Естественная монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении последних лет российская экономика развивается устойчиво высокими темпами. Однако экономический рост остаётся преимущественно количественным и обеспечивается за счёт благоприятных тенденций, складывающихся на мировом рынке энергоресурсов. В результате возможности государства поддерживать в дальнейшем высокие темпы роста экономики и благосостояния населения существенно ограничиваются. Требуются значительные структурные сдвиги, ослабляющие зависимость России от ситуации в топливно-энергетическом комплексе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы естественной монополии 5
1.1.Понятие естественной монополии 5
1.2. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях
естественной монополии 8
1.3.Государственное регулирование естественных монополий
в России 12
Глава 2. Анализ функционирования естественных монополий в России
и стратегия реформирования 16
2.1. Анализ функционирования естественных монополий в России 16
2.2. Основы разработки стратегии реформирования естественной
монополии 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (2).doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

На рисунке № 1 показаны параметры издержек естественной монополии. Приведенные кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2 , когда средние издержки все еще понижаются.

Кривая спроса монополиста представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, является нисходящей. Существует три значения нисходящей кривой спроса.

    1. Максимизация прибыли.

Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и  цена установятся на уровне Q1 и P1 соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (LMC) и предельный доход (MR), т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом. Таким образом, стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

    1. Цена превышает предельный доход.

Так как в этом положении  цена (P1) превышает величину средних  издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника P1Е1МРМ, а цена значительно превышает предельные издержки.

Таким образом, чистый монополист должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого  предельный доход будет меньше, чем цена. Естественная монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысит продажи, является причиной того, что предельный доход становиться меньше, чем цена (средний доход). Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену - меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.

    1. Монополист диктует цену и объем производства.

Оптимальная, с точки  зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т.е. с кривой спроса D. Объем выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины долгосрочных предельных издержек, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли. В данной ситуации монополист самостоятельно выбирает и цену, и объем производства. Выбор комбинации цена - количество зависит не только от спроса и предельного дохода, а так же и от издержек.

Минимизация долгосрочных предельных издержек на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль  и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товары с D до D1.

Экономия на масштабе производства защищает естественную монополию  от опасности появления конкурентов  до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах.

                     1.3 Государственное регулирование естественных монополий в России

В экономической системе  существуют случаи, когда монополия  становится более эффективной, чем  конкуренция. Такой случай получил  название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Эта концепция содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. Причем, как показано в теории, цена реализации продукции, выбираемая монополией для максимизации своей прибыли, всегда выше, чем конкурентная цена, и общество в целом несет при этом потери. В этой ситуации государство должно таким образом регулировать деятельность естественной монополии, чтобы, не позволяя монополисту диктовать свои условия потребителям, дать ему при этом возможность успешно функционировать и развиваться.

Федеральный закон «О естественных монополиях». В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации России не только достаточно конкретно определился круг естественных монополий, но и был разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях», который не принимался Государственной Думой в течение трех лет. Основные проблемы возникали при обсуждении вопросов о правомерности предоставления органам регулирования права контролировать инвестиционную деятельность компаний, о границах регулирования, о возможности сохранения функций регулирования у отраслевых министерств и т.д.

Сложившаяся на рынке  асимметрия цен, непредсказуемость  поведения и действий субъектов  естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего  их деятельность, и 19 июля 1995 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях»).

Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления  регулирования естественных монополий, в том числе устанавливает понятия «естественная монополия, «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», на которые распространяется закон, методы регулирования естественных монополий, а также методы управления их деятельностью.

Кроме того, в четвертой  статье Закона приведен перечень естественномонопольных сфер экономики России, который после неоднократных изменений выглядит следующим образом:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой
  • связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Проанализировав Закон  «О естественных монополиях», мы пришли к

выводу, что не все  его положения соответствуют  существующему состоянию дел  и в целом закон нуждается  в серьезной корректировке.

В настоящее время  полномочия государства в отношении  регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя  федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной  службой и Федеральной службой  по тарифам.

При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях»

предусмотрено три метода регулирования:

  • Ценовое регулирование.
  • Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
  • Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.

Исходя из общих условий  построения нормы закона, можно сделать  вывод, что, во-первых, Закон «О естественных монополиях» не предусматривает  применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными к применению и могут использоваться по усмотрению соответствующих органов регулирования.

        За время, прошедшее с момента принятия Закона «О естественных монополиях», федеральные органы исполнительной власти претерпели не

одну реорганизацию, в  сам Закон неоднократно вносились  изменения. Между тем, положение  дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий  по-прежнему нельзя признать удовлетворительным.

По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации видится в необходимости четкого законодательного решения вопросов о том, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии, деятельность которой подлежит государственному регулированию.

На сегодняшний момент в большинстве стран мира либерализация  затронула транспорт, связь, электроэнергетическую  и газовую отрасли. Границы либерализации  в конкретной отрасли во всех странах  разные, как и ее результаты. В  российском законодательстве естественно-монопольный сегмент сведен до минимума - инфраструктурная составляющая, однако, в реальности «границы рынка» в каждой из регулируемых отраслей разнятся. На наш взгляд, именно несовершенство выбора «границ» объекта регулирования, отсутствие методологии выделения естественномонопольного сегмента приводят к несовершенству выбора инструментов регулирования инфраструктурных отраслей и непониманию четкого направления их реформирования.

Глава 2. Анализ функционирования естественных монополий в России и стратегия реформирования

    1. Анализ функционирование естественных монополий в России

Естественные монополии  выполняют важные функции в российской экономике: системо- образующую, инфраструктурную, бюджето - образующую, затрато - образующую, стабилизационную и социальную. От их состояния зависит место России на мировых рынках энергоресурсов, конкурентоспособность ее продукции, перспективы экономического развития страны. В то же время российские естественные монополии функционируют в специфической макроэкономической и институциональной среде, определяющей особенности их функционирования, развития и реформирования.

Согласно Федеральному закону от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к ним относятся  следующие сферы хозяйствования:

  • транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Таким образом, в России предприятиями, содержащими естественномонопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»», а на некоторых сегментах рынка также ФГУП «Почта России» и ОАО «Ростелеком». Примерами естественных монополий на региональных рынках являются коммунальные службы, Водоканал.

Российские естественные монополии характеризуются рядом  особенностей, отражающих специфику  их функционирования. Рассмотрим их по отдельности.

Одной из основных особенностей естественных монополий в России является то, что некоторые из них (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Транснефть») занимают важное стратегическое положение в мировом масштабе, обусловленное значительными поставками продукции и услуг на мировые рынки, что определяется также их транснациональным характером. По данным за 2009г., Россия находилась на втором месте в мире по добыче и экспорту нефти и на первом месте в мире по добыче и экспорту природного газа (582 млрд. м3). В целом доля углеводородов в структуре российского экспорта достигла 66% (по данным на 2010г.).

Наша страна производит около 10-11,5% объема мировой первичной  энергии, что в пять раз больше ее доли в мировом ВВП. Только в 2010г. было экспортировано за рубеж 19 млрд. кВтч электроэнергии на сумму 1,03 млрд. долл.Поскольку многие из естественных монополий связаны с циклом производства минерально-сырьевых ресурсов и их экспортом, особую значимость приобретает их бюджетообразующая функция.

Налог на добычу полезных ископаемых и доходы от внешнеэкономической деятельности с учетом сырьевого и экспортно - ориентированного характера российской экономики в настоящее время составляют большую долю доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Так, по итогам января - ноября 2011 г. доля налога на добычу полезных ископаемых в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой, составила 21%. А природные платежи и доходы от внешнеэкономической деятельности в указанном периоде составили 22% от всех поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Кроме того, государство получает от естественно-монопольных секторов и обычные налоги: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, а работники предприятий платят налог на доходы физических лиц. Хотя точно выделить долю естественных монополий в формировании государственного бюджета достаточно сложно, косвенные доказательства все-таки свидетельствуют об их значительной роли в осуществлении фискальной функции государства.

Состояние данного сектора  экономики во многом зависит от конъюнктуры  на мировых рынках энергоносителей. По оценкам Фонда экономических  исследований «Центр развития», каждые 10 долл. повышения нефтяных цен над  ценой отсечения в 27 долл. добавляют к общему приросту ВВП около 0,4%. В то же время рост цен на нефть и газ в мировом масштабе оказывает укрепляющее давление на курс рубля, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности обрабатывающего сектора и порождает структурные диспропорции в национальном хозяйстве. Увеличение экспортных доходов также вызывает рост денежной массы и провоцирует возникновение монетарной инфляции. Это обусловливает необходимость управления доходами от экспортно - ориентированного сектора экономики для модернизации экономики страны и нацеленности ее на инновационное развитие.

Информация о работе Естественная монополия