Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 18:02, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучения социального неравенства и решения проблем, связанных с ним.
В соответствии с целью автор поставил следующие задачи:
1. изучить понятие социального неравенства, причины его возникновения;
2. провести анализ решения проблем в развитых странах (на примере США);
3. изучить возможности применения западного опыта в России.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет
имени М.Т. Калашникова»
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)
Факультет «Менеджмент и маркетинг»
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «Дифференциация населения по уровню доходов: причины и последствия»
Выполнил:
студент группы Б02-521-5з
« » ________2014 г.
Проверил:
к.э.н., доцент
« » ________2014г.
Ижевск – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Современный мир поляризован, критически разделен междустрановыми полюсами богатства и бедности. Данный раскол традиционно рассматривается в мировом гуманитарном сообществе как один из наиболее острых глобальных вызовов современности. Очень часто в мире сейчас цитируется фраза из обращения В.В. Путина к американскому народу в газете «Нью-Йорк Таймс»: «Бог создал нас равными».
Либеральная трактовка этого тезиса в политической сфере обычно сводится к идее равенства прав. В соответствующей юридической позиции такие права названы естественными правами человека. Однако, право есть только возможность. А реализация зависит от конкретного обустройства общества и государства. И первичным является реализация права на жизнь, достоинство, материальные обстоятельства жизни. Первейший из них – доходы человека.
До сих пор в политике, в том числе и у нашего правительства, доминировала «либеральная» точка зрения, согласно которой в странах, осуществляющих модернизацию экономики, рост неравенства неизбежен и представляет собой временное явление. Соответственно, такие страны должны делать выбор между ограничением роста неравенства и экономическим ростом.
Согласно этой логике, по мере экономического роста неравенство стабилизируется, а затем снизится до масштабов, близких к масштабам неравенства в развитых странах, и бедность, обусловленная высоким неравенством, в конечном итоге будет устранена.
Однако действительность опровергает этот миф: неравенство в России росло и продолжает расти все годы реформ. Если же говорить о показателях относительной бедности, которые используются в странах ЕС и где в качестве её границы выступает, как правило, 60% среднедушевого дохода, то численность относительно бедного населения России продолжает неуклонно расти, что обуславливает актуальность данной темы.
Целью написания курсовой работы является изучения социального неравенства и решения проблем, связанных с ним.
В соответствии с целью автор поставил следующие задачи:
1. изучить понятие социального неравенства, причины его возникновения;
2. провести анализ решения
3. изучить возможности
Даже поверхностный взгляд на людей в нашем окружении дает основания говорить об их различии. Людей отличает возраст, характер, пол, рост, цвет кожи, по уровень интеллекта, а также многие другие признаки. Природа подарила одним способности к творчеству, другим дала силу, третьи имеют красивое тело, а кто-то получает судьбу немощного инвалида. Разницу между людьми, обусловленную их физиологическими, умственными и психическими особенностями принято называть естественной.
Естественные различия между людьми далеко не безобидны, они могут стать фундаментом для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают более слабых, хитрые одерживают вверх над простаками. Неравенство, выходящее из естественных различий, является первой формой неравенства, в той или иной форме проявляющееся у различных видов животных. Однако в человеческом обществе главным является социальная дифференциация, которая имеет связь с социальными отличиями между индивидами.
Социальными можно назвать те отличия, которые рождаются социальными факторами: укладом жизни (город или село), разделением труда (умственный труд или физически труд), социальными ролями (мать, политик, преподаватель) и т. д., что приводит к различиям в степени владения собственностью, получаемой заработной платой, достижения высокого социального статуса, образования, престижа.
Разнообразные уровни социального развития являются базой для социальной дифференциации, возникновения богатых и бедных слоев населения, расслоения социума, его социальной стратификации (страта означает слой, который включает в себя людей, имеющих одинаковый уровень доходов, власти, образования, социального статуса в обществе).
Доход – это сумма денежных или иных поступлений, которые получает индивид за единицу времени. Доход может являться результатом труда, либо его может приносить собственность [6, c. 54].
Образование – это определенный комплекс знаний, котороые могут быть получены в учебном заведении (школе, техникуме, вузе). Уровень образования измеряется числом лет обучения. Допустим, средняя школа — это 9 лет обучения. А профессор имеет за своей спиной более 20 лет образования.
Власть – это возможность навязать собственную волю другим людям независимо от их личного желания. Измеряется количеством людей, под которую они попадают.
Престиж – степень положения индивида в социуме, сложившаяся в общественном мнении.
Ответить на вопрос возможно ли существовать обществу, в котором нет социальной дифференциации достаточно сложно. Для этого необходимо рассмотреть причины, которые порождают в обществе различное положение людей. В социологии нет единого универсального объяснения данного явления. Разные научные институты и направления интерпретируют абсолютно по-разному. Рассмотри наиболее интересные подходы.
Функционализм разъясняет неравенство в обществе исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование и развитие социума возможны благодаря разделению труда, когда каждая группа производит решение соответствующих жизненно важных для всего общества задач: одни люди заняты в создании материальных благ (компьютеры, автомобили), другие производят духовные ценности (церковь, искусство), третьи управляют (директор) и т. д. Для оптимальной жизни общества очень важно сочетать все формы человеческой деятельности. На вершине социальной лестницы стоят те, кто производит общее руководство и управление страной, ибо только они способны поддержать и обеспечить единство всего общества и создать те условия, которые необходимы для успешного выполнения всех остальных функций.
Разъяснение социальной дифференциации через принцип функциональной полезности держит в себе значительную опасность субъективистского истолкования. Действительно, та или иная функция просматривается как наболее значимая, но ведь социум как целостный организм не способен просуществовать без функционального многообразия. Данный подход не позволяет разъяснить и такие реалии, как признание за индивидом его социальной принадлежности к высшей страте при отсутствии его участия в управлении. Вот почему Толкотт Парсонс, рассматривал социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнь социальной системы, и увязывал ее конфигурацию с системой господствующих в социуме ценностей. В его виденье расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется в первую очередь сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого индивида.
Изучение действий и поведения конкретных индивидов дало возможность развития статусного объяснения социальной дифференциации. Каждый человек, занимает определенное место в социуме и постепенно обретает свой статус. Социальная дифференциация - это различие статусов, выходящее как из способностей индивида выполнять ту или иную социальную роль (к примеру, быть владеть способностями, чтобы управлять, обладать знаниями и навыками, чтобы быть адвокатом, банкиром, преподавателем и т. д.), так и из возможностей, которые позволяют индивиду достигать того или иного положения в социуме (владение капиталом, личной собственностью, происхождение, принадлежность к наиболее влиятельным силам).
Теперь рассмотрим экономический взгляд на проблему социального неравенства. В соответствии с данной точкой зрения причина социального неравенства заключается в неравном отношении к собственности и распределении материальных благ в обществе. Наиболее ярко данный подход проявился в политэкономии Карла Маркса. Согласно его версии, именно появление частной собственности привело к социальному неравенству, образованию различных классов. Преувеличенная роль частной собственности в социальном расслоении общества в итоге привело Маркса, а также его последователей к выводу о возможной ликвидации социального различия через установление общественной собственности на средства производства.
Отсутствие единого мнения в объяснении причины социального неравенства в обществе объясняется тем, что оно всегда принимается, по крайней мере, в двух уровнях.
Во-первых, как черта общества. История не знает обществ без присутствия в нем социального неравенства. Соперничество между партиями, классами, группами людей — это соперничество за право обладания большими социальными привилегиями. Если неравенство – это неотъемлемая часть общества, то отсюда следует, что оно несет в себе положительную многофункциональную нагрузку. Общество создает неравенство, потому имеет необходимость в нем как в источнике жизни и развития.
Во-вторых, неравенство постоянно оценивалось как неравные взаимоотношения между людьми, народами, группами. Вследствие чего естественным является стремление найти причины этого неодинакового положения в специфике нахождения человека в обществе: во владении собственностью, властью, индивидуальных качеств. Данный подход приобрел в наше время достаточно широкое распространение.
Неравенство многолико и выражается в разных звеньях единого общества: в организации, в семье, в различных социальных группах. Оно является важным условием организации социальной жизни. Отец и мать, имея явную долю преимущества в опыте, навыках, в распоряжении финансами по сравнению с собственными детьми, обладают возможностью влиять на последних, делая легче их социализацию [7, c. 255].
Любой общественный институт, организация пытаются сохранить общественное неравенство, рассматривая в нем упорядочивающий исток, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и появление нового. Данное качество характерно всему обществу в целом.
Неравенство доходов в обществе выражается при помощи ряда показателей.
Децильный коэффициент — отношение между показателем средних доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных.
Децильный коэффициент превышающий значение в 10 раз уже считается социально опасным. В Японии и США он составляет около 7-8 раз. В странах Еврозоны — около 5-6 раз [6, c. 135].
В случае если говорить о бедности, то динамика, характеризующая абсолютную бедность, основывается на понятии «прожиточный минимум», и помимо динамики значений доходов естественным образом зависит от показателя и динамики изменений данного минимума.
Страны Евросоюза в основном нацелены на измерение бедности не как абсолютного, а как условного признака. Экономическое рассмотрение данного подхода заключается в следующем: бедными представляются те, чей уровень жизни значительно отклоняется от сложившегося в данной стране стандарта. Здесь для измерения условного показателя уровня бедности, как правило, используются два основных подхода.
Согласно методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), бедным признается человек с уровнем доходом меньше 60% среднего по данной стране. В случае, если использовать данный подход в России, то выходит следующее. В 2009 году в России средний доход, рассчитанный на основе данных официальной статистики о распределении жителей по величине среднедушевых доходов, составил 12 265 рублей в месяц. Получается, 60% от данной суммы дают 7 340 рублей. Около 28% россиян в 2009 г. (что составляет около 40 млн человек) имели ежемесячный денежный доход ниже данной суммы. Из этого следует, что по стандартам ОЭСР около 30% россиян являлись в 2009 г. бедными.
Европейское статистическое агентство (ЕСА) за основу берет ту часть населения, доходы которого составляют менее 50% среднедушевого дохода по стране. Человек с данным уровнем доходов, как полагают в ЕСА, подвергается потенциальному риску бедности. В случае если принять в расчет, что в 2009 году в России среднедушевые денежные доходы жителей составили 16 886,5 рубля в месяц, то, согласно методике ЕСА, границей бедности в России будет половина среднедушевого дохода, то есть 8443 рубля. Из этого расчета можно отметить следующее: в России доля потенциально бедного населения в 2009 году составила более 30% (то есть более 42 млн. человек). Таким образом, если отвлечься от конкретных цифр, то можно смело заявить: в нынешней России проблема бедности – это проблема десятков миллионов жителей страны.
Даже если рассматривать показатели относительной бедности, которые используются в странах Еврозоны, то численность относительно бедного населения России продолжает увеличиваться.
Еще одним способом анализа социального неравенства является кривая Лоренца — это графическое изображение функции распределения. Данный метод был предложен американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. В таком представлении кривая – это изображение функции распределения, в котором аккумулируются население страны и национальный доход. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца представляется выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположенного в I координатной четверти.
Информация о работе Дифференциация населения по уровню доходов: причины и последствия