Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 12:04, реферат
Сегодня современное антимонопольное законодательство России вбирает в себя различные (зачастую противоречивые) ценности, цели и тенденции. Реализация многих из этих ценностей и целевых установок способствует устранению барьеров в сфере правового регулирования конкуренции и усиливает его эффективность. Но одновременно с этим в практике реализации обновленного и усовершенствованного антимонопольного законодательства России возникают и разнообразные юридические проблемы. Так, например, несмотря на применение единообразных правовых категорий, законодателю не удалось достичь полной унификации понятийного аппарата российского антимонопольного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ В ЭКОКНОМИКЕ…………………..5
История возникновения, понятие и сущность естественных монополий……………………………………………………………………
Роль естественных монополий в национальной экономике…………….5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………………………………………...….12
2.1. Методы государственного регулирования деятельности субъектов
естественных монополий…………………...……………………………………12
2.2. Государственный контроль в сферах естественных монополий...……..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...........24
Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.1. Методы государственного регулирования деятельности субъектов
естественных монополий
Проблема необходимости регулирования естественных монополий была осознана государством лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. Поэтому в Российской Федерации был принят Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определил отрасли, относящиеся к естественным монополиям, и сферу их регулирования1.
В настоящее время в России сформировались три крупнейших естественных монополии: РАО «Газпром», ОАО «РЖД» и РАО ОАО «ЕЭС России» (в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.)2. По Закону "О естественных монополиях" сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи3.
Анализ результатов применения Федерального Закона “О естественных монополиях” позволяет выделить некоторые методы регулирования государством деятельности естественных монополий.
Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. Прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них для естественных монополистов – достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В российском законодательстве данному методу уделяется первостепенное внимание. Однако при реализации данного подхода возникает ряд проблем:
– необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре. Это несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание государственных чиновников;
– сложность точного определения реальных издержек производителя услуг - естественной монополии.
Давая оценку этому методу государственного регулирования, очевиден вывод об ограниченности решения данного вопроса как рынком, так и государством в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование. Однако могут появиться проблемные вопросы. В первом случае создаются предпосылки к возникновению частной нерегулируемой монополии с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (мы имеем дело с прямым общественным вредом монополии). Во втором случае проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблем естественных монополий (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).
Можно сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.)4. Анализ мирового опыта показал, что торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем, это оказалось лучшим методом по сравнению с другими методами их регулирования. Это относится к таким сферам, как дерегулированию грузовых автоперевозок, организация работы местных авиалиний, почтовой службы, работа кабельных телевизионных сетей, а в ряде случаев относится и к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог5.
Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов (и в первую очередь, государства) для снижения общего негативного эффекта от деятельности конкретного предприятия естественного монополиста. Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок.
Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и соответственно, пониженных тарифов - для граждан6. Возможно также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железно-дорожные и авиационные билеты и проч.). Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и государством, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяется практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Однако очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример - льготы за коммунальные услуги. К настоящему времени количество “льготников” уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.
Практика использования ценовой дискриминации может быть применена государством не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится “обоюдоострым орудием”, которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и государством для достижения своих целей. В результате возникает определенный “баланс интересов”, и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается.
Реально государственный контроль над естественными монополиями состоит как в государственном владении контрольным пакетом акций, так и в существовании специального антимонопольного законодательства, регламентирующего методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественной монополии, а так же определяющего список потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.
Российское законодательство, направленное на регулирование естественных монополий, предусматривает не только государственное тарифное регулирование, но так же ограничение их в распоряжении имуществом (прежде всего, доставшимся им в результате приватизации). В тоже время, если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.
В настоящее время именно эффективность функционирования естественных монополий может определять конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны. И именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений, а также условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость их реформирования. Анализируя взаимоотношения государства и естественных монополий, можно также сделать вывод о том, что государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное реформирование экономики страны.
В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.
Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.
Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения.
Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
С 1 января 2011 происходит традиционный рост тарифов на газ, свет, тепло и железнодорожные перевозки. Правда, правительство обещает, что квартплата повысится не больше чем на 15%. Но рост тарифов неизбежно скажется на ценах в магазинах — ведь если услуги естественных монополий дорожают на двузначные суммы, инфляция вряд ли будет однозначной. Полемика между РЖД и Минэкономразвития была начата с прицелом на будущее. Железнодорожная монополия попросила правительство в 2012 году поднять тарифы на 23% или компенсировать ей 147 млрд рублей выпадающих доходов. Иначе, железные дороги развалятся (не будет денег на инвестиционную программу) и придется уволить 42 тыс. человек. Правительство же не испугалось и ответило отказом, посоветовав, чтобы дороги не разваливались, привлекать частных инвесторов. С нового года счета за коммунальные услуги снова выросли.
В прошлом году тоже был установлен предел роста — 25%, но даже в этих рамках большинство регионов не удержалось. Цены за киловатты, кубометры и километры растут не только из-за увеличивающейся стоимости их производства, как говорят производители, но и из-за затрат на энергоносители. В вопросах установления себестоимости той же электроэнергии отправная точка газ: для того чтобы решить эту проблему, нужно остановить рост цен на газ. Но в ближайшие годы этого не произойдет. Российские технологии сильно отстают от мировых. Так, у нас при добыче сжигается 24% добытого газа, а в Норвегии — от 1 до 3%. При таких потерях чиновники стремятся компенсировать затраты на добычу и транспортировку газа за счет внутреннего потребителя. Но «Газпром» планирует вывести внутренние цены на газ на уровень мировых к 2014 году. Это для него стратегическая задача: экспорт падает, инвестиции в разработку новых месторождений нужно увеличивать, и внутренний рынок становится основным источником доходов.
Правительство пока лишь немного сдерживает аппетиты монополии. Например, чтобы избежать скачка инфляции, вместо разового 15-процентного роста цены на газ министерство намерено проиндексировать ее с 1 января на 5%, а с 1 апреля на 9,5%. (см табл. 1 в приложении). При этом независимые добывающие компании предлагали повысить тариф в этом году лишь на 7% — им этого было достаточно. Если посмотреть обоснования монополий, становится ясно, что у них постоянно растут затраты на содержание собственного аппарата. Государство должно научиться находить компромисс между интересами монополистов, с одной стороны, и населения и производителей — с другой. Только тогда «голубая мечта» правительства — годовая инфляция в 2–3% — станет ближе.
2.2. Государственный контроль в сферах естественных монополий
В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Сами же органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу; продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу7.
Информация о работе Естественные монополии в экономике России