Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 13:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение особенностей формирования и регулирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- описать природу естественных монополий и методы их регулирования;
- рассмотреть опыт государственного регулирования естественных монополий в развитых странах;
- выявить особенности эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий РФ на современном этапе, а так же место естественных монополий в России
Убыточность ряда российских естественных монополий является как следствием их технологического отставания и так же изношенности основных фондов, так и Х-неэффективности их функционирования, обусловленной отсутствием конкурентного рынка.
Российские естественные монополии демонстрируют особые формы монополистической практики, редко встречающиеся в развитых экономиках.
Первой такой негативной формой являются устанавливаемые самими монополиями высокие барьеры доступа потребителей к производимому благу. Они включают в себя значительную плату за подключение к мощностям (проведение коммуникаций), навязывание дополнительных услуг, необоснованное отключение доступа отдельных потребителей и так же групп потребителей к получаемому благу.
Вторая форма монополистической практики имеет много общего с первой и так же выражается в навязывании потребителям дополнительных услуг. Примером является обязательное установление индивидуальных счетчиков на газ и так же воду, которое проводится якобы для лучшего учета индивидуального потребления. Но, тем не менее, необходимо отметить, что установка индивидуальных приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и так же холодной воды, электроснабжения и газоснабжения) нецелесообразна без установки коллективных приборов учета. Иной причиной отказа от добровольной установки индивидуальных приборов учета является дороговизна как самих приборов, так и услуг корпораций, специализирующихся на их установке. Например, в Москве в среднем установка двух водосчетчиков и сопутствующие этому расходы обойдутся потребителю в 8-10тыс. руб. [9, с.3]. Для социально незащищенных слоев населения это значительные деньги.
Третьей формой специфической практики российских монополий является отключение доступа отдельных потребителей и так же групп потребителей к получаемому благу. При этом не всегда страдают недобросовестные покупатели, задерживающие платежи. А в некоторых случаях это является обычной практикой. Например, каждое лето осуществляется отключение горячей, а порой и так же холодной воды под видом проведения планово-предупредительных работ по ремонту тепловых станций и так же сетей. Но, во-первых, это не всегда исключает возможные перебои с отоплением зимой, во-вторых, не все потребители оказываются в равных условиях, а монополии дифференцируют свое отношение к группам потребителей отнюдь не но социальному признаку.
Есть и другие изощренные формы монополистической практики. Например, создание итерированных структур в финансовой сфере типа банк -страховая компания - пенсионный фонд и т. п. [9, с.3].
Для российских естественных монополий характерно сочетание сетевой и ресурсной составляющих. Причем в ряде случаев разделению производящих, транспортирующих и сбытовых корпораций не помогает даже реформирование естественных монополий.
Таблица 7 - Роль крупнейших естественных монополий в экономике России 2010 г. [20, 21, 22, 23]
Показатели |
ОАО «РЖД» |
РАО «ЕЭС России»* |
ОАО «Газпром» |
В сумме по трем компаниям |
Всего в экономике | ||||
Объем |
Объем |
Объем |
Доля, % |
Объем |
Доля, % |
Объем |
Доля, % | ||
Количество занятых, тыс. чел. |
1 000,0 |
1,43 |
680,0 |
0,97 |
400,6 |
0,57 |
2 080,6 |
2,98 |
69 803,6 |
Валовый выпуск продукции, млрд. руб. |
1 195,1 |
2,66 |
651,6 |
1,45 |
3 661,7 |
8,15 |
5 508,4 |
12,26 |
44 939,2 |
Основные средства, млрд. руб. |
3 551,9 |
3,81 |
2 873,2 |
3,08 |
3 689,4 |
3,96 |
10 114,5 |
10,85 |
93 186,0 |
Чистая прибыль, млрд. руб. |
78,5 |
1,07 |
42,6 |
0,58 |
775,9 |
10,55 |
897,0 |
12,20 |
7 353,0 |
Налоги,млрд. |
52,9 |
0,69 |
65,6 |
0,86 |
390,4 |
5,09 |
508,9 |
6,64 |
7 662,9 |
Как показывают данные таблицы 6, естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль, что особенно важно в условиях трансформации экономики. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России. [20, 21, 22, 23]
Также необходимо отметить тот факт, что естественные монополисты способны оказывать влияние на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт нередко проявляется в решениях, принимаемых органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность за пределами страны, совпадают с интересами государства. Возможно оказание влияния на сопредельные страны в целях реализации национальных экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономических позиций крупных российских товаропроизводителей, усиления интеграционных процессов.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил отменить закон о естественных монополиях от 1995 года, назвав его устаревшим. |
По его словам, данный закон противоречит закону о конкуренции, из-за чего «мы живем в прошлом веке», сообщает ТАСС. Артемьев отметил, что конфликты между законами регулярно проявляются в судах. В итоге монополии извлекают выгоду из существования закона, который «позволяет в 10 раз больше, чем закон о конкуренции». Он добавил, что государство должно проводить гораздо более жесткую позицию по отношению к естественным монополиям. Эта политика должна касаться и тарифного регулирования, и законодательства. Артемьев неоднократно говорил, что необходимо упразднить закон о естественных монополиях, заменив его актуальной главой в законе о конкуренции. Закон о естественных монополиях регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих в своей отрасли в силу технологических особенностей производства. В частности, он касается таких сфер как транспортировка нефти и газа, а также железнодорожные перевозки. |
На рассмотрение Государственной думы в августе 2014 года был вынесен Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и иные законодательные акты в части раскрытия информации и информатизации регуляторных процессов в сферах естественных монополий и иных регулируемых сферах»
Настоящий законопроект направлен на информатизацию регуляторных процессов и информирование потребителей и инвесторов о деятельности регулируемых субъектов (включая субъекты естественных монополий, иных регулируемых субъектов в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее – регулируемые субъекты) путем формирования единой интегрированной электронной среды регулирования через объединение совокупности взаимодействующих информационных систем на основе использования государственных баз данных в сферах государственного регулирования, а также создания Единого государственного портала по раскрытию информации регулируемыми субъектами и органами регулирования.
Единая среда электронного регулирования будет объединять ключевые управленческие процессы ФСТ России ,уполномоченных органов субъектов Российской Федерации по регулированию деятельности субъектов естественных монополий, и регулируемых субъектов, связанных с государственным регулированием и государственным контролем в указанных сферах.
В настоящее время созданы и функционируют отдельные информационные системы и ресурсы, в том числе:
Архитектура Единой среды электронного регулирования(далее – ЕСЭР) будет построена на основе интеграции федерального и регионального сегментов.
ЕСЭР будет включать федеральную государственную информационную систему «Единый государственный портал о раскрытии информации регулируемыми субъектами и органами регулирования», на котором с 1 октября 2014 года в единообразном формате будет размещаться информация регулируемыми субъектами, отнесенная в соответствии с законодательством Российской Федерации к стандартам раскрытия информации, а также органами регулирования.
Одним из ключевых условий формирования и функционирования ФГИС ЕГПРИ будет реализация технологическими, функциональными и программными способами автоматизированного контроля и единства данных регуляторной отчетности, размещаемой в ФГИС ЕИАС России и стандартов раскрытия информации, а также решений органов регулирования.
Законопроектом расширяется перечень информации, отнесенной к стандартам раскрытия информации в отношении деятельности субъектов естественных монополий, и которая должна размещаться во ФГИС Единый портал о раскрытии информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
Естественные монополии представляют собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами. Реформирование инфраструктурных естественных монополий на протяжении последних десятилетий остается в центре внимания ученых, политиков и экономистов России.
Реформирование инфраструктурных естественных монополий на протяжении последних десятилетий остается в центре внимания ученых, политиков и экономистов России. Целью реформирования является повышение эффективности деятельности предприятий естественных монополий, которое осуществляется путем: разделения видов деятельности предприятий естественных монополий на монопольные и потенциально конкурентные; внедрения конкуренции в потенциально конкурентных сегментах; введение рыночного ценообразования в тех случаях, когда это возможно. При этом каждый из участников рыночных отношений решает свои задачи в этом процессе.
Задачи реформирования естественных монополий следующие:
для государства:
- за счет воздействия
рыночных сил повысить
- снять или уменьшить нагрузку на государство, связанную с развитием инфраструктуры, создав условия для привлечения инвестиций в отрасль;
- создать предпосылки
для снижения расходов
- исключить регуляторные риски;
- уменьшить совокупные
затраты общества на данный
вид инфраструктуры при
- социально-экономическое развитие общества.
для потребителей:
- снижение расходов при сохранении максимальной доступности и надежности услуги;
- повышение качества обслуживания;
- учет индивидуальных
особенностей потребителя и
- учет интересов социально незащищенных групп потребителей, исходя из специфики продукции, производимой естественными монополиями.
для предприятий естественных монополий:
- снизить регуляторные
риски и зависимость от
- добиться большей автономии в инвестиционной и технической политике;
Информация о работе Естественные монополии в рыночной экономике