Естественная монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении последних лет российская экономика развивается устойчиво высокими темпами. Однако экономический рост остаётся преимущественно количественным и обеспечивается за счёт благоприятных тенденций, складывающихся на мировом рынке энергоресурсов. В результате возможности государства поддерживать в дальнейшем высокие темпы роста экономики и благосостояния населения существенно ограничиваются. Требуются значительные структурные сдвиги, ослабляющие зависимость России от ситуации в топливно-энергетическом комплексе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы естественной монополии 5
1.1.Понятие естественной монополии 5
1.2. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях
естественной монополии 8
1.3.Государственное регулирование естественных монополий
в России 12
Глава 2. Анализ функционирования естественных монополий в России
и стратегия реформирования 16
2.1. Анализ функционирования естественных монополий в России 16
2.2. Основы разработки стратегии реформирования естественной
монополии 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (2).doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

                                                                                            

Введение                                                                                                        3

Глава 1. Теоретические основы естественной монополии                      5

1.1.Понятие естественной монополии                                                        5

1.2. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях

естественной монополии                                                                             8                 

1.3.Государственное регулирование  естественных монополий 

в России                                                                                                        12

Глава 2. Анализ функционирования естественных монополий в России

и стратегия реформирования                                                                      16

2.1. Анализ функционирования естественных монополий в России     16

2.2. Основы разработки  стратегии реформирования естественной

монополии                                                                                                     26

Заключение                                                                                                    29

Список использованной литературы                                                          31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении последних  лет российская экономика развивается  устойчиво высокими темпами. Однако экономический рост остаётся преимущественно  количественным и обеспечивается за счёт благоприятных тенденций, складывающихся на мировом рынке энергоресурсов. В результате возможности государства поддерживать в дальнейшем высокие темпы роста экономики и благосостояния населения существенно ограничиваются. Требуются значительные структурные сдвиги, ослабляющие зависимость России от ситуации в топливно-энергетическом комплексе.

Одним из важнейших направлений  государственной политики в этой области является формирование конкурентной среды и преодоление монополистических тенденций в экономике. В наибольшей степени проблемы, связанные с негативными последствиями чрезмерной монополизации, проявляются в естественно-монопольных сферах. Нерациональное использование производственного потенциала, ресурсо- расточительность, искусственное свёртывание конкуренции субъектами естественных монополий - широко известные и крайне острые современные проблемы российской экономики. Низкая эффективность функционирования компаний, в комплексе образующих производственную инфраструктуру, в отсутствие адекватной системы корпоративного контроля, очевидно, является серьёзным сдерживающим фактором для развития отечественной промышленности и роста реального сектора экономики.

Поэтому перспективы  общей стабилизации и поступательного  роста предпринимательской активности в России представляются достаточно туманными в отсутствие эффективной государственной политики в отношении естественных монополий. Говоря о структурном реформировании естественных монополий, в данном случае мы имеем в виду реформирование таких отраслей, как, например, электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, идентификация которых в качестве естественных монополий с позиций экономической теории не

совсем оправдана. В  указанных отраслях проводится структурная реорганизация крупных хозяйственных субъектов, каждый из которых представляет сложный конгломерат, построенный по принципу вертикальной интеграции, где к естественной монополии относятся лишь отдельные стадии целостных технологических процессов. Собственно главный принцип структурного реформирования и заключается в том, что оно даёт возможность чётко очертить непосредственно сферу деятельности естественной монополии, ограничивая область прямого государственного воздействия, и способствует развитию рыночных отношений в потенциально конкурентных сегментах, распространению частных инициатив, созданию надлежащего мотивационного механизма, повышению их инвестиционной привлекательности. Однако здесь сохраняется и много нерешённых проблем, обусловленных спецификой реформируемых отраслей и конкретными социальными и институциональными условиями, характерными для России.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов естественных монополий и их функционирование в России.

Для того чтобы достичь данную цель необходимо решить ряд следующих задач:

  • раскрыть теоретические аспекты функционирования естественных монополий на рынке и их государственное регулирование;
  • дать анализ функционирования естественных монополий и рассмотреть основные направление реформирования естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Теоретические основы естественной монополии

1.1 Сущность естественной монополии

В экономической литературе существует мнение, что монополия  является крайней формой конкурентной структуры рынка, противоположностью совершенной конкуренции. Но данное представление не отражает сущности естественных монополий, которые в процессе реструктуризации в трансформируемой экономической системе России приобрели свойства и других форм конкурентной структуры рынка, т.е. в их структуру был введен элемент конкуренции.

           В настоящее время в экономике присутствует тенденция реструктуризации крупных фирм, в том числе монополий, ведь для того, чтобы выжить в новых экономических условиях, развиваться и устойчиво функционировать, фирме просто необходим такой стимул, как конкуренция. Конкуренция является фактором, воздействующим на устойчивость экономического развития. Ее влияние обусловлено действием на микроуровне стимулирующей, инновационной и адаптивной функций. Конкуренция способствует росту инновационной активности предприятий, задает динамику экономического развития.

            Поддержание конкурентного преимущества требует, чтобы фирма практиковала по отношению к себе то, что Шумпетер назвал «созидательным разрушением». Она должна разрушать свои старые преимущества путем создания новых. Если она этого не сделает, то это сможет сделать конкурент. То есть конкуренция является внешней принудительной силой обновления. Любое предприятие в той или иной степени инертно, и, когда отсутствует какое-либо внешнее давление, фирмы не будут осуществлять политику нововведений. Конкуренция способствует преодолению инертности предприятий. Фирмы, которые добились успеха, часто ищут стабильности, они всецело заняты сохранением достигнутых позиций. Конкуренция не терпит самоуспокоенности, она является одним из элементов внешней среды

фирмы, который заставляет идти на нововведения. Каждое предприятие существует в двух средах — конкуренции и  инновации, которые между собой  не тождественны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены: конкуренция стимулирует инновации, инновации же, в свою очередь, обеспечивают конкурентное преимущество. Нужно отметить, что обновление должно распространяться и на технологии, и на методы действия фирмы — разработку новых товаров, способов маркетинга, поиск новых сегментов рынка.

В отличие от конкуренции  монополия является технически менее  эффективной, поскольку наличие  барьеров, препятствующих входу новых  фирм в отрасль, защищает фирму-монополиста  от конкурентного давления, что подрывает стимулы минимизировать издержки и выпускать максимальный объем продукции при данных ресурсах. Следовательно, так как монополист может использовать ресурсы отрасли неэффективно, его издержки на производство в любом случае выше соответствующих издержек фирмы- конкурента.

Начиная с 1990-х гг. активно  шли процессы дерегулирования, усиления конкуренции в естественно-монопольных  отраслях, модернизации методов и  функций государственного регулирования  в России. Проводимое трансформирование естественных монополий сводится к следующему: уменьшение жесткости государственного управления естественномонопольными отраслями благодаря государственно-частному партнерству, базирующемуся на объединении ресурсов как государства, так и бизнеса. К формам подобного партнерства можно отнести концессии, делегирование функций специализированного управления, коммерциализацию, государственные и муниципальные заказы и контракты. Структурное вычленение монопольного «ядра» и его организационное отделение от потенциально конкурентных звеньев, которые могут работать по правилам рынка (разделение крупной монополии на несколько средних и мелких фирм с раздельным учетом деятельности), снижает уровень монопольной власти естественно-монопольного сегмента экономики.

По мере углубления процессов  реформирования естественных монополий  их классическая трактовка в категориях несовершенной конкуренции претерпевает существенные изменения, приобретая все более сложную структуру. До сравнительно недавнего времени естественная монополия, как правило, признавалась частным случаем монополистической фирмы, для которой средние издержки являются убывающей функцией объема продаж при любых их уровнях вплоть до полного насыщения рыночного спроса.

Одним из важнейших отличительных  признаков монополии вообще и в частности естественной монополии является наличие высоких финансовых барьеров, при которых обществу действительно выгоднее иметь лишь одну фирму в отрасли. Величина барьеров определяется объемом необходимых для создания инфраструктурной сети инвестиций. Вложения в инфраструктуру всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что, в свою очередь, объясняется длительными сроками окупаемости и продолжительным периодом амортизации основных фондов, высоким уровнем рисков и наличием в данной сфере деятельности большого числа регулирующих органов.

Представители институционального направления в экономической  теории определяют понятие естественной монополии с точки зрения контрактов и транзакционных издержек. Для них важна динамика трансформации соответствующего сектора экономики. Чаще всего в естественно-монопольной среде предлагается вводить элементы контролируемых конкурентных отношений. Опыт ряда стран, которые осуществляли реформирование естественных монополий, свидетельствует о снижении привлекательности новых структур для пользователей: в результате вертикальной дезинтеграции крупных компаний, т.е. их дробления на отдельные хозяйствующие субъекты, увеличивались транзакционные издержки и повышалась стоимость оказываемых услуг.

Сейчас в научной  и деловой литературе прочно укоренилось  понятие инфраструктурной отрасли  как синонима естественной монополии. В институциональной структуре  большинства естественных монополий  выделяются несколько принципиально  отличающихся по своей сущности элементов.

Во-первых, это материальные транспортные сети для поставки продукции  потребителю (рельсы, трубы, линии электропередачи).

Во-вторых, специфическая  деятельность по эксплуатации этих сетей (наличие системных операторов и  диспетчеризации).

В-третьих, рынки, на которых  происходит согласование спроса и предложения  по услугам инфраструктурной сети.

В-четвертых, собственно производство товаров и услуг  предприятиями, входящими в состав естественной монополии. Таким образом, три из четырех перечисленных элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры.

В конечном счете в  основе всех вариантов реформирования естественных монополий лежит их разделение на производственную и инфраструктурную стадии.

 

               1.2 Ценообразование и максимизация прибыли в условиях   естественной монополии

 

 

В некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация  производства на базе единственной фирмы, а не нескольких конкурирующих фирм, т.е. производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких. Таким образом, естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.

Естественная монополия  определяет объем производства исходя из трех принципов: издержек, спроса и  максимизации прибыли.

Эта эффективность обусловлена  особой значимостью для таких  отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую (U-образную), а L-образную кривую.

В естественных монополиях наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма может обеспечить весь спрос, предъявляемый на ее товар.

Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между двумя, тремя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования.

В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжение или электроснабжения требуют высоких объемов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основного оборудования - трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, очистных сооружение и т.д. В случае сокращение объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшаться, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будет действовать несколько фирм, то весь объем производства распределиться между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

Информация о работе Естественная монополия