Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:54, реферат

Краткое описание

Интеграционные процессы, сформировавшие современный облик ЕС, развиваются в двух основных направлениях: расширение интеграции за счет присоединения новых государств-членов к Европейскому союзу и ее углубление – переход от более простых форм сотрудничества к более сложным.

Содержание

Введение
1. Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты ЕС
1.1 Исторический аспект образования ЕС
1.2 Нормативно-правовые акты Европейского Союза
2. Современное положение Европейского Союза и Организационная структура ЕС, Право ЕС
2.1 Положение Европейского Союза в современном мире
2.2 Организационная структура ЕС и Право ЕС
3. Проблемы и перспективы Европейского Союза
3.1 Проблемы Европейского Союза
3.2 Внешнеэкономические проблемы Европейского Союза
3.3 Перспективы Европейского Союза
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

– Продолжать развивать  двустороннее и многостороннее торгово–экономическое  сотрудничество между странами ЕС;

– активнее проводить  консультации, координировать свои усилия, развивать сотрудничество между  странами ЕС;

– привлечение высоких  технологий и ноу–хау, опыта менеджмента;

– принятие мер со стороны  ЕС по защите суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности  с целью поддержания мира и  стабильности во всем мире;

– развертывания инвестиционной активности, в странах ЕС, в том числе создание надлежащего инвестиционного климата для стимулирования притока иностранных капиталовложений;

– расширение совместных научных исследований, обмен специалистами  в странах ЕС;

– формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического объединения стран ЕС, обеспечивающего эффективное развитие каждого;

 

– выработка стратегии  и специальных мер ЕС для поддержания  экономической стабильности, укрепление отношений между государствами,

основанного на уважении интересов друг друга, повышении конкурентоспособности стран;

– всестороннее развитие сотрудничества по неофициальным каналам, включая обмен и сотрудничество в области культуры, информации, образования, науки и техники, туризма, необходимо участие и поддержка широких слоев общества, не только правящих кругов.

 

Важно подчеркнуть, что  Европейский Союз на сегодняшний  день развивается достаточно быстрыми темпами, особенно в сфере торговли. Экономические отношения между  странами ЕС постепенно поднимаются  на новую ступень развития, основанную на взаимном уважении интересов и ускорении интеграционных процессов между странами. Страны ЕС демонстрируют искреннее желание к сотрудничеству, благодаря наличию экономической основы, мощи и влияния в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе курсовой работы было раскрыто содержание истории создания Европейского Союза с 1952г., показал нынешнее положение ЕС в мире, обозначил цели и задачи Европейского Союза, внешнеэкономические и другие проблемы и перспективы Европейского Союза. Важно подчеркнуть, что Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группировкой мира и другой такой в мире нет.

 

Важно подчеркнуть, что  всего в Европе 50 стран, а лишь 27 стран входит в ЕС. В данной работе была совершена попытка обозначить основной вектор современного этапа развития Европейского Союза как крупнейшей в мире интеграции стран. Сейчас ЕС переживает завершающую стадию своего формирования: решаются вопросы сближения экономических политик государств, особенно тех, которые недавно вошли в состав конфедерации. Это активное, экспансионистское расширения ЕС на Восток вызывает негодование некоторых членов ЕС, а также многих граждан Союза что и создает проблемы унификации все более разрастающегося и бюрократизирующегося Союза и указывает на начало кризиса всей системы. Безусловно новым словом в европейской интеграции стала созданная в соответствии с Маастрихтским договором Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), заменившая действовавший с начала 70-х гг. механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Сохранив межгосударственный характер сотрудничества ЕПС, она существенно расширила его рамки. ОВПБ теперь распространяется на всю сферу международных отношений, за исключением вопросов обороны и военной политики.

 

Объединяясь в Европейский  Союз, страны – участницы руководствовались  не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат  также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. «Географическая  и торговая структура мировой  торговли.»

 

 

Содержание

 

1.Мировая торговля: основные понятия

 

2.Характеристика мировой торговли

 

3.Современные тенденции в развитии мировой торговли товарами и услугами.

 

4.Географическая структура  мировой торговли.

 

5. Товарная структура  мировой торговли.

 

 

 

1.Мировая торговля: основные понятия

 

Международная торговля (МТ) — сложная экономическая  категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

 

Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами (государствами). Основное внимание при этом уделяется проблемам, связанным с закупкой (продажей) конкретных товаров, их движением между контрагентами (продавец — покупатель) и пересечением государственных границ, с расчетами и т. п

 

Организационно-рыночный аспект определяет МТ как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг — мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе). При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны, а совокупное предложение — как объем производства товаров, которые производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен.

Социально-экономический аспект рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. Эти отношения имеют ряд признаков, которые сообщают им особенную важность в мировой экономике.

 

Прежде всего следует  отметить, что они носят всемирный  характер, поскольку в них вовлечены  все государства и все их экономические  группировки; они являются интегратором, объединяя национальные хозяйства  в единую мировую экономику и интернационализируя ее, базируясь на международном разделении труда (МРТ). МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота. По этому признаку различают «малые» страны — те, которые не могут оказать влияние на изменение цены на МР, если изменят свой спрос на какой-либо товар и, наоборот, «большие» страны. Малые страны, чтобы восполнить эту свою слабость на том или ином рынке, нередко объединяются (интегрируются) и предъявляют совокупный спрос и совокупное предложение. Но объединиться могут и большие страны, упрочивая таким образом свое положение в МТ.

 

2. Характеристика международной торговли

 

Для характеристики международной  торговли применяется ряд показателей:

стоимостной и физический объем мирового товарооборота;

общая, товарная и географическая (пространственная) структура;

уровень специализации  и индустриализации экспорта;

коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли;

внешнеторговая, экспортная и импортная квоты;

торговый баланс.

 

Мировой товарооборот

 

Мировой товарооборот представляет собой сумму внешнеторговых оборотов всех стран. Внешнеторговый оборот страны — это сумма экспорта и импорта  одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях.

Поскольку все страны ввозят и вывозят товары и услуги, то мировой товарооборот определяют еще как сумму мирового экспорта и мирового импорта.

Состояние мирового товарооборота  оценивают его объемом за определенный временной период или на определенную дату, а развитие — динамикой этих объемов за определенный период.

Объем измеряется в стоимостном  и физическом выражениях соответственно в долл. США и в натуральном  измерении (тоннах, метрах, баррелях и  т. п., если оно применяется к однородной группе товара), либо в условном физическом измерении, если товары не имеют единого натурального измерения. Для оценки физического объема стоимостной объем делится на среднюю мировую цену.

Для оценки динамики мирового товарооборота используются цепные, базисные и среднегодовые темпы (индексы) роста.

 

Структура МТ

 

Структура мирового товарооборота  показывает соотношение в общем  его объеме тех или иных частей в зависимости от избранного признака.

Общая структура отражает соотношение экспорта и импорта  в процентах или в долях. В  физическом объеме это соотношение равно 1, а в суммовом доля импорта всегда больше, чем доля экспорта. Это связано с тем, что экспорт оценивается в ценах FOB (Free on board), по которым продавец оплачивает только доставку товара в порт и его погрузку на борт судна; импорт же оценивается в ценах CIF (cost, insurance, freight, т. е. они включают в стоимость товара, стоимость фрахта, страховые расходы и иные портовые сборы).

Товарная структура  мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров  в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы — спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.

Товары, производимые в  национальных экономиках, по-разному  участвуют в МТ. Некоторые из них  не участвуют в ней вообще. Поэтому  все товары делятся на торгуемые  и неторгуемые.

Торгуемые — это товары свободно перемещаемые между странами, неторгуемые — в силу тех или иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т. п.) не перемещаются между странами. Когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах.

 

В наиболее общей пропорции  в мировом товарообороте выделяют торговлю товарами и услугами. В настоящее время соотношение между ними составляет 4 : 1.

 

В мировой практике используются различные системы классификации  товаров и услуг. Например, в торговле товарами используется Стандартная  международная торговая классификация (ООН) — СМТК, в которой 3118 основных товарных позиций объединены в 1033 подгруппы (из них 2805 позиций входят в 720 подгрупп), которые агрегированы в 261 группу, 67 отделов и 10 разделов. Большинство стран используют Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (в том числе с 1991 г. — РФ).

 

При характеристике товарной структуры мирового товарооборота  чаще всего выделяют две большие  группы товаров: сырье и готовую  продукцию, соотношение между которыми (в процентах) сложилось как 20 : 77 (3% прочие). По отдельным группам стран оно изменяется от 15 : 82 (для развитых стран с рыночной экономикой) (3% прочие) до 45 : 55 (для развивающихся стран). По отдельным странам (внешнеторговый оборот) диапазон вариаций еще более широк. Это соотношение может изменяться в зависимости от изменения цен на сырье, особенно на энергоносители.

 

Для более подробной  характеристики товарной структуры  может быть использован диверсифицированный  подход (в рамках СМТК или в других рамках в соответствии с задачами анализа).

 

Географическая (пространственная) структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков — совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении), движущихся между странами.

 

Различают товарные потоки между странами с развитой рыночной экономикой (СРРЭ). Их принято обозначать «Запад — Запад» или «Север —  Север». На них приходится около 60% мирового товарооборота; между СРРЭ и РС, которые  обозначают «Запад — Юг» либо «Север — Юг», на них приходится свыше 30% мирового товарооборота; между РС — «Юг — Юг» — около 10%.

 

В пространственной структуре  следует различать также региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточной Азии), одной интеграционной группировки (например, ЕС) или одной корпорации (например, какой-либо ТНК). Каждый из них характеризуется своей общей, товарной и географической структурой и отражает тенденции и степень интернационализации и глобализации мировой экономики.

 

 

3. Современные тенденции в развитии международной торговли товарами и услугами

 

Развитие современной  МТ происходит под влиянием общих  процессов, протекающих в мировой  экономике. Экономическая рецессия, затронувшая все группы стран, мексиканский и азиатский финансовые кризисы, нарастание размеров внутренних и внешних дисбалансов многих, в том числе развитых, государств не могли не вызвать неравномерность в развитии международной торговли, замедление темпов ее роста в 1990-е гг. В начале XXI в. темпы роста мирового товарооборота увеличились, а за 2000-2005 гг. он возрос на 41,9%.

 

Мировому рынку присущи  тенденции, связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства  и его глобализацией. Они проявляются в росте роли МТ в развитии мировой экономики, а внешней торговли — в развитии национальных экономик. Первое подтверждается ростом коэффициента эластичности мирового товарооборота (по сравнению с серединой 1980-х гг. более чем в 2 раза), а второе — ростом экспортной и импортной квот для большинства стран.

 

«Открытость», «взаимозависимость»  экономик, «интеграция» становятся ключевыми  понятиями для мировой экономики  и международной торговли. Во многом это произошло под влиянием ТНК, которые действительно стали центрами координации и двигателями мирового обмена товарами и услугами. Внутри себя и между собой они создали сеть отношений, выходящих за пределы государств. В результате около 1/3 всего импорта и до 3/5 торговли машинами и оборудованием приходится на внутрикорпорационную торговлю и представляет собой обмен промежуточной продукцией (комплектующими изделиями). Следствием этого процесса становится бартеризация международной торговли и рост других типов сделок встречной торговли, которые уже занимают до 30% всей международной торговли. Эта часть мирового рынка теряет чисто коммерческие черты и превращается в так называемую квазиторговлю. Ее обслуживают специализированные посреднические фирмы, банковские и финансовые институты. Одновременно меняется характер конкуренции на мировом рынке, структура конкурентообразующих факторов. На первый план выдвигаются развитость экономической и социальной инфраструктуры, наличие компетентной бюрократии, сильной образовательной системы, устойчивая политика макроэкономической стабилизации, качество, дизайн, стиль оформления товара, своевременность поставок, послепродажное обслуживание. В результате на мировом рынке осуществляется четкая стратификация стран на основе технологического лидерства. Удача сопутствует тем странам, которые обладают новыми конкурентными преимуществами, т. е. являются технологическими лидерами. Их в мире меньшинство, но им достается большая часть ПИИ, что усиливает их технологическое лидерство, конкурентоспособность на МР.

Информация о работе Европейский союз