Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:25, доклад
Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран— долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года[7]. Для некоторых стран еврозоны стало сложным или невозможным рефинансирование государственного долга без помощи посредников.
Процентная ставка по долгосрочным государственным облигациям
В июне 2012 г. после завершения переговоров о предоставлении Испании экстренного кредита доходность государственных облигаций Испании и Италии продолжала резко расти, что поставило под сомнение эффективность экстренной финансовой помощи в долгосрочном периоде. Доходность испанских облигаций, которая составляла более 6% до того, как предоставление кредита было одобрено, поднялась до 7%, уровня, который по мнению экспертов сигнализирует о наличии серьёзных экономических проблем у страны[79].
Точка зрения рейтинговых агентств
5 декабря 2011 г. агентство «Стандард энд пурс» перенесло долгосрочные рейтинги 15 стран-членов еврозоны в раздел наблюдения с негативным прогнозом. Согласно сообщению агентства, решение о переносе было принято в связи с «системным стрессом, вызванным пятью взаимосвязанными факторами:
1. Ужесточением условий кредитования по всей еврозоне.
2. Заметным повышением
премии за риск по растущему
количеству государственных
3. Отсутствием консенсуса
среди европейских
4. Высоким уровнем задолженностей правительств и частного сектора в значительной части еврозоны.
5. Ростом риска экономического спада в еврозоне в целом в 2012 г.
В настоящее время
мы ожидаем спада объёмов
Ход развития кризиса
В первые несколько недель
2010 г. инвесторы вновь были обеспокоены
величиной государственного долга
европейских стран, что привело
к дальнейшему повышению
Для того, чтобы обеспечить рост доверия, должностные лица прибегли к политике строгой экономии (т.е. повышению налогов и снижению расходов), что привело к недовольству населения, массовым беспорядкам и началу жарких споров среди экономистов об адекватности принятых мер: многие экономисты выступают за увеличение государственных расходов (т.е. рост бюджетного дефицита) во время экономического спада. Кризис доверия, особенно по отношению к тем странам, где дефицит государственного бюджета и величина госдолга резко возросли, привёл к росту разниц в уровнях доходности государственных облигаций и стоимости страхования риска по кредитно-дефолтным свопам этих стран и других государств-членов ЕС, прежде всего Германии[82]. По некоторым оценкам, к концу 2011 г. долговой кризис принёс Германии прибыль в более чем €9 млрд, так как инвесторы предпочитали покупать не несущие риска облигации ФРГ с процентной ставкой, близкой к нулю[83].
В то время как правительство
Швейцарии также получило прибыль
от продажи гособлигаций, кризис нанёс
ущерб экспортному сектору
Греция
Основная статья: Долговой кризис в Греции
Процентое отношение госдолга Греции к ВВП начиная с 1999 г. по сравнению со средней величиной госдолга в еврозоне.
Массовый протест (100 тыс. человек) против политики экономии перед парламентом Греции в Афинах, 29 мая 2011 г.
В начале и середине 2000-х экономика Греции являлась одной из наиболее быстро растущих в еврозоне; поэтому члены правительства не считали необходимым уменьшать существовавший структурный бюджетный дефицит[85], в т.ч. высокие расходы на оборонную отрасль, обусловленные традиционно враждебным отношением к Турции. После начала мирового экономического кризиса в конце 2000-х Греция оказалась в особенно тяжелом положении, в первую очередь из-за того, что основные отрасли промышленности Греции (морские перевозки и туризм) крайне чувствительны к изменениям бизнес-цикла. Из-за ухудшения экономической конъюнктуры долговые обязательства страны начали быстро расти.
23 апреля 2010 г. греческое правительство попросило ЕС и Международный валютный фонд (МВФ) о выдаче первоначального займа для покрытия финансовых нужд на оставшуюся часть 2010 г. в размере €45 млрд.[86][87]. Несколькими днями позже агентство «Стандард энд пурс» из-за увеличения вероятности дефолта страны понизило рейтинг государственных облигаций Греции до BB+, или до категории «мусорных облигаций»[88] (т.е. по прогнозам агентства держатели облигаций могли потерять от 30 до 50% своих инвестиций)[88], после чего упал курс евро, а также произошёл крах рынков ценных бумаг по всему миру [89].
1 мая 2010 г. греческое правительство
объявило о вступлении в
До настоящего времени все реализованные меры экономии помогли Греции снизить исходный дефицит (за вычетом процентных платежей) с €24,7 миллиардов (10,6% ВВП) в 2009 г. до всего €5,2 миллиардов (2,4% ВВП) в 2011 г.[98][99]. Побочным эффектом политики жёсткой экономии стало усугубление в 2010 и 2011 гг. экономического спада, начавшегося в октябре 2008 г.[100]. Главным инструментом режима экономии является увеличение налогового бремени, которое наносит ущерб частному сектору и экономике в целом[101] Больше всего ВВП Греции сократился в 2011 г. (на 7,1 %[102])[103], когда объём промышленного производства после сезонных корректировок оказался на 28,4% ниже, чем в 2005 г.[104][105], и 111 тыс. греческих компаний потерпели банкротство (на 27% выше, чем в 2010 г.)[106][107]. В результате сезонный скорректированный уровень безработицы вырос с 7,5% в сентябре 2008 г. до рекордно высокого уровня 19,9% в ноябре 2011 г., а уровень безработицы среди молодежи за тот же период вырос с 22,0% до до 48,1%[108][109] .
В целом доля населения, входящего в «группу риска социальной изоляции или нищеты», в течение первых двух лет кризиса практически не увеличилась. Число жителей страны в этой категории составляло 27,6% в 2009 г. и 27,7% в 2010 г. (только немногим выше, чем в среднем по всем 27 странам ЕС — 23,4%)[110], но по некоторым оценкам в 2011 г. этот показатель резко вырос до более чем 33%[111]. В феврале 2012 г. сотрудник МВФ, ведущий переговоры по осуществлению мер экономии с правительством Греции, признал, что чрезмерное сокращение расходов наносит ущерб стране[98].
Некоторые эксперты утверждают, что наилучшим вариантом для Греции и всего ЕС будет проведение «организованного дефолта», позволяющего стране выйти из еврозоны и вернуться к использованию национальной валюты со сниженным курсом (драхмы)[112][113]. По их мнению, том случае, если Греция предпочтёт продолжать использовать евро, экономические и политические последствия будут разрушительными. По словам представителей японской финансовой компании «Номура», выход Греции из ЕС может привести к девальвации новой драхмы на 60%. По мнению аналитиков банка «Бэ-эн-пе париба», выход Греции из ЕС может привести к таким тяжёлым последствиям, как сокращение ВВП Греции на 20%, увеличение отношения госдолга к ВВП страны до более чем 200%, резкий рост уровня инфляции до 40-50% [114]. Специалисты финансового конгломерата «Ю-би-эс» придерживаются мнения, что страну, выходящую из ЕС, могут поразить гиперинфляция, массовое изъятие вкладчиками депозитов из банков «и даже государственные перевороты и гражданская война» [115][116].
В конце концов в феврале 2012 г. для предотвращения развития событий по подобному сценарию руководство ЕС, МВФ и ЕЦБ согласилось предоставить второй пакет экстренной финансовой помощи объёмом в €130 миллиардов[117], при условии осуществления правительством дополнительных мер жёсткой экономии (уменьшение греческих расходов на €3,3 миллиарда в 2012 г. и ещё на €10 миллиардов в 2013 г. и 2014 г.)[99]. Впервые в соглашение об оказании финансовой помощи также вошло соглашение с частными держателями греческих государственных облигаций (банками, страховщиками и инвестиционными фондами) о проведении реструктуризации долга, «добровольном» обмене государственных облигаций с номинальным списанием 53,5% на краткосрочные облигации Европейского фонда финансовой стабильности и греческие облигации нового выпуска с более низкими процентными ставками и сроком возврата, продлённым до 11-30 лет (независимо от предыдущих сроков)[15].
Это стало самым значительным соглашением по реструктуризации долга на мировом уровне: общая стоимость гособлигаций Греции составляла €206 млрд[118]. Величина списанных долговых обязательств составила €107 млрд, после чего в марте 2012 г. уровень греческой задолженности упал с примерно €350 миллиардов до €240 миллиардов, а величина прогнозируемых долговых выплат упала до более реалистичного размера — 117% от ВВП[119], несколько ниже, чем по первоначальным оценкам (120,5%)[120][121].
9 Марта 2012 г. Международной ассоциацией по свопам и деривативам было опубликовано коммюнике, в котором соглашение о реструктуризации долга было названо «ключевым событием отрасли», которое приведёт к заключению новых сделок по кредитно-дефолтным свопам. По мнению специалистов журнала «Форбс», реструктуризация долга Греции фактически является дефолтом[122][123].
Выполнение условий соглашения подразумевает, что держатели ранее выпущенных греческих облигаций номинальной стоимостью в 1000 евро получат в обмен векселя Европейского фонда финансовой стабильности для частного сектора на сумму 150 евро и греческие облигации нового выпуска на сумму 315 евро, в том числе «ценные бумаги, привязанные к ВВП». Последние представляют собой гарантию увеличения процентной ставки по облигациям в том случае, если экономический рост в Греции будет соответствовать определённым критериям. В то время как рыночная цена обменного портфолио составляет около 21% от первоначальной номинальной стоимости (15% для двух видов векселей Европейского стабилизационного фонда — на 1 и 2 г., и 6% для греческих облигаций нового выпуска на срок от 11 до 30 лет), средний срок погашения пакета «Новых греческих облигаций» немного ниже 10 лет[124].
В середине мая 2012 г. экономический кризис и неспособность членов партий Греции провести формирование нового правительства после выборов привели к появлению слухов о том, что Греция вскоре покинет еврозону. На финансовых рынках это предоположение, которое стало определять поведение игроков мировых финансовых рынков, стали обозначать термином «Grexit» (См. en:Grexit)[125][126]. Победа правоцентристских партий в выборах 17 июня 2012 г. позволяет надеяться на то, что новая правительственная коалиция примет решение не покидать еврозону[127].
Экономика Греции потеряла во 2-м квартале 2012 года 6,2% относительно уровня аналогичного периода предыдущего года, при этом рецессия в стране продолжилась девятый квартал подряд, отмечает агентство Bloomberg в августе 2012 года[128]. В августе уровень безработицы в Греции составил 24,4 %[102].
Ирландия
Государственный дефицит Ирландии по сравнению с дефицитами других европейских стран и США (2000-2013 г.)
Ирландский долговой кризис был вызван не избыточными правительственными расходами, а тем, что правительство предоставило гарантии по кредитам. Полученные ирландскими банками средства были главным образом инвестированы в рынок недвижимости и тем самым способствовали росту рыночного пузыря. 29 сентября 2008 г. министр финансов Брайан Ленихэн, младший, сообщил о предоставлении гарантий по вкладам и облигациям этих банков сроком на один год[129]. В сентябре 2009 г. он принял решение о продлении гарантии ещё на один год. Это произошло вскоре после учреждения Национального агентства по управлению активами (National Asset Management Agency, NAMA), которму эти банки передали невозвратные кредиты.
Убытки ирландских банков составили около 100 млрд евро, значительная часть которых пришлась на невозвратные кредиты застройщикам или домовладельцам, выданные в период роста пузыря на рынке недвижимости, лопнувшего в 2007 г. В 2008 г. экономическое положение в Ирландии резко ухудшилось: безработица выросла с 4% в 2006 г. до 14% в 2010 г., а профицит федерального бюджета в 2007 г. сменился в 2010 г. дефицитом в 32% ВВП, самым высоким за всю историю еврозоны, несмотря на то, что правительство Ирландии проводило крайне жёсткие меры экономии[40][130].
Хотя правительством Ирландии могло быть принято решение о предоставлении гарантий только по банковским депозитам, вместо этого было принято решение о получении кредита у ЕЦБ для осуществления выплат по облигациям, находящимся в собственности частных инвесторов. Тем самым бремя убытков инвесторов и выплат по кредиту было перенесено на налогоплательщиков, что оказало крайне негативное влияние на кредитоспособность Ирландии. В результате правительство начало переговоры о предоставлении экстренной финансовой помощи с руководстовом ЕС и МВФ и правительствами Великобритании, Дании и Швеции, что привело к заключению 29 ноября 2010 г. соглашения предоставлении кредита в €67,5 млрд[131][132]. Объединив полученные средства с дополнительными €17,5 млрд из резервного и пенсионного фондов Ирландии, правительство получило в своё распоряжение €85 млрд[133], €34 млрд из которых были использованы для оказания финансовой помощи финансовому сектору страны[134]. При этом в рамках соглашения правительство Ирландии обязалось к 2015 г. сократить бюджетный дефицит до уровня ниже 3%[134]. Тем не менее, в апреле 2011 г., несмотря на все принятые правительством меры, агентство «Мудис» снизило рейтинг банковских облигаций до категории «мусорных облигаций»[135].
В июле 2011 г. было заключено соглашение о сокращении процентной ставки по кредиту ЕС и МВФ с приблизительно 6% до величины между 3,5% и 4% и увеличении срока выплаты кредита в два раза, до 15 лет. Это должно было позволить Ирландии сократить ежегодные выплаты на 600–700 млн евро[136]. 14 сентября 2011 г. для дальнейшего облегчения финансового положения Ирландии Европейская комиссия объявила о снижении процентной ставки по кредиту объёмом в €22,5 млрд, полученному по программе Европейского стабилизационного механизма, до 2,59%, т.е. до уровня процентной ставки, по которой ЕС получает кредиты на финансовых рынках[137].