Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 12:04, реферат
Сегодня современное антимонопольное законодательство России вбирает в себя различные (зачастую противоречивые) ценности, цели и тенденции. Реализация многих из этих ценностей и целевых установок способствует устранению барьеров в сфере правового регулирования конкуренции и усиливает его эффективность. Но одновременно с этим в практике реализации обновленного и усовершенствованного антимонопольного законодательства России возникают и разнообразные юридические проблемы. Так, например, несмотря на применение единообразных правовых категорий, законодателю не удалось достичь полной унификации понятийного аппарата российского антимонопольного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ В ЭКОКНОМИКЕ…………………..5
История возникновения, понятие и сущность естественных монополий……………………………………………………………………
Роль естественных монополий в национальной экономике…………….5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………………………………………………………...….12
2.1. Методы государственного регулирования деятельности субъектов
естественных монополий…………………...……………………………………12
2.2. Государственный контроль в сферах естественных монополий...……..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...........24
Субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения. Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии. Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.
Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня его получения. Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок приобретают более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения. Такую же обязанность несет субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10 % общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли). Для осуществления контроля за соблюдением требований, орган регулирования естественной монополии вправе запрашивать у хозяйственных обществ и товариществ сведения о составе их участников, располагающих более чем 10% общего количества голосов.
К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является “предметом общественного пользования”, - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др.
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли. Рассмотрим теперь баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).
Положительные моменты естественных монополий:
-возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,
-возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,
-возможность использования достижений научно-технического прогресса,
-возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,
-возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
Отрицательные:
-возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
-возможность блокировать технический прогресс,
-возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,
-возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - “плюсы” или “минусы”.
Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 О естественных монополиях : федер. закон от 17.08.1995 г. №147-ФЗ в ред. федер. закона от 28.08.2012 г. N 132-ФЗ // 1995. - №34. - Ст. 3426; 2012. - N 31. - Ст. 4321.
2 Мариничева О. Энергетика в России: тенденции и перспективы развития // Энергетика и промышленность России. – 2011.- № 13. – С.11.
3 О естественных монополиях : федер. закон от 17.08.1995 г. №147-ФЗ в ред. федер. закона от 28.08.2012 г. N 132-ФЗ // 1995. - №34. - Ст. 3426; 2012. - N 31. - Ст. 4321.
4 Мариничева О. Ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты // Энергетика и промышленность России. – 2011.- № 13. – С.23.
5 Там же.
6 Там же.
7 Цапелик В. Регулирование естественных монополий / Цапелик // Общество и экономика. – 2011. - № 8. - С. 34-39.
Информация о работе Естественные монополии в экономике России