чуть более 1% от объема операций. Однако в целом на денежном рынке операции с участием центрального контрагента составляют существенную долю – чуть менее четверти операций проходят при участии центрального контрагента

Ситуация на денежном рынке в I квартале 2013 г. формировалась в условиях близкого к нейтральному совокупного влияния автономных факторов на уровень ликвидности  банковского сектора. Определяющее воздействие на ситуацию с ликвидностью в рассматриваемом периоде оказывали значительные потоки бюджетных средств и  изменение наличных денег в обращении, традиционно приходящиеся на начало календарного года.

Основным источником изъятия ликвидности в I квартале 2013 г. выступал бюджетный канал, посредством которого было абсорбировано 679,9 млрд. рублей, из них 502,8 млрд. рублей – за счет превышения доходов расширенного правительства над его расходами (в I квартале 2012 г. – 1322,6 и 728,1 млрд. рублей соответственно). Дополнительным фактором изъятия ликвидности в рассматриваемый период выступали значительные объемы погашения депозитов Федерального казначейства, что в условиях сокращения объемов и сроков размещения привело к оттоку средств из банковского сектора в размере 353,8 млрд. рублей (в I квартале 2012 г. – 527,8млрд.рублей).

Спрос кредитных организаций на аукционах по размещению ОФЗ Минфином России оставался весьма умеренным, что в сочетании со значительным объемом погашения внутреннего государственного долга обусловило увеличение ликвидности банковского сектора на сумму 176,8 млрд. рублей (в I квартале 2012 г. за счет действия данного фактора изъятие ликвидности из банковского сектора составило 66,7 млрд. рублей).

Отток бюджетных средств из банковского сектора в рассматриваемом периоде был в значительной степени компенсирован снижением спроса на наличные деньги. Наиболее существенное изменение объема наличных денег в обращении имело место в январе в результате действия сезонных факторов. В целом за I квартал снижение объема наличных денег в обращении привело к увеличению ликвидности банковского сектора в размере 595,8 млрд. рублей.

Основным механизмом рефинансирования кредитных организаций по-прежнему были операции РЕПО с Банком России. При этом в структуре задолженности по указанным операциям произошли значительные изменения: средний объем однодневных операций на аукционной основе снизился до 97,2 млрд. рублей по сравнению с 330,6 млрд. рублей в IV квартале 2012 г. при сохранении задолженности на срок 1 неделя на уровне в 1,1трлн.рублей.

В условиях снижения структурного дефицита ликвидности в I квартале 2013 г. также происходило сокращение задолженности по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций, средний уровень которой в I квартале снизился по сравнению с предыдущим периодом на 247,8 млрд. рублей и составил 464,3 млрд. рублей. 
 

 

 

Глава 3. Совершенствование развития денежного рынка в РФ

3.1 Повышение эффективности государственного регулирования денежного рынка в РФ.

Основной целью государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», от 15 апреля 2014 г. N 316 ,является:

1) создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;

2)повышение инновационной активности бизнеса;

3)повышение эффективности государственного управления.

 

Достижение заявленных целей потребует решения следующих задач:

-создание условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;

-создание благоприятной конкурентной среды;

-повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;

-устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов;

-повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

-повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов;

-формирование экономики знаний и высоких технологий;

-совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

-повышение качества государственного и муниципального управления;

-совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации.

 

Программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» состоит из 10 подпрограмм:

Информация о работе Денежный рынок и его регулирование