Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 13:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение особенностей формирования и регулирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- описать природу естественных монополий и методы их регулирования;
- рассмотреть опыт государственного регулирования естественных монополий в развитых странах;
- выявить особенности эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий РФ на современном этапе, а так же место естественных монополий в России
Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и так же синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество “Бр. Нобель”, ниточный трест и др.). [9, с. 2]
Отсутствие законодательных и так же административных норм, регулирующих порядок оформления и так же деятельности корпораций, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых корпораций, часть которых, однако, действовала с согласия и так же при прямой поддержке правительства (“Продпаравоз”, военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и так же юридической деятельности) и так же поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – “Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон”, “Кровля”, “Медь”, “Проволока”, РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и так же деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910 – 1914 гг.) происходил дальнейший рост корпораций. Число торговых и промышленных картелей и так же синдикатов составило 150 - 200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и так же комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, “Треугольник”, “Коломна-Сормово”, “Россуд - Новаль”, военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и так же производства корпораций был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и так же сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и так же пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок [9, с. 2].
В годы первой мировой войны 1914 – 1918 гг. прекратилась деятельность ряда локальных корпораций, но, тем не менее, в целом война увеличила число корпораций и так же их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова - Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания корпораций с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме “принудительных объединений” по инициативе и так же при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и так же банков. Советское государство частично использовало учетные и так же распределительные органы корпораций при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и так же проблемы связанные с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7 % от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и так же газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но, тем не менее, можно заметить, что во многих странах в последние годы сфера и так же масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так же и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков [9, с. 3].
В данном подразделе рассмотрим естественные монополии РФ, их регулирование и так же перспективы развития на примере РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Газпром».
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России») — российская энергетическая компания, существовавшая в 1992—2008 годах. Монополист на рынке генерации и так же энерготранспортировки России. Компания объединяла практически всю российскую энергетику. Штаб-квартира РАО «ЕЭС России» находилась в Москве. [12] После реформирования электроэнергетики (2002—2008 годы) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и так же сбытовые компании. Предприятия, образованные в результате реформирования РАО ЕЭС, контролируются единой, принадлежащей государству, а их акции были частично выкуплены другими государственными монополиями (ОАО «Газпром» и пр.). [12]
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — одна из крупнейших в мире транспортных корпораций, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и так же важнейший оператор российской сети железных дорог. 18 мая 2001 года Правительством Российской Федерации была утверждена
Программа структурной преобразования на железнодорожном транспорте. 8 октября 2008 года было подписано соглашение о продаже 90 % акций банка «КИТ Финанс», пострадавшего во время финансового кризиса, консорциуму ОАО "Инвестиционная группа «АЛРОСА» (дочерней компании российской алмазодобывающей группы «АЛРОСА») и так же ОАО «Российские железные дороги» (РЖД получит 45 % акций банка). 9 октября стало известно, что РЖД купило акции КИТ Финанс за символические 100 рублей.
ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических корпораций в мире, газотранспортная и так же газодобывающая монополия в России. В мировом рейтинге нефтегазовых корпораций ОАО "Газпром" держит первое место по добыче газа, по добыче нефти входит в двадцатку мировых производителей.
Газпром является основным поставщиком газа на рынке России, обеспечивает около 70% потребностей в природном газе других стран бывшего СССР, и так же около четверти природного газа, употребляемого в Европе.
Компания развивает экспортные направления, реализуя в партнерстве с иностранцами ряд крупных газопроводных проектов - "Голубой поток" (уже действует), "Северный поток" (введен в эксплуатацию в ноябре 2011г.) и так же "Южный поток" (декабрь 2015г.).
Реформирование инфраструктурных естественных монополий на протяжении последних десятилетий остается в центре внимания ученых, политиков и экономистов России.
Целью реформирования является повышение эффективности деятельности предприятий естественных монополий, которое осуществляется путем: разделения видов деятельности предприятий естественных монополий на монопольные и потенциально конкурентные; внедрения конкуренции в потенциально конкурентных сегментах; введение рыночного ценообразования в тех случаях, когда это возможно. При этом каждый из участников рыночных отношений решает свои задачи в этом процессе.
Таблица 2 - Задачи реформирования естественных монополий с позиций основных заинтересованных сторон
Заинтересованные стороны |
Задачи |
Государство |
- за счет воздействия рыночных
сил повысить эффективность - снять или уменьшить нагрузку на государство, связанную с развитием инфраструктуры, создав условия для привлечения инвестиций в отрасль; - создать предпосылки
для снижения расходов - исключить регуляторные риски; - уменьшить совокупные затраты общества на данный вид инфраструктуры при обеспечении доступа субъектов экономики и граждан к услугам естественных монополий; - социально-экономическое развитие общества. |
Потребители |
- снижение расходов при - повышение качества - учет индивидуальных
особенностей потребителя и - учет интересов социально
незащищенных групп |
Предприятия естественных монополий |
- снизить регуляторные риски и зависимость от политической конъюнктуры; - добиться большей автономии
в инвестиционной и - повысить степень - получить возможность выбора поставщика услуг; - иметь стабильные институты и правила игры. |
Источник: [31, с. 6]
Учитывая, что каждый из участников преследует свои цели в реформировании, можно предположить, что оценка результатов и последствий будет зависеть от степени участия каждой из заинтересованных сторон и учета их интересов.
Далее проанализируем эффективность реструктуризации естественных монополий.
Оценка эффективности может быть осуществлена с использованием следующих качественных и так же количественных показателей:
Таблица 3 - Анализ качественных показателей результативности реформы естественных монополий в России
Показатели |
ОАО «РЖД» |
ОАО «Газпром» |
РАО «ЕЭС России» |
Повышение уровня конкуренции |
Достигнуто только лишь в отношении неосновной деятельности предприятия. |
Не достигнуто. Доступ к ресурсам ограничен финансовыми и техническими возможностями организаций. |
Не достигнуто. Выделенные компании фактически являются монополистами на региональных рынках и в отдельных видах деятельности |
Доступность услуг для потребителей |
Достигнуто. Снижены тарифы на услуги компании. |
Не достигнуто. Реформа предполагает повышение тарифов. |
Не достигнуто. Стоимость услуг возросла. |
Технологическая модернизация |
Достигнуто отчасти. Повышение производительности труда и выделение непрофильных предприятий позволило увеличить расходы на модернизацию. |
Достигнуто отчасти. Увеличен объем вложений в основные производственные фонды. |
Не достигнуто. Объем инвестиций и вложений в основные фонды снизился. |
Надежность и сервис |
Достигнуто отчасти. Повышено качество оказываемых услуг. |
Не достигнуто. Показатели надежности и сервиса не изменились. |
Отрицательный эффект. В 1,3 раза увеличилось число аварий на выделенных предприятиях |
В результате проведения реформы только лишь в ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» была достигнута часть поставленных целей (в части проведения технологической модернизации и повышения уровня конкуренции). Другие цели достигнуты не были, а в отношении РАО «ЕЭС России» результаты реформы могут быть оценены как отрицательные. Важными показателями результативности реформирования являются изменения рентабельности предприятий и доступности для потребителей (изменения тарифов на услуги естественных монополий).
Таблица 4 - Рентабельность естественных монополистов 2000-2010 гг.
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
РАО ЕЭС, % |
7,4 |
10,6 |
7,4 |
11,9 |
6,3 |
3,1 |
9,2 |
4,4 |
- |
- |
- |
Газпром, % |
6,7 |
4,61 |
3,34 |
7,60 |
8,70 |
6,08 |
9,4 |
7,73 |
3,62 |
11,6 |
12,7 |
РЖД, % |
- |
- |
- |
- |
1,3 |
1,3 |
3,11 |
8,7 |
1,2 |
1,4 |
1,9 |
Источник: составлено по данным [20, 21, 22, 23]
Рентабельность естественных монополий иллюстрирует экономическую эффективность использования собственных средств, а также служит индикатором «конъюнктурного эффекта», который определяет зависимость между предлагаемым тарифом, спросом на товар или услугу, полученной выручкой, погашением кредиторской задолженности и т.д.
Информация о работе Естественные монополии в рыночной экономике