Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Борисик Н..docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

В Швеции налог на корпорации составляет в настоящее время 30%, НДС, как отмечалось выше, - 23.5%. Налог на наследство и дарение - ступенчатый - от 10 до 60%. Кроме муниципальных налогов на имущество есть предельный национальный налог на здания -1,4 - 2,5% его стоимости.

Нидерланды, как страна с открытой экономикой, всегда признавала, что налоги не должны препятствовать расширению международных компаний. Поэтому ее налоговая система имеет много черт, которые делают страну привлекательной для международной деятельности других стран. Примером может служить налоговая концепция обложения прибыли от бизнеса, освобождение от налогов, а также большое количество налоговых конвенций, которые Нидерланды подписали с другими странами.

Основными налогами в Нидерландах являются: подоходный налог, корпорационный налог, налог на чистое богатство, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, налог на юридические сделки, налог на вклады на социальное обеспечение.

Существует ряд налогов, которые увеличивают налогооблагаемую базу. К ним относятся импортная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на юридические сделки и автотранспортный налог.

Налог на добавленную стоимость является потребительским налогом, так как включается в цену товаров и услуг. Все предприятия за небольшим исключением, платят этот налог. Существует две ставки НДС: общая - 17,5%; 6% - для продовольствия и медикаментов. Экспортируемые товары освобождены от НДС.

Акцизный сбор взимается на стадии конечного использования или потребления товаров. Акциз в основном платится производителями товаров и оптовыми торговцами.

В Нидерландах существует три вида налогов на юридические сделки. Первый вид налога собирается при приобретении собственности в Нидерландах по ставке по ставке 6%. Второй вид собирается со страховых премий по ставке 7%. Третий вид - пошлина на капитал, вложенный в Голландские компании и собирается, если капитал состоит из акций по ставке 1% от действующей стоимости или номинальной стоимости акций, если она выше.

Транспортный налог платится за пользование дорогами. Его сумма зависит от типа транспортного средства, вида топлива и провинции, где он собирается.

В Нидерландах имеются и местные налоги и сборы. Провинции имеют очень ограниченные полномочия по увеличению налогов. Разрешенным для них является дополнительный сбор на автотранспортные средства, собираемые центральным правительством.

Муниципалитеты имеют более широкие фискальные полномочия, чем провинции. Они могут собирать следующие виды налогов: налоги на недвижимость; мелиоративный сбор; налог на строительные площадки; налог на собак; различные сборы и платежи.

Таким образом, системы налогообложения во всех рассмотренных нами странах представляют собой лишь различные модели налогового регулирования в рыночной экономике, отражая характерные для этих стран экономические и социальные особенности. Помимо некоторых чисто технических аспектов этих моделей значительный интерес для нас может представлять и сами концепции, на которых они построены.

Рассматривая данный вопрос, отметим, что доходы региональных и местных бюджетов формируются за счет налогов, закрепленных за каждым уровнем или установленным им, на основе разделения поступлений от определенного налога между разными уровнями, за счет различного рода перечислений из вышестоящего бюджета (дотаций, субвенций, трансфертов, займов). Причем конкретный механизм формирования доходов региональных и местных органов власти в каждой стране свой.

 

3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

 

 

Медленными темпами осуществлялся  рост доходов республиканского бюджета. Поэтому по-прежнему актуальным вопросом остается совершенствование бюджетно-налоговой  политики. Основными направлениями  преобразований является:

    • снижение (возможно, временное) государственных расходов;
    • повышение доходов бюджета.

Однако снижение государственных  расходов представляет собой достаточно болезненный процесс, поскольку  в данном случае затрагиваются социальные интересы широких масс населения. Кроме  того, при этом снижаются государственные  расходы на такие сферы как  образование и инвестиции, способствующие ускорению экономического развития, что чревато долгосрочной социальной нестабильностью, парализующей деятельность народного хозяйства.

Работа по увеличению государственных  доходов и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных  расходов ведется с момента обретения  республикой суверенитета, но в последние  годы это направление деятельности приобретает системный характер. Формирование интегрированной структуры  бюджета позволит усилить приоритетность при определении направлений  использования ограниченных бюджетных  ресурсов. Решение поставленных задач  предполагает дальнейшее реформирование налоговой системы, повышение качества налогового планирования как важнейшей  составляющей бюджетного планирования.

Своевременная подготовка проектов решений Правительства и Президента Республики Беларусь, направленных на реализацию утвержденных мероприятий, позволит обеспечить в 2014 году прогнозируемые суммы дополнительных поступлений по большинству из них. В рамках проводимых рабочей группой совещаний, разработан и внесен на утверждение правительства очередной план мероприятий по привлечению дополнительных доходов в республиканский и местные бюджеты.

Наиболее важной частью доходов  бюджета являются налоговые доходы. Следовательно, одним из основных направлений  бюджетно-налоговой политики, на ближайшие годы, является снижение налоговой нагрузки. В последнее время предпринят ряд шагов, обеспечивающих это направление. Однако проблема высокого уровня налогообложения остается по-прежнему достаточно острой. В то же время необходимо отметить недостаточность данных мер, т.к. реальность унификации налогообложения можно оценить по созданию одинаковых условий хозяйствования для экономических субъектов и в первую очередь – по выравниванию уровня налогообложения [11, c. 23-25].

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений  в бюджет:

  • расширение круга налогоплательщиков;
  • увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;
  • повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

Стремление государства  увеличить поступления в бюджет понять можно, однако уровень налоговых  ставок не должен превышать размера, при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономики. Таким образом, существуют объективные  границы отчислений налогов, которые  позволяют, с одной стороны, увеличить  доходы государства, с другой – заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.

Достижение поставленных целей осуществляется посредством:

  • введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
  • существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
  • выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;
  • установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Предполагается максимально  упростить налоговую систему, сведя  общее количество республиканских  налогов к 7–8 основным, построенным  таким образом, чтобы не допустить  их искажающего воздействия на экономику  и обеспечить достаточные поступления  в бюджет.

Как известно, с 1998 года в  состав бюджета включены государственные  целевые фонды. Соответственно в  доходы бюджета вошли и доходы целевых фондов, которые хоть и  не относятся к налогам, тем не менее являются обязательными платежами в бюджет, что позволяет рассматривать их в единстве при определении совокупной налоговой нагрузки.

Таким образом, в доходах  бюджета сегодня выделяются две  основные составляющие: налоги и неналоговые  платежи в целевые фонды. Между  тем динамика обеих составляющих доходной части бюджета неодинакова: доля налогов сокращается, а доля платежей в целевые фонды возрастает.

Эту тенденцию нельзя признать положительной: происходит замещение  налоговых доходов целевыми платежами. Это обстоятельство затрудняет маневрирование бюджетными ресурсами, специфика которых  как раз и состоит в том, что, поступая в бюджет, они обезличиваются и тем самым обеспечивают непрерывное  финансирование расходов.

И наоборот, закрепление  доходов за конкретными расходами  увеличивает возможность возникновения  временных кассовых разрывов при  исполнении бюджета. Вероятность этого  тем выше, чем больше удельный вес  доходов целевых фондов в общем  объеме доходов бюджета. Поэтому  необходимо постепенно сокращать (вплоть до полной ликвидации) число целевых  фондов и их доли в доходах бюджета.

С каждым годом доля собственных  доходов в области уменьшается, а дотации из республиканского бюджета  растут. Для того, чтобы области динамично развивались, они должны иметь больше собственных доходов от сбора налогов. Было бы правильно увеличить долю общереспубликанских доходов от налогов и акциз, которые направляются в местные бюджеты.

Сейчас доходы от республиканских  налогов (НДС, налог на прибыль и  т.п.) аккумулируются в центральном  бюджете, а затем возвращаются в  области в виде субсидий и дотаций, что не стимулирует местные органы власти к расширению налоговой базы. Ведь это пока не зависит от того, сколько в районе собрали доходов  от налогов и акцизов.

Местные налоги, которые  были существенной подпиткой районных и городских бюджетов, постепенно сокращаются. Соответственно, уменьшается  и сумма налоговых поступлений  от них (в 1 полугодии – немногим более 22 млрд. руб.), а расходы бюджета  растут. Разрыв между собственными доходами и расходами бюджетов области  и районов возрастает [11, c. 23-26].

С целью увеличения собственных  доходов бюджетов базового уровня можно  предложить закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупные налоги и сборы (полностью или частично), которые в соответствии с действующим  законодательством зачисляются  в областные бюджеты. Это мог  бы быть налог на продажу вина, винно-водочных или табачных изделий.

Считается также, что укрепить собственную доходную базу местных  бюджетов можно как путем расширения перечня собственных доходов, так и переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов; закрепить за местными бюджетами более существенные доходные источники, например, частично закрепить регулирующие налоги. Одновременно же в законодательном порядке определить соотношение между собственными и регулирующими доходными источниками.

Размер дотаций из фонда  финансовой поддержки административно-территориальных  формирований сегодня не учитывает  доходный потенциал и степень  участия региона в формировании доходов бюджета. Система трансфертов должна прежде всего обеспечить выравнивание доходов местных бюджетов, основанное на том постулате, что регионы обязаны нести одинаковую налоговую нагрузку.

С этой целью предлагается провести оценку состояния и доходных возможностей регионов на основе применяемого в мировой практике показателя фискального  потенциала территорий. Он будет характеризовать  размер налоговых доходов, который  сможет получить регион, если будет  прилагать средние по стране фискальные усилия.

Также предлагается перейти  от составления одновариантных бюджетов к многовариантным. В этом случае Министерство финансов Республики Беларусь будет иметь возможность внести на рассмотрение Правительства Республики Беларусь не один, а несколько вариантов проекта бюджета (республиканского и консолидированного). Одобренный вариант будет представлен на рассмотрение Президента.

С 1 января 2010 г. Особенная  часть Налогового кодекса вступила в силу. Таким образом, налоговая  система Беларуси стала включать 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный  и экологический налоги.

В 2010 году в целях совершенствования  налоговой системы Беларуси отменен  сбор в республиканский фонд поддержки  производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный  налог с продаж товаров розничной  торговли, местный сбор с пользователей  за парковку.

В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с  упрощением налоговой системы и  сокращением числа налогов увеличена  ставка НДС с 18% до 20%.

Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения