Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании учебной литературы, периодических изданий и статистического материала изучить бюджетный процесс, динамику налоговой нагрузки на уровне страны.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение основных источников республиканского и местного бюджетов;
– анализ организации бюджетного процесса и исполнения бюджета Республики Беларусь;
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения доходов бюджета 5
1.1 Экономическое содержание государственного бюджета и его назначение 5
1.2 Доходы республиканского бюджета 8
1.3 Основные источники доходов в местные бюджеты 11
2 Исследование доходов республиканского бюджета 15
2.1 Анализ доходов республиканского бюджета за 2011-2012 года 15
2.2 Оценка налоговых доходов республиканского бюджета и их исполнение 21
2.3 Динамика налоговой нагрузки Республики Беларусь в первом квартале 2011 года 24
3 Пути увеличения доходов республиканского бюджета 31
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой 31
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь 36
Заключение: 43
Список использованных источников: 45
С 24% до 12% снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций, кроме того, с 2010 года при исчислении и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, маркетинговые услуги.
В бюджете на 2011 год просматриваются
две тенденции: довольно существенный
рост расходов на социальные нужды
и некоторое сокращение количества
налоговых платежей. Как и ранее,
основные доходы в казну принесут
налоги и прежде всего НДС, доля которого
в доходах казны постоянно
растет и составит в 2011 году свыше
трети налоговых поступлений. Далее
с большим отрывом идет налог
на доходы и прибыль, а удельный вес
подоходного налога лишь немного
превысит долю акцизов. Свыше 13% поступлений
в бюджет страны должны принести доходы
от внешнеэкономической
За последние 5 лет было
отменено 26 налогов и платежей, включая
оборотные налоги с выручки; реализовано
57 системных мер по упрощению
налоговой системы; завершена кодификация
налогового законодательства и с 1 января
2010 года введен в действие основной
налоговый закон прямого
На завершающем этапе структурных изменений с 2011 года предлагается реализовать следующий комплекс мер.
Во-первых, по количеству применяемых налогов привести налоговую систему в соответствие со стандартами развитых стран. Для этого с 2011 года планируется полностью отменить:
После отмены местных налогов Беларусь перейдет к зачислению установленных общегосударственных единых налогов в бюджеты различных уровней по законодательно установленным нормативам. Этот принцип межбюджетного распределения – основной в большинстве стран, обеспечивает простоту налоговой системы и гарантирует необходимый объем финансовых ресурсов местных бюджетов. Альтернатива – либо самостоятельное установление местными властями местных налогов на своих территориях, либо соединение в одном налоге двух ставок – центральной и местной. Недостатки таких механизмов в том, что они характеризуются множественностью налогов и сложностью их администрирования. А это не согласуется с требованиями по радикальному упрощению налоговой системы.
Во-вторых, будут принципиально
изменены подходы в отношении
частоты уплаты налогов в бюджет.
Сегодня приходится платить налоги,
как правило, ежемесячно, а по ряду
крупных предприятий –
В-третьих, для активизации
инвестиционного и
В результате реализация предполагаемых мероприятий по своему составу налоговая система Республики Беларусь не будет отличаться от налоговых систем развитых стран. Ее основу, как и в большинстве европейских стран, будут составлять налоги на потребление (НДС и акцизы), налоги на прибыль и доходы, на собственность (налог на недвижимость и землю), экологические и социальные налоги. Это всего 5–6 обязательных платежей для обычного плательщика. Их уплата будет осуществляться ежеквартально, а налоговые декларации подаваться преимущественно ежегодно (исключение будут составлять только платежи в Фонд социальной защиты населения, по которым пока сохраняется ежемесячный способ уплаты).
Исходя из изложенных мер налоговой политики, доходы консолидированного бюджета в 2011 году определены в сумме 54,5 трлн. руб., или 118% к оценке 2010 года (46,2 трлн. руб.). Структура доходов не изменится. Основную долю доходов бюджета приносят НДС (35,1%), налог на прибыль (10,1%), доходы от внешнеэкономической деятельности (13,3%), акцизы (9,9%). Таким образом, в 2011 году ресурсная база бюджетов всех уровней должна составить 60,5 трлн. руб.
В качестве источника дополнительных
доходов региональных бюджетов сохраняется
право местных Советов
Таким образом, увеличение доходов
бюджета должно происходить в
большей степени за счет изменения
в структуре налоговых
Подводя итог проведенному
в курсовой работе исследованию, можно
сделать вывод о том, что бюджет
является важным звеном финансовой системы
страны. Отражая содержание процессов
производства и распределения общественного
продукта и национального дохода,
бюджет представляет собой экономическую
форму образования и
Республика Беларусь имеет
двухуровневую бюджетную
Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как включает время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Все стадии бюджетного процесса
взаимообусловлены и
В условиях, когда каждый последующий этап бюджетного процесса зависит от сроков и качества выполнения предыдущих, необходима координация всего процесса от начала до конца, выработка, принятие и реализация конкретных решений с целью получения запланированных конечных результатов. Для успешной деятельности в этой сфере необходима также определенная, четко отлаженная инфраструктура.
Участниками бюджетного процесса
являются органы, обладающие бюджетными
полномочиями: президент государства,
органы законодательной и
Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.
Одним из ключевых условий
успешного планирования бюджета
является достоверный прогноз
С целью увеличения доли собственных доходов бюджетов базового уровня необходимо закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупные местные налоги и сборы (полностью или частично), которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в областные бюджеты, а также установить предельный уровень дотаций в объеме доходов местных бюджетов.
Также необходимо перейти от составления одновариантных бюджетов к многовариантным. В этом случае Министерство финансов республики будет иметь возможность внести на рассмотрение Правительства РБ не один, а несколько вариантов проекта бюджета.
1 налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту
Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения