Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:54, реферат

Краткое описание

Интеграционные процессы, сформировавшие современный облик ЕС, развиваются в двух основных направлениях: расширение интеграции за счет присоединения новых государств-членов к Европейскому союзу и ее углубление – переход от более простых форм сотрудничества к более сложным.

Содержание

Введение
1. Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты ЕС
1.1 Исторический аспект образования ЕС
1.2 Нормативно-правовые акты Европейского Союза
2. Современное положение Европейского Союза и Организационная структура ЕС, Право ЕС
2.1 Положение Европейского Союза в современном мире
2.2 Организационная структура ЕС и Право ЕС
3. Проблемы и перспективы Европейского Союза
3.1 Проблемы Европейского Союза
3.2 Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза
3.3 Перспективы Европейского Союза
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

– принятии в ЕС стран  Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов  в институтах ЕС, а значит – автоматического  перераспределения мест между «старыми»  членами ЕС;

 

– формировании общей  внешней и оборонной политики Союза.

Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001г.

 

Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000г. распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

 

1.2 Нормативно-правовые  акты Европейского Союза

 

Нормативно-правовую базу Европейского Союза составляют следующие  договоры:

 

- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС 1952г.

Цели ЕОУС: По договору о создании ЕОУС, государства-участники  обязались поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа, решения которого становились для них обязательными; пошлины на товары, производимые угледобывающей и металлургической промышленностью шести стран, должны были быть ликвидированы в целях объединения экономических ресурсов участников ЕОУС. Договор нацеливал на создание общего рынка товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, а также реконструкцию двух базовых отраслей экономики для повышения их рентабельности.

 

- Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС), созданное в 1957г. являлось государственно-монополистической организацией, объединяющей 6 западно-европейских стран: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, созданная в целях объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый «Общий рынок». Договор об учреждении ЕЭС подписан в марте 1957 в Риме и вступил в силу 1 января 1958. Образование ЕЭС представляет собой новое явление, возникшее в условиях современного этапа общего кризиса капитализма, и отражает присущую монополистической стадии капитализма объективную тенденцию к интернационализации хозяйственных отношений и капитала, к ликвидации узких национальных границ. В основе учреждения ЕЭС лежит попытка финансовой олигархии 6 западноевропейских стран, опираясь на эту объективную тенденцию, расширить рынки сбыта и территориальную сферу своей деятельности с целью создания благоприятных условий для быстрого и бескризисного развития производительных сил стран-участниц. Возникновение ЕЭС знаменует собой дальнейшее углубление конфликта между современным уровнем развития производительных сил и производственных отношениями капитализма и стремление правящих кругов стран-участниц разрешить его с помощью межгосударственного объединения.

Создание ЕЭС, помимо экономических, преследует и политические цели — объединение сил западноевропейского капитализма против мирового коммунистического движения, социалистических государств, а также национально-освободительной борьбы колониальных и зависимых стран. В учреждении ЕЭС нашло также отражение стремление определённых монополистических кругов «шестёрки» консолидировать свои силы в конкурентной борьбе с монополиями др. стран, в первую очередь США, за передел рынков сбыта.

 

- Европейское сообщество  по атомной энергии (ЕВРАТОМ)  — международная организация членов Европейского союза. Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году. Успехи ЕОУС и провал планов создания ЕОС закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 г. министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики. Договоры о ЕЭС и Евратоме вступили в силу с 1 января 1958 г. Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и ФРГ. В 1973 г в него вошли Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 г — Греция. 1986 г — Испания и Португалия. 1995 г — Австрия, Швеция и Финляндия.

Евратом призван был  содействовать:

 

- развитию мирного  использования ядерной энергетики  государствами-членами,

- формированию общей  энергетической политики,

- координации принятия  решений,

- снижению цен на энергоносители,

- повышению стабильности  энергетики,

- обеспечения контроля  за атомной энергетикой.

 

Европейское экономическое  сообщество 1957г. и Европейское сообщество по атомной энергии 1957г. были созданы  в рамках Римского договора 1957г.

 

Римский договор 1957г. знаменует  собой появление европейского права. Сам характер этого договора декларативный, поскольку в нем отмечено:

- солидарность с бывшими  колониальными странами;

- призыв к участию  в европейской интеграции.

 

 Люксембургская сессия министров иностранных дел 1970г.

Знаменовала о появление  соглашения о первом сотрудничестве в Европе.

Основные положения  сессии:

- улучшение взаимопонимания  между членами ЕС;

- согласование их точек  зрения;

- выработка согласования  подхода к решению международных проблем.

 

- Маастрихтский договор  1992г. — договор об экономическом  и валютном союзе (ЕВС), заключенный  в 1992 г. в голландском городе  Маастрихте государствами — членами  Европейского Союза (ЕС). Первоначально  его подписали семь стран с  наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия. Процесс валютно-экономической интеграции был разбит на три этапа. Их выполнение постепенно, по мере создания необходимых институтов и процедур, подготовило экономические и валютные системы этих стран к введению единой европейской валюты евро и созданию Европейского Центрального банка.

 

В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жесткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфляции в этих странах не должен был превышать 2,6%, дефицит государственного бюджета - 3%, а общего государственного долга — 60% валового внутреннего продукта (ВВП). Зафиксированы также допустимые пределы колебаний долгосрочных ставок процента и валютных курсов. Трудный процесс адаптации к маастрихтским критериям конвергенции сопровождался во всех странах Европы, и в особенности в странах, вошедших в ЕВС, ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться (ниже 10%), что свидетельствовало о том, что адаптация в значительной мере произошла.

 

Основные положения  Маастрихтского договора в 1992г.:

- структурирование общей  внешней политики и общей политики  безопасности (ОВПБ);

- защита общих интересов,  независимости и целостности Союза в соответствии с принципами и уставом ООН;

- развитие международного  сотрудничества.[3.c.1]

 

 Амстердамский договор  1997 г. 

Самым важным шагом в  развитии Европейского права за последние  годы является подписание Амстердамского договора в октябре 1997 года. Изменения, введенные Амстердамским договором, усилили позицию Европейского Парламента. Амстердамский Договор в целом заменил процедуру сотрудничества, а также, до определенной степени, консультативную процедуру и согласительную процедуру процедурой совместного принятия решений. Амстердамский договор осознал параллельность между голосованием квалифицированным большинством и процедурой совместного принятия решений. Процедура совместного принятия решений становится общим правилом для всех вопросов, решающихся квалифицированным большинством, а иногда она предусмотрена для вопросов, решающихся Советом единогласно.

В целом, Амстердамский  договор 1997г. расширил и конкретизировал  механизмы осуществления общей  внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем:

 

-   определения принципов  и основных ориентиров ОВПБ;

-   принятия решений  по общей стратегии;

- усиления систематического  сотрудничества между государствами-

 членами в проведении  их политики.

 

Механизм ОВПБ был  существенно усилен. ЕС приступил  к выработке «общих стратегий», принимаемых  Европейским советом, в числе  которых были приняты общие стратегии  ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).

 

Для принятия решений  о совместных действиях и общих  позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был  введен принцип квалифицированного большинства. Это повысило действенность  данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.

 

В процессе осуществления  ОВПБ проявились ряд негативных факторов:

 

- Отсутствие политической  воли у членов ЕС;

- Трудности с налаживанием механизма принятия решений;

- Скудные бюджетные  ресурсы на внешнюю политику (1%).[4.c.1]

 

 Ниццский договор  (2000г.)

Ниццский договор 2000г. стал стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

 

– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах  и процедурах принятия решений квалифицированным  большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

 

– принятии в ЕС стран  Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов  в институтах ЕС, а значит – автоматического  перераспределения мест между «старыми»  членами ЕС;

 

– формировании общей  внешней и оборонной политики Союза.

 

Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001г.

 

Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000г. распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического сектора с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

 

Таким образом, нормативно-правовую базу Европейского Союза составляют: Образование Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС), является частью Парижского договора 1951г.,Европейское экономическое сообщество 1957г. и Европейское сообщество по атомной энергии 1957г. были созданы в рамках Римского договора 1957г., Люксембургская сессия министров иностранных дел 1970г., знаменовала о появлении соглашения о первом сотрудничестве в Европе, Маастрихтский договор 1992г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццский договор 2000г.

 

2.1 Положение Европейского  Союза в современном мире

 

Европе́йский сою́з (Евросою́з) —  объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992г.). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. Страны, входящие в ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

 

ЕС является важнейшим членом мирового сообщества. ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров  современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

 

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и  Тихоокеанского бассейна, к числу  которых относится и большинство  беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз.

 

1 января 1993г. официально начал  функционировать Единый европейский  рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в  Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все большем количестве областей, ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

 

ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на двадцать три официальных языка; поощряется развитие языков и культур малых народов.

 

Информация о работе Европейский союз