Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 12:04, реферат
Сегодня современное антимонопольное законодательство России вбирает в себя различные (зачастую противоречивые) ценности, цели и тенденции. Реализация многих из этих ценностей и целевых установок способствует устранению барьеров в сфере правового регулирования конкуренции и усиливает его эффективность. Но одновременно с этим в практике реализации обновленного и усовершенствованного антимонопольного законодательства России возникают и разнообразные юридические проблемы. Так, например, несмотря на применение единообразных правовых категорий, законодателю не удалось достичь полной унификации понятийного аппарата российского антимонопольного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ В ЭКОКНОМИКЕ…………………..5
История возникновения, понятие и сущность естественных монополий……………………………………………………………………
Роль естественных монополий в национальной экономике…………….5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………………………………………...….12
2.1. Методы государственного регулирования деятельности субъектов
естественных монополий…………………...……………………………………12
2.2. Государственный контроль в сферах естественных монополий...……..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...........24
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отделение программ высшего профессионального образования
Реферат
Естественные монополии в экономике России
Выполнил студент курса ( год обучения)
специальности
«
обучающиеся по заочной форме, на базе
полного среднего образования
«____»________________2012г.
Научный руководитель:
«____»________________2012г.
Дата сдачи_____________________
Оценка________________________
Подпись руководителя__________
Петрозаводск
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ В ЭКОКНОМИКЕ…………………..5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………………………………
2.1. Методы государственного регулирования деятельности субъектов
естественных монополий…………………...……………………………
2.2. Государственный контроль в сферах естественных монополий...……..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...........24
ВВЕДЕНИЕ
Антимонопольная политика - это политика государства, направленная на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, противоконкурентных действий.
Впервые антимонопольный закон был принят в США в 1890 г. - закон Шермана, известный как "хартия экономических свобод". Первые законодательные акты в Европе принято в 30-х годах XX ст. Все они предусматривают обеспечение свободы конкуренции путем ограничения монополизма.
В России первый антимонопольный закон появился в 1991 г., послужив
основой для издания других нормативных правовых актов в сфере конкуренции. Будучи одним из самых стабильных законов, этот акт неоднократно претерпевал существенные изменения.
Сегодня современное антимонопольное законодательство России вбирает в себя различные (зачастую противоречивые) ценности, цели и тенденции. Реализация многих из этих ценностей и целевых установок способствует устранению барьеров в сфере правового регулирования конкуренции и усиливает его эффективность. Но одновременно с этим в практике реализации обновленного и усовершенствованного антимонопольного законодательства России возникают и разнообразные юридические проблемы. Так, например, несмотря на применение единообразных правовых категорий, законодателю не удалось достичь полной унификации понятийного аппарата российского антимонопольного законодательства.
Монополии могут безосновательно повышать цены, а это негативно влияет на конкуренцию, деформирует структуру рыночных отношений, способствует захвату рынков сбыта, источников сырья. Это порождает необходимость со стороны общества ограничивать деятельность монополий, поставив их деятельность в рамки соответствующих законов.
С целью развития конкуренции и защиты прав потребителей от деятельности монополий законом ограничивается свобода их коммерческой деятельности. В частности запрещается: ограничивать или прекращать производство товаров, поставок сырья, комплектующих изделий без предварительного согласования с потребителями; сокращать или задерживать реализацию товаров с целью создания дефицита, навязывать контрагенту невыгодные условия договора; повышать в одностороннем порядке цены на товары и услуги, если это не оговорено соответствующими соглашениями; выдвигать новые условия поставки, разрыва соглашений, наносящих вред контрагенту.
Контроль за развитием конкуренции и ограничением деятельности монополий осуществляют специально созданные антимонопольные органы. На них возлагается выполнение следующих функций: разработка мер по развитию конкуренции, демонополизации производства и обращения, разукрупнения высокомонополизированных структур, комплексный анализ состояния рынков и конкуренции на них, экспертиза нормативных актов, касающихся функционирования рынка, подготовка предложений по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства.
Цель работы – исследование антимонопольной политики в экономике России.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучить историю возникновения и определить понятие, сущность монополий;
- определить роль естественных монополий в национальной экономике;
- рассмотреть особенности государственного регулирования естественных монополий.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ В ЭКОКНОМИКЕ
Монополия (от греческого monos - один, poleo
- продаю) - это исключительное право государства,
предприятия, организации, торговца (т.
е. принадлежащее одному лицу, группе лиц
или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополии
появились и в России, но их развитие было
своеобразным. Первые монополии образовались
в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов
и др.). Своеобразие развития заключалось
в непосредственном вмешательстве государственных
органов в создание и деятельность монополий
в отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе (металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
Монополия предполагает выполнение следующих условий:
продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. естественная;
2. административная;
3. экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. Здесь группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.
Рынок несовершенной конкуренции, напротив, предполагает отклонение от состояния равновесия. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией. В настоящее время основными формами монополистической конкуренции являются:
• научно-техническое соперничество;
• промышленно-производственное соперничество;
•торговое соперничество.
В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой. Эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства, тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др.
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.
Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец (РАО «Газпром», ОАО «РЖД» и РАО ОАО «ЕЭС России»). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:
- низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);
- наличие государственных
- исключительные права на важнейшие источники сырья;
- предоставление правительством
одной фирме статуса
Условием существования
чистой монополии является
Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Олигополия может существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
Результаты функционирования фирмы олигополиста зависят не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма («Кока-кола») снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли («Пепси-кола»), будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.
Информация о работе Естественные монополии в экономике России