Естественные монополии в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение особенностей формирования и регулирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- описать природу естественных монополий и методы их регулирования;
- рассмотреть опыт государственного регулирования естественных монополий в развитых странах;
- выявить особенности эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий РФ на современном этапе, а так же место естественных монополий в России

Вложенные файлы: 1 файл

Естественные монополии в рыночной экономике 1.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Убыточность ряда российских естественных монополий является как следствием их технологического отставания и так же изношенности основных фондов, так и Х-неэффективности их функционирования, обусловленной отсутствием конкурентного рынка.

Российские естественные монополии демонстрируют особые формы монополистической практики, редко встречающиеся в развитых экономиках.

Первой такой негативной формой являются устанавливаемые самими монополиями высокие барьеры доступа потребителей к производимому благу. Они включают в себя значительную плату за подключение к мощностям (проведение коммуникаций), навязывание дополнительных услуг, необоснованное отключение доступа отдельных потребителей и так же групп потребителей к получаемому благу.

Вторая форма монополистической практики имеет много общего с первой и так же выражается в навязывании потребителям дополнительных услуг. Примером является обязательное установление индивидуальных счетчиков на газ и так же воду, которое проводится якобы для лучшего учета индивидуального потребления. Но, тем не менее, необходимо отметить, что установка индивидуальных приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и так же холодной воды, электроснабжения и газоснабжения) нецелесообразна без установки коллективных приборов учета. Иной причиной отказа от добровольной установки индивидуальных приборов учета является дороговизна как самих приборов, так и услуг корпораций, специализирующихся на их установке. Например, в Москве в среднем установка двух водосчетчиков и сопутствующие этому расходы обойдутся потребителю в 8-10тыс. руб. [9, с.3]. Для социально незащищенных слоев населения это значительные деньги.

Третьей формой специфической практики российских монополий является отключение доступа отдельных потребителей и так же групп потребителей к получаемому благу. При этом не всегда страдают недобросовестные покупатели, задерживающие платежи. А в некоторых случаях это является обычной практикой. Например, каждое лето осуществляется отключение горячей, а порой и так же холодной воды под видом проведения планово-предупредительных работ по ремонту тепловых станций и так же сетей. Но, во-первых, это не всегда исключает возможные перебои с отоплением зимой, во-вторых, не все потребители оказываются в равных условиях, а монополии дифференцируют свое отношение к группам потребителей отнюдь не но социальному признаку.

Есть и другие изощренные формы монополистической практики. Например, создание итерированных структур в финансовой сфере типа банк -страховая компания - пенсионный фонд и т. п. [9, с.3].

Для российских естественных монополий характерно сочетание сетевой и ресурсной составляющих. Причем в ряде случаев разделению производящих, транспортирующих и сбытовых корпораций не помогает даже реформирование естественных монополий.

 

Таблица 7 - Роль крупнейших естественных монополий в экономике России 2010 г. [20, 21, 22, 23]

Показатели

ОАО «РЖД»

РАО «ЕЭС России»*

ОАО «Газпром»

В сумме по трем компаниям

Всего в экономике

Объем

Объем

Объем

Доля, %

Объем

Доля, %

Объем

Доля, %

Количество занятых, тыс. чел.

1 000,0

1,43

680,0

0,97

400,6

0,57

2 080,6

2,98

69 803,6

Валовый выпуск продукции, млрд. руб.

1 195,1

2,66

651,6

1,45

3 661,7

8,15

5 508,4

12,26

44 939,2

Основные средства, млрд. руб.

3 551,9

3,81

2 873,2

3,08

3 689,4

3,96

10 114,5

10,85

93 186,0

Чистая прибыль, млрд. руб.

78,5

1,07

42,6

0,58

775,9

10,55

897,0

12,20

7 353,0

Налоги,млрд.

52,9

0,69

65,6

0,86

390,4

5,09

508,9

6,64

7 662,9


 

Как показывают данные таблицы 6, естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль, что особенно важно в условиях трансформации экономики. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России. [20, 21, 22, 23]

Также необходимо отметить тот факт, что естественные монополисты способны оказывать влияние на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт нередко проявляется в решениях, принимаемых органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность за пределами страны, совпадают с интересами государства. Возможно оказание влияния на сопредельные страны в целях реализации национальных экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономических позиций крупных российских товаропроизводителей, усиления интеграционных процессов.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил отменить закон о естественных монополиях от 1995 года, назвав его устаревшим.

 

По его словам, данный закон противоречит закону о конкуренции, из-за чего «мы живем в прошлом веке», сообщает ТАСС.

Артемьев отметил, что конфликты между законами регулярно проявляются в судах. В итоге монополии извлекают выгоду из существования закона, который «позволяет в 10 раз больше, чем закон о конкуренции».

Он добавил, что государство должно проводить гораздо более жесткую позицию по отношению к естественным монополиям. Эта политика должна касаться и тарифного регулирования, и законодательства. Артемьев неоднократно говорил, что необходимо упразднить закон о естественных монополиях, заменив его актуальной главой в законе о конкуренции.

Закон о естественных монополиях регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих в своей отрасли в силу технологических особенностей производства. В частности, он касается таких сфер как транспортировка нефти и газа, а также железнодорожные перевозки.


 На рассмотрение Государственной думы в августе 2014 года был вынесен Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и иные законодательные акты в части раскрытия информации и информатизации регуляторных процессов в сферах естественных монополий и иных регулируемых сферах»

Настоящий законопроект направлен на информатизацию регуляторных процессов и информирование потребителей и инвесторов о деятельности регулируемых субъектов (включая субъекты естественных монополий, иных регулируемых субъектов в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее – регулируемые субъекты) путем формирования единой интегрированной электронной среды регулирования через объединение совокупности взаимодействующих информационных систем на основе использования государственных баз данных в сферах государственного  регулирования, а также создания Единого государственного портала по раскрытию информации регулируемыми субъектами и органами регулирования. 

Единая среда электронного регулирования будет объединять ключевые управленческие процессы ФСТ России ,уполномоченных органов субъектов Российской Федерации по регулированию деятельности субъектов естественных монополий, и регулируемых субъектов, связанных с государственным регулированием и государственным контролем в указанных сферах.

В настоящее время созданы и функционируют отдельные информационные системы и ресурсы, в том числе:

  • Федеральная государственная информационная система «Единая информационно-аналитическая система «ФСТ России – РЭК – субъекты регулирования»,
  • официальные сайты органов регулирования,
  • сайты регулируемых субъектов, на которых размещается информация, отнесенная к стандартам раскрытия информации,
  • региональные информационные системы органов регулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляющих регуляторные функции,
  • другие государственные информационные системы (ГИС).

Архитектура Единой среды электронного регулирования(далее – ЕСЭР) будет построена на основе интеграции федерального и регионального сегментов.

ЕСЭР будет включать федеральную государственную информационную систему «Единый государственный портал о раскрытии информации регулируемыми субъектами и органами регулирования», на котором с 1 октября 2014 года в единообразном формате будет размещаться информация регулируемыми субъектами, отнесенная в соответствии с законодательством Российской Федерации к стандартам раскрытия информации, а также органами регулирования.

Одним из ключевых условий формирования и функционирования ФГИС ЕГПРИ будет реализация технологическими, функциональными и программными способами автоматизированного контроля и единства данных регуляторной отчетности, размещаемой в ФГИС ЕИАС России и стандартов раскрытия информации, а также решений органов регулирования.

Законопроектом расширяется перечень информации, отнесенной к стандартам раскрытия информации в отношении деятельности субъектов естественных монополий, и которая должна размещаться во ФГИС Единый портал о раскрытии информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

  • регуляторная заявка - предложения субъектов естественных монополий (включая обосновывающие материалы) о параметрах ценового регулирования, в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ценового (тарифного) регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
  • установленные, в соответствии с законодательством Российской Федерации, параметры надежности и качества регулируемых услуг, включая показатели качества обслуживания потребителей;
  • адреса местонахождения, номера телефонов, а также иная контактная информация регулируемых организаций, включая информацию об организации приема потребителей.»
  • Законопроект устанавливает перечень информации, размещаемой органами регулирования субъектов естественных монополий и которая должна размещаться во ФГИС Единый портал о раскрытии информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
  • реестр субъектов естественных монополий;
  • решения органов регулирования о порядке введения, изменения или прекращения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, о применяемых методах регулирования деятельности регулируемых организаций и о показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования;
  • информация о случаях применения органами регулирования ответственности за нарушения законодательства субъектами естественных монополий;
  • решения органов регулирования об установлении цен (тарифов);
  • отчеты о деятельности органов регулирования (не реже одного раза в год);
  • информация о случаях применения федеральными органами исполнительной власти мер ответственности за нарушения законодательства органами регулирования субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением ими деятельности по государственному регулированию естественных монополий.

 

 

 

Заключение

Естественные монополии представляют собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами. Реформирование инфраструктурных естественных монополий на протяжении последних десятилетий остается в центре внимания ученых, политиков и экономистов России.

Реформирование инфраструктурных естественных монополий на протяжении последних десятилетий остается в центре внимания ученых, политиков и экономистов России. Целью реформирования является повышение эффективности деятельности предприятий естественных монополий, которое осуществляется путем: разделения видов деятельности предприятий естественных монополий на монопольные и потенциально конкурентные; внедрения конкуренции в потенциально конкурентных сегментах; введение рыночного ценообразования в тех случаях, когда это возможно. При этом каждый из участников рыночных отношений решает свои задачи в этом процессе.

Задачи реформирования естественных монополий следующие:

 для государства:

- за счет воздействия  рыночных сил повысить эффективность  деятельности естественных монополий;

- снять или уменьшить нагрузку на государство, связанную с развитием инфраструктуры, создав условия для привлечения инвестиций в отрасль;

- создать предпосылки  для снижения расходов экономики  на оплату товаров и услуг  монополистов;

- исключить регуляторные  риски;

- уменьшить совокупные  затраты общества на данный  вид инфраструктуры при обеспечении  доступа субъектов экономики  и граждан к услугам естественных  монополий;

- социально-экономическое  развитие общества.

для потребителей:

- снижение расходов  при сохранении максимальной доступности и надежности услуги;

- повышение качества  обслуживания;

- учет индивидуальных  особенностей потребителя и возможность  выбрать поставщика услуг;

- учет интересов  социально незащищенных групп  потребителей, исходя из специфики  продукции, производимой естественными монополиями.

для предприятий естественных монополий:

- снизить регуляторные  риски и зависимость от политической  конъюнктуры;

- добиться большей  автономии в инвестиционной и  технической политике;

Информация о работе Естественные монополии в рыночной экономике