Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:54, реферат

Краткое описание

Интеграционные процессы, сформировавшие современный облик ЕС, развиваются в двух основных направлениях: расширение интеграции за счет присоединения новых государств-членов к Европейскому союзу и ее углубление – переход от более простых форм сотрудничества к более сложным.

Содержание

Введение
1. Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты ЕС
1.1 Исторический аспект образования ЕС
1.2 Нормативно-правовые акты Европейского Союза
2. Современное положение Европейского Союза и Организационная структура ЕС, Право ЕС
2.1 Положение Европейского Союза в современном мире
2.2 Организационная структура ЕС и Право ЕС
3. Проблемы и перспективы Европейского Союза
3.1 Проблемы Европейского Союза
3.2 Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза
3.3 Перспективы Европейского Союза
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Цели ЕС:

 

- создание общего рынка, экономического  и валютного союза;

- содействие в рамках Союза гармоническому и сбалансированному развитию экономик, устойчивому и не инфляционному росту без нанесения ущерба окружающей среде;

- содействие высокому уровню  конвергенции экономической деятельности, занятости и социальной защиты;

-   содействие укреплению экономических и социальных взаимосвязей

и солидарности государств-членов;

- введение европейского гражданства;

- обеспечение свободы, безопасности  и законности;

- содействие экономическому и  социальному прогрессу;

-   укрепление роли Европы в мире;

- получение доступа на зарубежные  рынки сбыта;

- получение доступа к более  дешёвым производственным ресурсам;

- улучшение условий торговли;

- сокращение издержек на масштабе  производства;

- желание добиться  устойчивого экономического роста;

- привлечение прямых  зарубежных инвестиций, которые  охотнее идут на большие рынки.

 

Также не менее важны  и неэкономические цели:

 

- налаживание более  дружественных взаимоотношений  со странами-соседями;

- укрепление сотрудничества  в культурной, научной, социальной и политической областях;

- увеличение своего  влияния на мировой политической  и экономической арене, так  как к мнению подобных сообществ  прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.[8.c.318]

 

Европейский союз и государства-члены  проводят общую внешнюю политику в области безопасности. Европейский совет определяет принципы и общие директивы. Совет Европейского союза принимает решения, необходимые для выработки и реализации общей внешней политики:

 

- защита общих ценностей,  основополагающих интересов и независимости Союза;

- укрепление безопасности  Союза и его членов во всех  её формах;

- поддержание мира  и укрепление международной безопасности;

- содействие международному  сотрудничеству;

-   укрепление демократии  и правового государства, а  также соблюдение прав человека и основных свобод.

 

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей  главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

 

Таким образом, все цели Европейского Союза можно объединить по сферам. Цели ЕС- основные направления  создания и деятельности ЕС.

 

В сфере прав и свобод человека – содействие утверждению  мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов.

В сфере экономики  – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС относят прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита и улучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса.

 

В социальной сфере –  борьба против дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. ЕС призван уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

 

Цели Европейского Союза  осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности. Европейский Союз действует в сфере исключительной компетенции.

 

Уровень «открытости» экономики  ЕС, измеряемый экспортной и импортной  квотами, значительно выше, чем в  других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.

 

Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран  — 70%), около 10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю с развивающимися странами.

 

Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными европейскими странами играют весьма значительную роль во внешней торговле стран Союза, региональный рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограниченностью региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран.

 

Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками  сбыта продукции, поскольку ЕС —  крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, которая экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой. [25.c.99]

 

Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых  можно выделить США и Японию.

 

Главным торговым партнером Японии из стран ЕС является Германия, сохраняющая за собой около 1/3 всего импорта и экспорта ЕС в Японию.

 

ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972г. С 1994г.

Свободное Торговое Соглашение между ЕС и Мексикой вступило в  силу 1 июля 2000г.. Положительные торговые действия обеих сторон демонстрировали  потенциальные возможности этого  соглашения: ЕС имел тенденцию потерять огромную рыночную долю после включения Мексики в НАФТА и после того, как мексиканские товары нашли новые разнообразные рыночные возможности в ЕС.

Переговоры по Соглашению Ассоциации между ЕС и Чили, которые  начинались в первом раунде переговоров  в апреле 2000г., были завершены 26 апреля 2002г. Соглашение будет включать политический диалог, поддержку сотрудничества и торговли.

 

Торговые отношения  с Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические отношения заседаний  Азии-Европы (ASEM), установленные в 1996г., связывает ЕС и 15 Государств - членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ, и электронной торговли. В торговых условиях, азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно 26 % мирового экспорта в 2007г. с ЕС, являющимся их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго по значимости импортёра.

 

Долгосрочность и преемственность  российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной  международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС.

 

Ясны и основные сферы  приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.

 

Таким образом, Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.

 

Роль России как торгового партнера для Евросоюза и США гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC, но по торговле с США находится только на 31 месте. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. В торговле с США аналогичные показатели меньше 1%. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.

В декабре 2011 г Россия вступила в ВТО, что открывает  новые перспективы взаимовыгодного сотрудничества для обеих сторон.

 

В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.

 

На рабочем уровне, как правило, используются английский и французский.

 

 

3 Проблемы и перспективы  Европейского Союза

 

3.1 Проблемы Европейского  Союза

 

Несмотря на то что  Европейский Союз является мощнейшим  экономическим блоком Европы и влиятельным  участником международных отношений, он сталкивается с рядом проблем.

 

 

- проблема низкой эластичности  рынка труда ЕС, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;

 

- проблемы реформирования  системы социального обеспечения  стран ЕС;

 

- проблемы государственного  долга стран ЕС;

 

- проблемы, связанные  с введение «евро» в наличное  обращение;

 

-   большие затраты  на подготовку стран-кандидатов  на вступление в ЕС;

 

-   демографическая  проблема, связанная с уменьшением  и старением населения, и экологическая  проблема стран ЕС;

 

-   проблема расширения Европейского Союза;

 

-   проблема образования  в Европейском Союзе, связанная  с введением единых стандартов  обучения;

 

-   проблема языка  в ЕС и проблема нелегальной  иммиграции;

 

-   проблемы европейской  и международной безопасности  в ЕС.

 

3.2 Внешнеэкономические  проблемы Европейского Союза

 

 Внешнеэкономические  проблемы Европейского Союза  связаны с ведением экономической  деятельности ЕС. Множество современных  внешнеэкономических проблем и  вопросов, с которыми столкнулся  ЕС:

 

-   проблемы финансирования государственной социальной сферы стран ЕС;

-   проблемы государственного  долга стран ЕС и дефицита  бюджета некоторых стран ЕС;

-   проблема перепроизводства  сельскохозяйственной продукции  стран ЕС;

-   финансовая проблема  в еврозоне, которая расколола ЕС;

-   проблема гармонизации  и приведения к единообразию  торгово-экономического законодательства  стран ЕС;

- проблемы, связанные  с введение «евро» в наличное  обращение.

 

3.3 Перспективы Европейского  Союза

 

 Интеграционное взаимодействие  стран ЕС основывается на взаимодополняемости экономик, совместном использовании экономического потенциала, развитии технологий, ресурсов и финансовых средств. Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. Перспективы Европейского Союза велики, благодаря объединению капитала, людских ресурсов, обмену информацией, опыта стран ЕС. Устойчивый рост экономик стран ЕС создает благоприятные возможности для сотрудничества их друг с другом. Европейский Союз будет и дальше укреплять и развивать всестороннее сотрудничество, постоянно обогащать и совершенствовать отношения стратегического партнерства с тем, чтобы они достигли еще более высокого уровня. В нынешней ситуации следует особо обратить внимание на развитие сотрудничества по следующим направлениям:

Информация о работе Европейский союз