Европейская ассоциация свободной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 02:11, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение и развитие
Отношения ЕАСТ с другими группами стран

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика контрольная работа вариант 3.docx

— 52.15 Кб (Скачать файл)

Развитие  торговых отношений с другими  странами и их региональными объединениями  привел к необходимости пересмотра странами-членами ЕАСТ положений  Стокгольмской соглашения о ЕАСТ. Обновленную соглашение было подписано 21 июня 2001 года в г. Вадуц, Лихтенштейн и вступило в силу 1 июня 2002 года, одновременно с вступлением в силу пакета двусторонних соглашений между Швейцарией и ЕС. Положение обновленного соглашения о ЕАСТ (т.н. Вадуцька конвенция) учитывают развитие торговых отношений стран-членов ЕАСТ с ЕС и другими торговыми партнерами. Вадуцька конвенция регулирует отношения между странами-членами ЕАСТ в сфере торговли товарами и услугами, конкурентной и инвестиционной политики, экономической и денежной политики, защиты прав интеллектуальной собственности и т.п..

Сотрудничество  с другими странами осуществляется на двух уровнях. Первый из них предусматривает  заключение двусторонних соглашений о  свободной торговле. ЕАСТ заключила такие соглашения с Болгарией, Чили, Хорватией, Израилем, Иорданией, Ливаном, Македонией, Мексикой, Марокко, Палестинской Автономией, Румынией, Сингапуром, Тунисом, Туреччиноюта Южной Кореей.

 

 Второй  уровень сотрудничества предусматривает  заключение ЕАСТ совместных деклараций  о сотрудничестве. Заключен совместные декларации о сотрудничестве ЕАСТ с 7 странами и региональными организациями, в частности, Украины, Албании, Алжиром, Египтом, Сербией и Черногорией, Торгово-экономическим союзом стран Латинской Америки (МЕРКОСУР) и Организацией сотрудничества стран Персидского залива.

Стратегической  целью деятельности ЕАСТ остается либерализация  торговли с ее наиболее важными торговыми  партнерами путем заключения соглашений о свободной торговле и развитию сотрудничества в рамках ВТО. В ближайшей  перспективе ЕАСТ планирует заключить  соглашения о свободной торговле с Канадой и Таиландом, а также  продолжить сотрудничество с Украиной и другими странами по созданию условий, необходимых для заключения соглашений о свободной торговле.

В последние  годы ЕАСТ уделяет значительное внимание заключению соглашений о свободной  торговле со странами Средиземноморья. Целью заключения таких соглашений является создание для субъектов  предпринимательской деятельности стран-членов ЕАСТ благоприятных условий  доступа к рынкам стран этого  региона в связи с запланированным  на 2014 год созданием Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли. Вместе со странами ЕАСТ, Евро-Средиземноморская зона свободной торговли объединит рынки 40 стран, население которых составляет около 800 млн. потребителей.

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Характеристика экономического развития стран «переселенческого» капитализма (Израиль, Канада, Австралия и Новая Зеландия).

 

Страны  «переселенческого капитализма» своим  названием они обязаны тому, что, образовавшись как самостоятельные  государства, они сразу стали  капиталистическими странам, т.е. хозяйственный  уклад туда привнесли колонисты-основатели из других капиталистических стран.

В этих странах  не было такого перехода, как в других капиталистических странах: сначала  к феодализму, потом от феодализма к капитализму. Благодаря этому  эти страны относительно «молоды». В них высокий уровень жизни, т.к. это промышленно развитые страны.

 Все  эти страны были основаны переселенцами  из Европы:

    • Канада –французами и англичанами,
    • Австралия и Новая Зеландия – англичанами,
    • ЮАР – голландцами и англичанами (англичане же стали и основателями будущих США).

Впоследствии  все они были колониями Великобритании, на рубеже XIX и XX веков получили статус доминионов – фактически независимых  государств в составе Британской империи (последнее не относится к США, получившим полную независимость ещё в XVIII веке).

Именно  европейцы создали экономику  этих стран в том виде, в каком  она сегодня существует. Всюду, кроме  ЮАР, потомки европейских переселенцев составляют сейчас подавляющее большинство  населения. Коренные жители либо практически не принимают участия в экономической жизни, живя в особых резервациях или на отдалённых территориях и ведя традиционный образ жизни (американские индейцы, австралийские аборигены, южноафриканские бушмены и готтентоты, отчасти эскимосы Канады и Аляски), либо занимают в этой жизни подчинённое положение (народы банту в ЮАР, маори в Новой Зеландии).

Эксплуатация  природных ресурсов стран переселенческого капитализма началась намного позже, чем в Европе, и эти ресурсы  по-прежнему обильны и зачастую недостаточно изучены. К ним относятся леса и гидроресурсы Канады, полезные ископаемые (кроме Новой Зеландии), сельскохозяйственные угодья (во всех странах). Экономика соответственно носит ярко выраженный ресурсный характер: экстенсивное сельское хозяйство), добывающая и лесная промышленность, переработка природного сырья.

Ещё одна страна, примыкающая к данному  типу – Израиль. Это страна переселенческого капитализма в прямом смысле слова: капиталистические отношения принесли сюда в готовом виде переселенцы. Но по характеру своей ресурсной  базы (бедность природными ресурсами  в сочетании с высококвалифицированными трудовыми ресурсами) и, соответственно, по структуре экономики Израиль  гораздо ближе к малым привилегированным  странам Европы. От последних, в свою очередь, его отличает не только макрогеографическое положение (Ближний Восток), но и связанное с ним отсутствие «привилегированности» – враждебное окружение и необходимость тратить большие средства на оборону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Проблема привлечения иностранных инвестиций в Россию

 

В связи  с продолжающейся нестабильностью  экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах  в российскую экономику иностранных  инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного  общества, характеризующегося высоким  уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей  огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста  внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для  достижения таких целей, как выход  из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. При  этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных  инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения  иностранных инвестиций в настоящих  российских условиях, рассмотреть экономическую  и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При  этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.

Учитывая  серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству  позиций, России необходим иностранный  капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные  методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Опыт  многих стран «третьего мира», особенно латиноамериканских, показывает, что  неблагоприятные условия для  работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости  внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга  страны. Причем, поскольку государственные  займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме  того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок.

Инвестирование (экспорт капитала) это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства  с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, так и субъекту (инвестору).

В мировой  практике выделяют три основные формы  инвестирования:

    • Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг - непосредственно в предприятия).
    • Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
    • Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Прямые  инвестиции могут обеспечивать инвестирующим  корпорациям либо полное владение инвестируемой  компанией, либо позволяют устанавливать  над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь  не более 10% акционерного капитала.

Ведущими  инвесторами являются экономически развитые страны, в первую очередь  США, но за последние 20 лет их доля в  общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась.

Значительны изменения и в направлениях прямых инвестиций: до Второй Мировой войны  основная часть капиталовложений приходилась  на отсталые страны, а в последнее  время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической  системой. Объясняется такое поведение  сдвигами в отраслевой структуре  инвестирования, которое теперь преимущественно  сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее - в  наукоемких и высокотехнологичных  отраслях.

Портфельные инвестиции - основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками

В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях  в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации  на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

На движение данного вида инвестиций оказывает  влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным  ценным бумагам. Так, высокая норма  процентных ставок в США привлекла  множество иностранных инвесторов, особенно японских.

Основными способами привлечения прямых иностранных  вложений в экономику России являются:

    • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
    • регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
    • привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
    • создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия  на развитие национального хозяйства  в целом, играет сейчас роль «катализатора  роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в  первую очередь на зарубежный спрос.

Чтобы добиться существенного количественного  увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно  путем выработки комплексной  государственной программы по привлечению  иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число  необходимых для России мер в  этом направлении (помимо общего улучшения  политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

    • создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);
    • четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными струк- турами;
    • создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;
    • снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
    • введение частной собственности на землю;
    • создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

Следовательно, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

Информация о работе Европейская ассоциация свободной торговли