Денежный рынок и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Денежный рынок в России имеет свои специфические особенности по сравнению с валютным рынком зарубежных стран. Он не рассматривается как самостоятельный фактор рыночного регулирования экономики, а считается внутренней составляющей финансового рынка.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности денежного рынка современной России и его регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….3
Глава 1.Теоретические основы денежного рынка ……………………..…5
1.1.Понятие денег и их функции………………………………………..…..5
1.2.Спрос на деньги и их предложение………………………………….…9
1.3.Регулирование денежного рынка………………………………………..12
Глава 2.Анализ развития денежного рынка в российской экономике….16
2.1.Анализ движения денежного рынка в 90-е годы…………………….16
2.2.Анализ современного денежного рынка в РФ………………………..…18
Глава 3. Совершенствование развития денежного рынка в РФ……………24
3.1 Повышение эффективности государственного регулирования денежного рынка в РФ…………………………………………………………..24
3.2 Прогнозы развития денежного рынка в России…………………..…..26
Заключение………………………………………………………………..…..35
Список использованной литературы и источников………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Денежный рынок и его регулирование.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

-подпрограмма 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды";

-подпрограмма 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства";

-подпрограмма 3 "Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости";

-подпрограмма 4 "Совершенствование государственного и муниципального управления";

-подпрограмма 5 "Стимулирование инноваций";

-подпрограмма 6 "Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования";

-подпрограмма 7 "Кадры для инновационной экономики";

-подпрограмма 8 "Совершенствование системы государственного стратегического управления";

-подпрограмма 9 "Формирование официальной статистической информации";

-подпрограмма 10 "Создание и развитие инновационного центра "Сколково";

-федеральная целевая программа "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)".

 

Каждая из данных подпрограмм имеет свои основные направления реализации и ожидаемые результаты.

 

Сроки реализации данной программы с 29 марта 2013 года до 31 декабря 2020 года.

 

 

3.2.Прогнозы развития денежного рынка в России

Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на период 2014-2016 годов разработан на вариантной основе.Есть три основных варианта прогноза: вариант 1 (консервативный), вариант 2 (умеренно-оптимистичный) и вариант 3 (форсированный) - разработаны на основе единой гипотезы внешних условий и различаются моделями поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики. Два дополнительных варианта (А и С) тестируют экономику на различную динамику цен на нефть.

Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение инерционных трендов, консервативной инвестиционной политики частных компаний и их относительно низкой конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора. Сценарий основан на проведении жесткой бюджетной политики, ведущей к стагнации государственного инвестиционного спроса и более низкими темпами роста заработной платы работников бюджетной сферы и военнослужащих. Динамика экономических показателей в 2013 году сохраняет негативные тенденции начала года, а прирост ВВП в целом снижается до 1,7%. В 2014-2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики, а также исчерпания негативного эффекта базы, связанного с инвестициями топливно-энергетических компаний, годовые темпы прироста экономики могут повыситься до 3,0-3,6 процента.

Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. В условиях варианта со II квартала 2013 г. происходит перелом тенденции замедления экономического роста, и в целом за 2013 год ВВП вырастет на 2,4%. В 2014-2016 гг. экономический рост ускорится до 3,7-4,2%, что в среднем на 0,7 п.п. выше, чем в варианте 1.

Вариант 3 (форсированный) характеризуется высокими темпами роста и структурными преобразованиями, опирающимися на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление чистого притока капитала. Наряду с быстрым прогрессом по улучшению бизнес-среды вариант будет требовать смягчения денежной политики, что обеспечит ускорение роста инвестиционного кредита и поддержит тенденцию сокращения нормы сбережения домашних хозяйств.

Вариант А – дополнительный вариант ухудшения ситуации в мировой экономике, которое приводит к более сильному снижению цен на нефть. Во второй половине 2013 года ожидается падение цены на нефть до уровня 90 долларов США за баррель, при этом среднегодовая цена в 2013 году составит 100 долларов США за баррель, в 2014 году – 84 доллара США за баррель, в 2015-2016 гг. предполагается стабилизация цены на уровне 80 долларов США за баррель. Вариант также предусматривает опережающее снижение спроса на российский газ. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Понизившиеся в 2014-2016 гг. цены на нефть станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. В 2013-2014 гг. рост экономики замедлится до 1,0-1,3%.

Вариант С – дополнительный вариант, который характеризуется сохранением в 2013 году высокого уровня цен на нефть, достигнутого в 2012 году, с дальнейшим повышением до 120 долларов США за баррель в 2016 году. Темпы роста ВВП в 2014-2016 гг. за счет «фактора нефти» могут в среднем на 0,3 п.п. превышать уровень базового варианта и составлять 4,2-4,4 процента.

В среднесрочной перспективе развитие российской экономики во всех вариантах прогноза создает условия для повышения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Однако качество этой сбалансированности в рассматриваемых сценариях макроэкономического прогноза социально-экономического развития Российской Федерации различно.

Согласно заложенным гипотезам доходы бюджетной системы на период 2014-2016 гг. по всем вариантам макроэкономического прогноза снижаются. Указанное сокращение будет в первую очередь связано со снижением нефтегазовых доходов.

Основной причиной падения прогнозируемых объемов поступления нефтегазовых доходов бюджетной системы Российской Федерации в структуре ВВП является снижение экспортных цен на нефть и газ при ограниченном росте добычи и экспорта основных энергоресурсов. Однако в умеренно-оптимистическом варианте (вариант 2) и более явно в форсированном варианте (вариант 3) благодаря более высоким темпам экономического роста наблюдается тенденция к росту ненефтегазовых доходов бюджетов бюджетной системы в среднесрочной перспективе, что позволяет частично компенсировать снижение нефтегазовых поступлений.

В части прогноза страховых взносов во внебюджетные фонды в рассматриваемых сценариях среднесрочного развития ставка страховых взносов зафиксирована на уровне 2013 года, то есть на уровне 30% с дополнительным тарифом 10% для доходов, превышающих порог. Кроме того, учтен перечень мер, направленных на сокращение дефицита пенсионной системы, а именно: поступление дополнительных страховых взносов с рабочих мест, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, и увеличение размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения.

Прогноз предполагает начало реализации пенсионной реформы в 2015 году, включая изменение формулы начисления пенсий, учитывающей эффект инфляции для базовой части пенсий и эффект доходов и рабочего стажа для страховой части. Реализация пенсионной реформы позволит уже в 2015-2016 гг. снизить нагрузку на федеральный бюджет в части расходов на обеспечение сбалансированности бюджета

Кроме того, предполагается, что за счет реализации права выбора застрахованными тарифа взносов на накопительную часть трудовой пенсии между сохранением 6% или переходом на 2% отчислений потенциальный эффект для сокращения дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации может составить около 220-290 млрд. рублей ежегодно в 2014-2016 годах. Эффект от проведения пенсионной реформы позволит существенно повысить сбалансированность федерального бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Во всех вариантах прогноза заложен рост расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение, культура), а также учитывается необходимость выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в части роста заработной платы работников бюджетной сферы. Однако объемы расходов федерального бюджета, обеспечивающие реализацию данного указа, различаются по вариантам макроэкономического прогноза. Так, в вариантах 2 и 3 по разделам «Образование» и «Здравоохранение» учтена дополнительная потребность в расходах на оплату труда, запрашиваемая федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации соответствующих государственных программ Российской Федерации.

Расходы на повышение денежного довольствия по варианту 1 макроэкономического прогноза в 2013-2015 гг. соответствуют Закону о бюджете на 2013-2015 годы, который учитывает проведение в 2013 году второго этапа реформирования системы денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также индексацию денежного довольствия в 2014 и 2015 годах с 1 апреля на 31  уровень инфляции. Объем расходов на денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц на 2016 год предусматривает индексацию денежного довольствия с 1 апреля на уровень инфляции.

По вариантам 2 и 3 макроэкономического прогноза расходы федерального бюджета на повышение денежного довольствия на 2013 год также соответствуют Закону о бюджете на 2013-2015 годы, при этом начиная с 1 января 2014 г. предусмотрена ежегодная индексация денежного довольствия на средний темп между уровнем инфляции и темпом роста фонда оплаты труда. Дополнительные расходы федерального бюджета по вариантам 2 и 3 макроэкономического прогноза на денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц могут составить около 0,1-0,2% ВВП.

Во 2 и 3 вариантах прогноза предполагаются более высокие расходы на науку, развитие экономики и инфраструктуры, чем в первом варианте. Если в первом варианте расходы бюджетной системы на образование, здравоохранение и науку сокращаются, то во втором варианте они повышаются.

Расходы на экономику в умеренно-оптимистическом и форсированном сценариях, прежде всего за счет расходов на развитие транспортной инфраструктуры, оказываются к 2016 году на 0,3-0,5% ВВП выше, чем в первом варианте.

Во всех вариантах прогноза бюджетная система Российской Федерации является сбалансированной. Однако достигается эта сбалансированность при разных значениях дефицита бюджетов бюджетной системы. Так, в 1 варианте начиная уже с 2015 года достигается бездефицитность федерального бюджета. При этом во 2 и 3 вариантах прогнозируется дефицит федерального бюджета в среднесрочной перспективе. Вместе с тем дефицит федерального бюджета по данным вариантам макроэкономического прогноза не превысит 1% ВВП. Однако более высокие темпы роста экономики в умеренно-оптимистическом и форсированном вариантах по сравнению с консервативным вариантом позволят обеспечить более низкий уровень долговой нагрузки относительно объема ВВП, а также более низкий показатель ненефтегазового дефицита.

Умеренно-оптимистичный вариант 2 предлагается использовать в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2014-2016 годы.

Мировая экономика. Основными рисками замедления глобальной экономической динамики на период до 2016 года будут оставаться высокая долговая нагрузка на экономику развитых стран, углубление кризиса в зоне евро и ситуация в бюджетной сфере США. Реализация части этих рисков допускается в дополнительном негативном сценарии (вариант А). Эффективность европейских стабилизационных механизмов может оказаться меньшей, чем ожидается в позитивных сценариях, что потребует более сильного сжатия бюджетов. Спад европейской экономики может продолжиться в 2014 году, а после выхода из рецессии темпы восстановления Еврозоны до 2016 года могут остаться ниже одного процента.

По-прежнему сохраняются риски, связанные с ограничением расширения внутреннего спроса и снижением отдачи от инвестиций в Китае. Динамика развивающихся стран в негативном сценарии А будет также сдерживаться ограниченностью расширения мировой торговли, в результате сжатия рынков в Европе и США. В целом рост мирового ВВП в этом сценарии в 2015-2016 годах не превысит 3,1-3,5 процента.

Экономический рост в странах СНГ в целом будет опережать рост мировой экономики. Однако по-прежнему будет сохраняться сильная зависимость от экономической динамики России, степени и глубины интеграции экономик в общее экономическое пространство, способной смягчить возможное негативное влияние конъюнктуры мировых рынков.

Мировой рынок нефти. Развитие рынка нефти в среднесрочной перспективе будет определяться наращиваем объемов добычи нетрадиционных жидких углеводородов, сокращением потребления нефти в Европе и Японии и ростом потребления в США, а также в Китае и других быстроразвивающихся экономиках. Предполагается, что ОПЕК сохранит способность эффективно регулировать предложение нефти, несмотря на понижение своей доли на рынке.

На долю развивающихся стран будет приходиться около 55% всего мирового потребления жидких углеводородов, доля потребления Китая возрастет с 11,5% в 2012 году до 13,5% в 2016 году. На США будет приходиться около 20%, на Европу –14,5 процента.

Мировой рынок газа. Одной из основных тенденций развития мирового газового рынка в среднесрочной перспективе будет расширение поставок, во многом за счет сланцевого и угольного газа. Расширение использования новых технологий добычи газа будет способствовать насыщению рынка и сдерживанию ценовой динамики.

Рост потребления газа в развитых странах будет менее быстрым – в пределах 1% в год, а их доля в мировом потреблении сократится с 46 до 43%. В США потребление газа до 2016 года будет расти среднегодовыми темпами 2,5%, стимулируемое сравнительной дешевизной этого вида топлива. Потребление газа в Европе будет сдерживаться депрессивным состоянием экономики региона в прогнозный период и к 2016 году увеличится всего на 1,5%. Фактором поддержки будет являться осуществление Германией программы закрытия атомных электростанций. Возможно, что Германии удастся добиться от Еврокомиссии послаблений в части квот импорта российского газа. Тем не менее цены европейского газа сохранят превышение над ценами на газ на внутреннем рынке США, хотя в перспективе этот разрыв сократится.

Мировое производство газа к 2016 году вырастет на 8%, поскольку предложение газа в глобальном масштабе превышает его потребление. В прогнозный период основные производители газа (США, Россия, страны Ближнего Востока) будут остро конкурировать, особенно на динамичных азиатских рынках. Однако до 2016 года серьезных изменений в расстановке сил не предполагается ввиду наличия инфраструктурных ограничений.

Информация о работе Денежный рынок и его регулирование