Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 02:11, контрольная работа
Возникновение и развитие
Отношения ЕАСТ с другими группами стран
Вариант III
Задание 1. Европейская ассоциация свободной торговли:
Хозяйственные
механизмы стран Западной Европы
оказались в большей мере и
раньше, чем у других стран, подготовленными
к тесному взаимодействию друг с
другом. Высокая зависимость
Одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции:
Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации.
В тот
период, когда началась деятельность
Европейского сообщества, в Европе
возникло и другое интеграционное объединение.
Соперничество Великобритании с
Францией и ФРГ на рубеже 1950-1960-х
годов сделали невозможным ее
вступление в ЕЭС («Общий рынок»). Создание
второго интеграционного
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский Союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.
Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 в Стокгольме семью государствами: Австрией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Финляндией, Швейцарией и Швецией. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.
Стокгольмская конвенция была впоследствии заменена в соответствии с Вадуцкой конвенцией.
Эта Конвенция предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 путем снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений.
ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику.
Три страны ЕАСТ являются частью внутреннего рынка Европейского Союза через Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое вступило в силу в 1994. Четвертая страна, Швейцария, решила заключить двусторонние соглашения с ЕС. Кроме того, государства ЕАСТ совместно заключили соглашения о свободной торговле с множеством стран во всем мире.
Однако первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986 стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970. Лихтенштейн присоединился в 1991 (предварительно, его интересы в ЕАСТ были представлены Швейцарией).
Европейской ассоциацией свободной торговли управляет Совет ЕАСТ, состоящий из представителей стран-участниц и избирающийся на уровне министров. Совет контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц, создает комитеты по различным вопросам, например, по тарифам, бюджету и т.д. Текущими делами ЕАСТ занимается постоянный Секретариат. Все руководящие органы Ассоциации в отличие от органов ЕЭС выполняют преимущественно консультативные функции. Кроме того, в связи с Соглашением о Европейском экономи-ческом пространстве 1992, были учреждены еще две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ.
Секретариат ЕАСТ размещен в Женеве (Швейцария). Штаб-квартира Наблюдательного органа ЕАСТ находится в Брюсселе (так же, как и штаб-квартира Европейской комиссии), в то время как Суд ЕАСТ размещен в Люксембурге (как и Европейский суд).
Таким образом, ЕАСТ представляет собой менее развитую интеграционную форму: при осуществлении свободной торговли между входившими в нее странами ни одна из них не поступалась какими-либо элементами своего суверенитета, к тому же не были созданы институты, обладавшие законодательной властью. Страны ЕАСТ оказались слабо связанными между собой экономически, она не смогла продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС.
К началу 1970-х в ЕАСТ был завершен процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе.
Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС. Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на Европе, а не на Соединенных Штатах и нациях Содружества, типа Австралии, Канады и Новой Зеландии, как на торговом партнере, Великобритания попросила членство в ЕЭС в 1961 (однако стала членом лишь в 1973). Таким образом, она сделала выбор в пользу участия в «Общем рынке». За ней последовали Дания и Ирландия, экономически тесно связанные с Великобританией и имевшие с ней договор о торговой ассоциации. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из этой организации и присоединяться к ЕС. Португалия оставила ЕАСТ в 1986, Австрия, Швеция и Финляндия вошли в Европейский союз в 1995 и, таким образом, прекратили быть членами ЕАСТ. Норвежцы дважды отклонили на референдумах присоединение к ЕС. Во время первого референдума (1972) присоединились их соседи датчане. Во второй раз (1994) два других скандинавских соседа Норвегии, Швеция и Финляндия вошли в Европейский Союз. Два последних правительства Норвегии были неспособны и несклонны поднять этот вопрос, поскольку они оба были коалиционными правительствами, состоящими и из сторонников и из противников присоединения. Исландия вряд ли присоединится к ЕС в ближайшем будущем из-за политического безразличия к Союзу. Только одна партия поддерживает начало переговоров о вступлении. С тех пор как Швейцария отклонила присоединение к ЕЭП в 1992, референдум по вопросу о членстве в ЕС был проведен в последний раз в 2001 и закончился с отрицательным результатом. В середине 2005 представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова – это территория Дании.
Согласно концепции председателя Европейской комиссии Ж. Делора, выдвинутой им в 1988 г., страны ЕАСТ, за исключением Швейцарии, с 1994 входят во второй концентрический круг формирования Европейского экономического пространства (ЕЭП). На самом деле процессы экономической интеграции стран ЕС и стран, входящих в ЕАСТ, развиваются с 1950-х гг. первоначально это была рыночная интеграция, не сопровождавшаяся созданием каких-либо институциональных рамок экономических взаимосвязей между двумя интеграционными группами. Первым крупным шагом на пути институционализации было соглашение 1974 г., вводившее свободное движение промышленных товаров в регионе, охватываемом ЕС и ЕАСТ.
Создание
ЕЭП имеет еще большее
После двух
лет переговоров ЕАСТ и ЕЭС
в мае 1992 подписали соглашение о
Европейском экономическом
Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ регулируют действия членов ЕАСТ относительно их обязательств по Европейскому экономическому пространству (ЕЭП). Так как Швейцария не является членом ЕЭП, она не участвует в этих учреждениях. Наблюдательный орган ЕАСТ выполняет роль Европейской комиссии как "гарант соглашений" для стран ЕАСТ, в то время как Суд ЕАСТ выполняет для них роль Европейского суда. В первоначальном плане ЕЭП не было ни Суда ЕАСТ, ни Наблюдательного органа ЕАСТ, и Европейский суд с Европейской комиссией должны были осуществлять их роли. Однако, в течение переговоров относительно соглашения о ЕЭП, Европейский суд сообщил Совету Европейского союза в письменной форме, что, по его мнению, предоставление полномочий учреждениям ЕС относительно государств-нечленов ЕС будет нарушением соглашений, и поэтому была развита текущая договоренность.
В 1975 был основан Фонд Португалии, когда Португалия еще была членом ЕАСТ, с целью обеспечить финансирование развития и реконструкции Португалии после падения диктатуры. Когда Португалия оставила ЕАСТ в 1985, оставшиеся члены ЕАСТ решили, тем не менее, оставить Фонд Португалии, таким образом Португалия продолжит извлекать из этого выгоду. Фонд первоначально принял форму ссуды под низкий процент от государств-членов ЕАСТ для Португалии в размере 100 миллионов долларов США. Выплата должна была первоначально начаться в 1988, но ЕАСТ тогда решила отложить начало выплат до 1998. Фонд Португалии был к настоящему времени расформирован государствами-членами.
ЕАСТ
также создала Пробирное
Европейская ассоциация свободной торговли ( англ. European Free Trade Association, EFTA ) - Это зона свободной торговли, объединяющей таможенные территории четырех европейских стран, не вступивших в Европейский Союз, в частности, Республики Исландия, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегии и Швейцарской Конфедерации. Зона свободной торговли обеспечивает странам-членам режим свободной торговли товарами и услугами, а также гарантирует свободное движение капиталов и физических лиц.
Три страны-члены ЕАСТ, в частности, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия входят в Европейское экономическое пространство (ЕЭП), соглашение о создании которого было заключено в мае 1992 года. ЕЭП объединяет рынки 27-и стран-членов ЕС и 3-х стран-членов ЕАСТ в общий рынок объемом около 470 млн. потребителей, что делает его крупнейшим региональным интеграционным объединением в мире. Согласно результатам проведенного 1992 референдума, Швейцария не вступила в ЕЭП, но развивает торгово-экономическое сотрудничество с ЕС путем заключения двусторонних соглашений. ЕАСТ создала зоны свободной торговли с ЕС и Фарерскими островами.
Страны, с которыми ЕАСТ заключила соглашения о свободной торговле, указанные в таблице.
Америка и Азия |
Африка |
Европа |
Средний Восток |
Мексика |
Марокко |
Болгария |
Израиль |
Южная Корея |
ПАМС |
Македония |
Иордания |
Сингапур |
Тунис |
Румыния |
Ливан |
Чили |
- |
Турция |
Палестина |
- |
- |
Хорватия |
- |
Развитие
преференциальных торгово-
Информация о работе Европейская ассоциация свободной торговли