Естественная монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении последних лет российская экономика развивается устойчиво высокими темпами. Однако экономический рост остаётся преимущественно количественным и обеспечивается за счёт благоприятных тенденций, складывающихся на мировом рынке энергоресурсов. В результате возможности государства поддерживать в дальнейшем высокие темпы роста экономики и благосостояния населения существенно ограничиваются. Требуются значительные структурные сдвиги, ослабляющие зависимость России от ситуации в топливно-энергетическом комплексе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы естественной монополии 5
1.1.Понятие естественной монополии 5
1.2. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях
естественной монополии 8
1.3.Государственное регулирование естественных монополий
в России 12
Глава 2. Анализ функционирования естественных монополий в России
и стратегия реформирования 16
2.1. Анализ функционирования естественных монополий в России 16
2.2. Основы разработки стратегии реформирования естественной
монополии 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (2).doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Естественные монополии  в российской экономике существенно  отличаются по условиям функционирования и, как следствие, по финансовому  положению. Значительная дифференциация их экономического положения объясняется разным влиянием на их состояние и развитие внешней и внутренней конъюнктуры. Результатом является хроническая убыточность и даже отрицательная рентабельность одних (например, коммунальных служб и почтовой службы) при сверхдоходах других (например, ОАО «Газпром»), что отражено в табл. 1.Убыточность ряда российских естественных монополий является как следствием их технологического отставания и изношенности основных фондов, так и X-

неэффективности их функционирования, обусловленной отсутствием

конкурентного рынка.

           Российские естественные монополии демонстрируют особые формы монополистической практики, редко встречающиеся в развитых экономиках. 
Таблица 1. - Показатели деятельности естественных


 

Сферы деятельности

естественной

монополии

Рентабель

ность

проданных товаров, услуг к себестоим ости, %

Разница в рентабельности по отношению к

среднероссийскому уровню, %

Среднемеся

чная

заработная

плата

работников организаций , руб.

Коэффициент превышения заработной платы к среднероссийскому уровню, во сколько раз

Выплаты социального характера в среднем на одного работника в месяц, руб.

Транспортировка нефти и

нефтепродуктов по

магистральным

трубопроводам

 

23,4

 

13,4

 

60812,2

 

2,9

 

1 885,7

Транспортировка газа по трубопроводам

 

30,8

 

20,8

 

35 749,8

 

1,71

 

2 356,1

Услуги по передаче, электрической (тепловой)энергии

 

13,8

 

3,8

 

26 966,2

 

1,29

 

700,2

Железнодорожные

Перевозки

 

7,5

 

-2,5

 

27 153,0

 

1,3

 

853,6

 

Услуги портов

 

39,2

 

29,2

 

26 578,8

 

1,27

 

587,1

Услуги аэропортов и

транспортных

терминалов

 

30,1

 

20,1

 

32 390

 

1,55

 

1 166,7

Услуги почтовой связи

 

-8,6

 

-18,6

 

11 710,9

 

0,56

 

85,3

Услуги электрической связи

 

21,3

 

11,3

 

33743,9

 

1,61

 

1 045,8

Услуги по оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике

 

 

 

27,6

 

 

 

17,6

 

 

 

76 593,4

 

 

 

3,66

 

 

 

2 447,2

Итого по Российской Федерации

 

10

 

0

 

20 952,2

 

1

 

-




 

Первой такой негативной формой являются устанавливаемые самими

монополиями высокие  барьеры доступа потребителей к  производимому благу. Они включают в себя значительную плату за подключение к мощностям (проведение коммуникаций), навязывание дополнительных услуг, необоснованное отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу.

         Наиболее характерным примером является установление платы за подключение к энергетическим объектам. Например, в Санкт-Петербурге присоединение 1 КВт энергомощности обходится предпринимателю в 30~70тыс. руб. Таким образом, подключение кафе или магазина с присоединенной мощностью 30-50 КВт стоит 1,5-3,5 млн. руб. А создание малого промышленного предприятия с мощностью 100-300 КВт обходится уже в 3-21 млн. руб. Да и само подключение к энергетическому объекту малого предприятия требует 2,5-5 лет, в то время как в Италии оно длится в среднем 7 дней, в Греции -2 недели, в Китае - 19 дней, в Великобритании -1 мес. При этом подключение к энерго объектам в развитых европейских странах осуществляется бесплатно. Ясно, что при таких барьерах входа ни малый, ни средний бизнес в России надлежащим образом развиваться не будут.

Вторая форма монополистической  практики имеет много общего с  первой и выражается в навязывании  потребителям дополнительных услуг.

Примером является обязательное установление индивидуальных счетчиков  на газ и воду, которое проводится якобы для лучшего учета индивидуального потребления. Но необходимо отметить, что установка индивидуальных приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электроснабжения и газоснабжения) нецелесообразна без установки коллективных приборов учета. Иной причиной отказа от добровольной установки индивидуальных приборов учета является дороговизна как самих приборов, так и услуг компаний, специализирующихся на их установке. Например, в Москве в среднем установка двух водосчетчиков и сопутствующие этому расходы обойдутся потребителю в 8-10тыс. руб.

Для социально незащищенных слоев населения это значительные деньги.

Третьей формой специфической  практики российских монополий является отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу. При этом не всегда страдают недобросовестные покупатели, задерживающие платежи. А в некоторых случаях это является обычной практикой. Например, каждое лето осуществляется отключение горячей, а порой и холодной воды под видом проведения плановопредупредительных работ по ремонту тепловых станций и сетей. Но, во- первых, это не всегда исключает возможные перебои с отоплением зимой, во-вторых, не все потребители оказываются в равных условиях, а монополии дифференцируют свое отношение к группам потребителей отнюдь не по социальному признаку.

Еще одним примером результатов естественно-монополистической практики является серия экономических конфликтов между ОАО «Газпром» и национальной акционерной компанией «Нафтогаз Украины» по поводу условий поставок природного газа и его транзита европейским потребителям. В результате этого конфликта поставки газа в Европу существенно сократились (Австрия недополучила 30% газа, Италия - 24%, Польша - 8%). Пострадали конечные европейские потребители. Европейские страны стали настойчиво искать альтернативные формы обеспечения газом. Был активизирован турецко-австрийский проект «Набукко» -строительство магистрального газопровода из Туркмении и Азербайджана в страны Европейского Союза, поддержанный многими европейскими потребителями газа. В ответ на это ОАО «Газпром» запустил проект строительства трубопровода «Южный поток». В начале 2012г. в СМИ обсуждалась проблема сокращения поставок со стороны ОАО «Газпром» потребителям Болгарии, Турции, Греции и Македонии в силу дефицита мощностей и ресурсов. Таким образом, монополист демонстрирует свою значимость и незаменимость.

Есть и другие изощренные формы монополистической практики. Например, создание интегрированных  структур в финансовой сфере типа банк -страховая компания - пенсионный фонд и т.п.

Таким образом, сочетание  сетевой и ресурсной составляющих дает сети дополнительную монопольную власть.

Показатели инновационной  деятельности в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды (куда входит большая  часть российских естественных монополий) существенно скромнее, чем в обрабатывающем секторе экономики и даже национальном хозяйстве в целом (табл. 2).

       Таблица 2 - Основные показатели инновационной деятельности

           национальной экономики и ее отдельных секторов за 2011г.

 

 

 

Показатель

В среднем по

националь

ной

экономике

Добыча

полезных

ископаемых

Обраба

тываю

щие

производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Доля инновационных товаров, работ, услуг организаций от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг соответствующего вида экономической деятельности, %

 

 

4,9

 

 

2,7

 

 

6,7

 

 

0,7

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %

 

 

9,3

 

 

6,6

 

 

11,3

 

 

4,3

Затраты на технологические инновации, тыс. руб.

349 763,3

53 541,7

260835,2

35 386,4




Правда, по затратам на технологические  инновации этот сектор опережает сектор добычи полезных ископаемых. Все это свидетельствует о необходимости активизации инновационных процессов в сфере деятельности естественных монополий.

Для российских естественных монополий характерно активное применение практики ценовой дискриминации, в  том числе связанной с перекрестным субсидированием. Ценовая дискриминация -это продажа одного и того же товара по разным ценам разным потребителям или группам потребителей. При этом разница в ценах определяется не разницей в издержках производства или доставки блага этим группам, а их разными возможностями.

Российские естественные монополии практикуют ценовую дискриминацию  второго рода в разных формах:

Это может быть дифференциация цен в зависимости от объема покупаемого товара. Например, в 2011 г. цена на природный газ, включая НДС, для первой группы потребителей (с объемом потребления свыше 500 млн. м3) составляла 3074 руб. за 1000 м3, а для седьмой группы (объем потребления - менее 0,01 млн. м3) — уже 3540 руб. за 1000 м3. Услуги по транспортировке газа по распределительным сетям для указанных групп стоили 170,9 и 570,82 руб. за 1000 м3 соответственно. Разумеется, более высокий тариф для организаций, потребляющих газ в меньшем объеме, объясняется не только практикой ценовой дискриминации, но и более высокими средними постоянными издержками, падающими на данный сегмент потребителей.

Дефицитность ресурса (проблема нехватки мощностей) увеличивает  власть естественной монополии и позволяет ей также практиковать ценовую дискриминацию второго рода наоборот.

Например, в электроэнергетике  она заключается в установлении более низких тарифов при потреблении  электроэнергии в пределах социальной нормы и более высоких - при потреблении сверх социальной нормы. Так, базовый тариф по Нижегородской области для владельцев однотарифных счетчиков составляет 2,3 руб./кВт ч и применяется только в пределах социальной нормы в 50кВт, а экономически обоснованный тариф (сверх социальной нормы потребления) составляет уже 4,35 руб./кВт ч.

Ценовая дискриминация  проявляется также в установлении двухставочного тарифа, включающего  единовременную плату за доступ к  благу и плату за каждую единицу  его использования, зависящую от объема потребления. Например, в сфере услуг практикуется абонентская плата, предполагающая минимальный объем потребления, и плата за дополнительный объем.

Ценовая дискриминация  третьего рода основана на сегментации  рынка по какому-либо критерию и  предполагает установление разных цен для различных рыночных сегментов. Российские естественные монополии практикуют дискриминацию третьего рода по нескольким признакам.

Во-первых, по национальному  признаку, когда устанавливаются дифференцированные цены для отечественных и зарубежных потребителей. Например, цена на газ, поставляемый ОАО «Газпром» в Западную Европу, в

раза выше, а в страны СНГ и Балтии - в 2,1 раза выше, чем  внутренним российским потребителям.

Таблица 3 - Динамика цен  на электроэнергию в федеральных округах                                   Российской Федерации в 2009-2011гг., коп./кВт-ч.

 

Федеральный округ

 

2009

 

2010

 

2011

 

Центральный

 

255

 

291

 

319

 

Северо-Западный

 

218

 

244

 

268

 

Северо- Кавказский

 

219

 

271

 

297

Южный

178

207

227

Приволжский

190

209

229

Уральский

174

191

211

Сибирский

148

169

186

Дальневосточный

393

449

484


Во-вторых, по географическому  признаку, когда цены различаются  для регионов России, для города и деревни и т.д. Так, во Владимирской области в 2010г. для населения, проживающего в городских населенных пунктах, тарифы на электроэнергию отличались от тарифов, установленных в Нижегородской области. Они составляли: 2,81 руб ./кВт ч - в пределах социальной нормы и 3,55 руб./кВт ч -сверх социальной нормы. Цены на электроэнергию различаются также по федеральным округам Российской Федерации (табл. 3)

В-третьих, по межвременному  критерию, когда устанавливаются  разные тарифы в разное время года и в разное время суток. Такой  подход позволяет в электроэнергетике  регулировать объем потребления  и обеспечивать более равномерную загрузку производственных мощностей.

В-четвертых, по институциональному признаку, когда устанавливаются  разные тарифы для физических и юридических  лиц, коммерческих и государственных  организаций (предприятий).


Таблица 4 - Дифференциация цен на газ для населения



Дифференциация цен на газ для  населения и промышленных предприятий, что является примером ценовой дискриминации  третьего рода по институциональному критерию, представлена в табл. 4. Так, в 2008г. цены на газ для промышленности на 31% превышали цены для населения. К 2011г. разрыв уменьшился незначительно и составил 29%.

Информация о работе Естественная монополия