Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Борисик Н..docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

Постоянно  увеличивающиеся   расходы   местных   бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е.  средств,  поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

•  от налога на добавленную стоимость; 

от акцизов;    

от налога на прибыль (доход) предприятий;

• от подоходного  налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

По  объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Существующая  система регулирования местных  бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

В то же время  используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Основной из них — наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д.

Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным  регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

Рост местных  бюджетов непосредственно связан с  процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Одним из главных направлений  использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам  подведомственна подавляющая часть  социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

Таким образом, одной  их актуальных проблем является улучшение  благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

 

 

 

 

 

  1. Исследование доходов республиканского бюджета

 

2.1 Анализ доходов  республиканского бюджета за 2011-2012 года

 

 

Объем доходов бюджета  и их структура во многом зависят  от конкретной экономической ситуации в стране, содержания финансовой политики государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования и населения. Динамичное развитие экономики Республики Беларусь обеспечивало постоянный рост доходов бюджета с 2000 года. Тенденция  роста доходной части бюджета  изменилась лишь в 2009 году, что было связано с влиянием мирового финансового  кризиса на экономику страны. Здесь рассмотрим более подробно динамику изменения доходов бюджета за 2007-2010 года (см. рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 - Доходы консолидированного, местного и республиканского бюджета

 

Таким образом, в 2009 году произошло  уменьшение доходной части республиканского и местного бюджетов и, как следствие, консолидированного бюджета Республики Беларусь на 8,26% по сравнению с 2008 годом. Однако уже в 2010 году наблюдается  небольшой прирост консолидированного бюджета на 1,04% по сравнению с 2009 годом. При этом стоит отметить, что  расходы как республиканского, так  и местного бюджета в период с 2011 по 2012 года возрастают, что приводит к дефициту государственного бюджета.

По предварительным данным за 2012 год в республиканский бюджет поступило 95,2 трлн. руб. доходов, что  на 10,3% (в реальном выражении) больше, чем в 2011 году [4, с. 8].

Налоговые доходы республиканского бюджета за 2012 год составили 80,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом поступления  увеличились на 13,1% (см. рисунок 2).

 Неналоговые доходы  республиканского бюджета за 2012 год сложились в сумме 14,9 трлн. руб. и по сравнению с 2011 годом сократились в реальном  выражении на 2,5%.

 

Рисунок 2 - Доходы республиканского бюджета за 2011-2012гг.

 

Также в представленном ниже рисунке, можно наблюдать динамику доходов бюджета за 2009-2012гг., после  мирового финансового кризиса на экономику страны, который произошел  в 2009 году, в 2010 году начался рост доходов  в бюджет страны. И как видно  по данным,  наблюдается значительные увеличения доходов, и на декабрь 2012 года, доля республиканского бюджета  составила около 15 млрд.рублей, что свидетельствует о положительной динамике доходов бюджета (см. рис. 3).

 

Рисунок 3 – Динамика доходов республиканского бюджета  за 2009-2012гг.

Наибольшую долю в структуре  доходов республиканского бюджета  занимают налог на добавленную стоимость (33,9%), налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности (26,8%), акцизы (11,8%), налог на прибыль (5,8%), неналоговые доходы (15,6%) и другие налоговые доходы (6,1%) (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Структура  доходов республиканского бюджета  за 2012 г. [24]

Исполнение местных бюджетов Республики Беларусь

Доходы местных бюджетов, по предварительным данным, в 2012 году составили 91,1 трлн. руб., что в реальном выражении на 18,3% больше, чем в 2011 году [4, с. 8].

Основными источниками доходов  местных бюджетов в 2012 году явились  поступления по подоходному налогу (21,2% от всех доходов), налогу на прибыль (15,4%) налогу на добавленную стоимость (14,4%), налогам на собственность (5,7%), неналоговые доходы (5,2%), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета   (31,5%) (см. рисунок 5). Доходы местных бюджетов в 2012 году составил 91,1 трлн. рублей, что в реальном выражении на 18,3% больше, чем в 2011 году.

 

Рисунок 5 – Структура  доходов местных бюджетов в 2012 году, трлн. рублей

В 2012 году наблюдался рост собственных  доходных поступлений (в реальном выражении) местных бюджетов по сравнению с 2011 годом на:

г. Минск – 26,1%;

Брестская область – 21,4%;

Витебская область – 37,5%;

Гомельская область –21,5%;

Гродненская область – 18,9%;

Минская область – 31,9%;

Могилевская область – 16,7%. (см. рисунок 6)

Средний уровень дотаций  в консолидированные бюджеты  областей в общем объеме их доходов  составил 33,8%. Бюджет г.Минска был бездотационным.

 

Рисунок 6  - Собственные  доходы местных бюджетов в разрезе  областей в 2011 и 2012 году, трлн. рублей [24]

В структуре консолидированного бюджета 60,4% составляли доходы республиканского бюджета и 39,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между  уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом (см. рисунок 7).

По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.

 

Рисунок 7 – Структура  консолидированного бюджета по уровням  бюджетной системы за 2012 год (без  учета безвозмездных поступлений) [24]

Общие данные по доходам республиканского и местных бюджетов представлены в таблицах 1 и 2. Где показывается, сколько доходов начислено за 2011-2012 года, насколько млрд. рублей увеличились общие доходы республиканского и местных бюджетов, насколько увеличились налоговые и не налоговые поступления и безвозмездные поступления в бюджет.

 

Таблица 1 – Доходы республиканского бюджета за 2011-2012 года, млрд. рублей [24]

 

 

 

Таблица 2 - Доходы местных бюджетов за 2011-2012 года, млрд. рублей [24]

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что с каждым годом доходы государственного бюджета увеличиваются, но также необходимо  дальнейшее развитие государственного бюджета, и государство требует улучшения структуры доходной части бюджета и поиска путей её повышения.

 

2.2 Оценка налоговых  доходов республиканского бюджета  и их исполнение

 

В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется  за счет налоговых поступлений.

Оценка налоговой системы  осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый  уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую  функцию.

При этом налоговые поступления  не должны подгоняться под постоянно  растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение  оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.

Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в  составе которых преобладают  четыре основных налога: налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.

Оценку налоговых доходов  республиканского бюджета проведем по итогам социально-экономического развития и исполнения бюджета Республики Беларусь за 2012-2013 года.

Доходы бюджета сектора  государственного управления за январь-сентябрь 2012 года сложились в сумме 152,3 трлн. рублей, или 75,1% уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 66,8 трлн. рублей, или 69,9 % уточненного годового плана (см. таблицу 3).

За январь-сентябрь 2012 года поступление НДС составило 31,4 трлн. рублей, или 66,9% уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 15,9 трлн. рублей, или 87,8 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 7,9 трлн. рублей, или 69,7% уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 17,9 трлн. рублей, или 70,5% уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 40,0 трлн. рублей, или 84,1% уточненного годового плана.

По состоянию на 1 октября 2012 года задолженность по налогам  и сборам составила 55,9 млрд. рублей и уменьшилась за сентябрь 2012 года на 32,5 млрд. рублей.

 

Таблица 3 - Исполнение бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда  социальной защиты населения) за январь-сентябрь 2012 года [24]

Млрд.руб

Показатели

Уточненный план 2012г.

Исполнено за янв-сент

В % к уточненному годовому плану

 

Всего

Респуб. бюджет

Всего

Республик. бюджет

Всего

Республик. бюджет

Всего доходов

202666,9

95663,4

152295,4

66847,8

75,1

69,9

из них:

           

Налог на прибыль

18144,5

4760,6

15924,7

4349,5

87,8

91,4

НДС

46935,6

33426,5

34413,0

22335,0

66,9

66,9

Акцизы

11337,2

11337,2

7903,4

7903,4

69,7

69,7

Доходы от внешнеэконом.деят-ти

25377,8

25377,8

17895,7

17895,7

70,5

70,5

Поступления в фонд соц.защиты населения

47550,9

Х

39970,1

Х

84,1

Х

Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения