Деньги: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы:
- углубить и систематизировать знания в области, происхождения и видов денег, их сущности и функций, денежного обращения
- развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты денег…………………………………………..6
1.1. История происхождения денег ……………………………………....6
1.2. Сущность и функции денег ………………………………………….13
1.3. Развитие денежного обращения в России…………………………..22
2. Расчет количества денег в экономике ………………………………...32
Заключение………………………………………………………………...36
Список использованных источников…...…………………………..…….37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовичек.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

  Вслед за русскими «гривнами» и «новгородцами» в начале XVII века в России установилась стабильная единая монета «копейка», названная так потому, что на ней был отчеканен всадник с копьем. Копейка, весившая 0,68 грамма и состояла из чистого серебра, представляла в то время довольно ценную монету, поэтому кроме нее в ходу была полукопеечная «деньга» и четвертькопеечная «полушка». Затем российская монетно-денежная система пополнилась серебряным алтыном, гривной, полтиной, червонцем. Но это было уже в петровские времена.

  Несмотря  на достоинства золота и серебра, у них есть и значительные недостатки, например, их быстрое изнашивание. Особенно это касается мелких монет. Это привело  к необходимости и возможности  замены их монетами из другого металла (например, из меди). Но иногда, чеканка  таких неполноценных монет приводила  к пагубным последствиям. Так, в истории  России XVII века известен «медный бунт», вызванный тем, что при царе Алексее Михайловиче взамен серебряных денег стали чеканить медные монеты, пытаясь принудительно придать им курс серебряных.

  Впоследствии, крупные монеты в обращении были заменены денежными ассигнациями, не имеющими внутренней  стоимости, но замещающими стоимость обозначенной на них монеты.

  В России выпуск денежных ассигнаций начался  в 1769 году, они обращались в виде государственных казначейских билетов, имевших твердо установленный курс. Затем были введены в обращение  кредитные билеты, которые можно  было разменивать на металлические  монеты. Право на эмиссию получила «Экспедиция государственных кредитных  билетов», затем это право перешло  к государственному банку. В этот период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом, допускался выпуск банкнот  сверх разменного золотого фонда  на сумму не более одной трети  его. Крымская война 1853 – 1856 гг. потребовала  большой дополнительной эмиссии  кредитных денег, и они фактически превратились в бумажные деньги.

  После денежной реформы 1895-1897 годов до начала Первой Мировой войны в обращении  были десятирублевые и пятирублевые золотые монеты.

  Но  золотые монеты даже небольшого размера  обладали значительной стоимостью, в  связи с чем возникали трудности  при покупке товаров на небольшую  сумму. Поэтому немалая часть  населения в Росси в конце  XIX начале XX веков предпочитала пользоваться денежными знаками, которые свободно обменивались на золото. Это позволило выпускать часть денежных знаков без обеспечения их золотом.

  Такая возможность была использована в  России следующим образом. Указом от 29 августа 1897 года было определено, что  золотое обеспечение банкнот  должно составлять не менее половины выпущенных в обращение кредитных  билетов, или сумма их не превышает 600 млн. рублей, все последующие билеты должны быть полностью обеспечены золотом.

  Становление и развитие первой денежной системы  СССР началось в процессе осуществления  денежной реформы 1922 – 1924 гг. Денежной единицей был объявлен червонец, или 10 руб. Золотое содержание червонца соответствовало золотому содержанию дореволюционной десятирублевой монеты. Декретом Совета Народных Комиссаров СССР от 11 октября 1922 г. монопольное право эмиссии червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку СССР.

  Для поддержания устойчивости червонца по отношению к золоту государство  допускало в известных пределах обмен червонцев на золото в монетах  и слитках и на устойчивую иностранную  валюту. Кроме того, государство  принимало червонцы по нарицательной  стоимости в уплату государственных  долгов и платежей, взимаемых по закону золотом.

  Банковские  билеты-червонцы были кредитными деньгами не только по форме, но и по существу. Их эмиссия ограничивалась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе  Госбанка. К началу 1924 года в стане  были созданы необходимые предпосылки  для завершения денежной реформы  и формирования новой денежной системы. Правительство прекратило использование  печатного станка для покрытия бюджетного дефицита. Обесцененные деньги были обменены на новые казначейские билеты по курсу: 1 руб. казначейских билетов приравнивался  к 50 млрд. руб. денежных знаков всех образцов, выпущенных в обращение до 1922 года.

  Казначейские  билеты отличались от банковских билетов  не только достоинством купюр, но и  экономической природой. До середины 1924 г. Выпуск казначейских билетов использовался Наркомфином СССР для покрытия бюджетного дефицита. Для их выпуска а обращение не требовалось банковского обеспечения золотом, товарами или кредитными обязательствами. Как законное платежное средство казначейские билеты обеспечивались всем достоянием государства. Однако для устойчивости денежного обращения Наркомфину СССР был установлен предел эмиссионного права на выпуск казначейских билетов. В 1924 г. Он составлял не более половины общей суммы выпущенных в обращение банковских билетов. В 1928 г. Предел эмиссии был увеличен до 75%, а в 1930 г. – до 100% суммы выпущенных билетов.

  В 1925 г. В связи с ликвидацией бюджетного дефицита эмиссия казначейских билетов была полностью передана Госбанку. Наряду с эмиссией банковских билетов она стала ресурсом для его кредитных операций. Казначейский характер эмиссии сохранился лишь для металлической монеты. Существенное значение для организации денежного обращения имело предусмотренное законом развитие безналичных расчетов. Таким образом, в результате денежной реформы 1922 – 1924 гг. а СССР к концу восстановительного периода сложилась новая денежная система, которая с некоторыми изменениями просуществовала до начала 1990 г. Так было изменено название денежной единицы на основании денежной реформы 1947 г.: ею стал рубль. Неоднократно менялись масштаб цен и порядок его установления. Последний твердо фиксируемый масштаб цен был установлен с 1 января 1961 г. По закону 1 руб. представлял 0,987412 г чистого золота.

  В условиях строгой централизации  и плановой системы управления народным хозяйством понятие «денежное обращение» связывалось только с обращением наличных денег. Контроль за количеством  наличных денег осуществлялся методом  прямого планирования их величины и  темпов прироста. Потребность народного  хозяйства в наличных деньгах  как в целом по стране, так и  в отдельных районах определяли путем составления кассового  плана Госбанка. В кредитном плане  Госбанка устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и конец планируемого периода. Однако система планирования и регулирования  налично-денежного обращения в  стране при всей ее строгой централизации  и жестком контроле за выполнением  планов не была совершенной. В стране постоянно существовал значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке. Переход к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения.

  Основные  параметры денежной системы Российской федерации определены в Федеральном  законе от 2 февраля 1990 г. № 394-1 «о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль, который равняется 100 коп. Закон запрещает обращение на территории России денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство РФ отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

  На  Банк России возложены следующие  функции:

-  прогнозирование и организация производства банкнот и монет;

- подготовка нормативных документов и инструктивных материалов для коммерческих банков по хранению, перевозке и инкассации наличных денег и ведения кассовых операций.

  По  действующему законодательству  в  России осталось лишь два вида денежных знаков: банкноты и монеты. Казначейские билеты упразднены. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами  Банка России и обеспечиваются всеми  его активами. 18 сентября 1997 г. Правительство РФ приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение новые денежные знаки образца 1997 г.: банкноты достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 руб.; монеты достоинством 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2 и 5 руб. С 1 января 2001 г. в обращение вступила банкнота достоинством 1000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к 1 руб. новых денег образца 1997 г. На этом основании все организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, произвели с 1 января 1998 г. пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных цен на сельхозпродукцию и т.д.

  Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем  изменении масштаба цен рассматривается  в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда  путем «зачеркивания нулей» укрупняют  масштаб цен. Однако деноминацию  рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стане не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (что подтвердилось событиями второй половины 1998 г.; когда произошел резкий рост цен и снижение курса рубля). Целью производимой «деноминации» было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу денег.

  Денежные  расчеты могут принимать как  наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с  использованием безналичных денег  гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в  первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения.

  Безналичные расчеты – это денежные расчеты  путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета  плательщика и зачисляются на счет получателя.

  Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих  хождение только во внутрибанковском обороте.

  Развитие  рыночных отношений в экономике  потребовало изменения основ  системы безналичных расчетов, в  том числе принципов их организации.

  Первый  принцип безналичных расчетов в  рыночных условиях хозяйствования состоит  в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

  Второй  принцип безналичных расчетов заключается  в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной  очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

  Третий  принцип – принцип свободы  выбора субъектами рынка форм безналичных  расчетов и закрепления их в хозяйственных  договорах при невмешательстве  банков в договорные отношения.

  В положении о безналичных расчетах, принятом в 9 июля 1992 г., видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны.

  Все три принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в Положении о безналичных  расчетах в Российской Федерации  от 9 июля 1992 г.

  Правительство РФ разрешило Банке России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования  денежной массы.

  Денежно-кредитная  политика Банка России разрабатывается  в соответствии с целями макроэкономической политики на планируемый период, т.е. на предстоящий год.

  Исходя  из конечных целей денежно-кредитной  политики определяются ее промежуточные  цели. Это определенные ориентиры  роста денежной массы, рассчитанные с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения.

  В процессе реализации денежно-кредитной  политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы  в обращении. Для этого используют специальные показатели, характеризующие  процесс формирования денежной массы. Прежде всего это денежная база причем различают денежные базы в широком  и узком смысле слова. Денежная масса в широком смысле слова включает, как пишет И.П. Николаева, в себя:[10, с. 254]

Информация о работе Деньги: сущность и функции