Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа
В условиях современности перед российскими компаниями крайне навязчиво стоит проблема привлечения ресурсов для финансирования процессов обновления основных средств, расширения производства и совершенствования национальной экономики в целом.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Необходимость привлечения заемного капитала …………………… 6
1.1.Понятие и структура заемного капитала ……………………………….….. 6
1.2. Способы привлечения заемных средств ………………………...…….… 11
1.3. Управление заемным капиталом фирмы…………….…………………….17
Глава 2. Анализ использования заемных средств ЗАО «Парижская коммуна»……………………...………………………………………………… 21
2.1. Общая характеристика предприятия …………………………………….. 21
2.2. Анализ состава и структуры заемного капитала ………………………... 25
2.3. Оценка эффективности использования заемных средств …………....…. 37
Глава 3. Пути повышения эффективности управления заемным капиталом ЗАО «Парижская коммуна»...….………………………………………………. 43
3.1. Политика привлечения банковского кредита …………………..……….. 43
3.2. Расчет использования финансового лизинга …………….……………… 50
3.3. Оценка эмиссии облигационного займа …………………………………. 58
Заключение …………………………………………………………………….. 62
Библиографический список ……. …………………………….…………….… 68
Приложения …………………………………………………..………...………70
Таким образом, компания, использующая заемные средства имеет более высокий потенциал развития (прирост рентабельности, формирование дополнительного объема активов и т.д.), но в большей степени подвержена различного рода рискам.
1.2. Способы привлечения заемных средств
Существует несколько форм привлечения заемного капитала. Выделим несколько основных из них. (Рис.1.2):
1) в денежной форме в национальной валюте;
2) в денежной форме в иностранной валюте;
3) в форме товаров
или отсрочек платежей по
4) в виде предоставления
в аренду основных фондов
5) в иных формах
Выбор формы привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно с учетом особенностей его хозяйственной деятельности.
Рис.1.2. Формы привлечения заемных средств.
Привлеченные заемные средства должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. При привлечении заемных средств в денежной форме обеспеченность активами играет особую роль. При привлечении средств в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при привлечении в форме арендуемого имущества – сами арендуемые фонды.
По степени обеспечения заемных средств, привлекаемых в денежной форме можно выделить обеспеченный или не обеспеченный кредит.
Необеспеченный кредит выдается компании, которая положительно зарекомендовала себя при выполнении условий, например, предыдущего кредитного договора.
Обеспеченный кредит подразумевает в современной финансовой практике следующие виды кредитного обеспечения:
Основными источниками заемных средств для предприятий могут являться:
а) организации, представляющие кредиты в денежной форме (коммерческие банки, ипотечные банки т.д.);
б) коммерческий кредит от поставщиков, авансовые платежи клиентов;
в) ценные бумаги и другие источники.
Основным способом привлечения заемных средств большинство российских фирм предпочитает банковский кредит. Банковский кредит - кредитование деятельности в форме прямой выдачи средств в денежной форме на определенный срок и под определенный процент.
Многообразие форм и
возможностей привлечения банковского
кредита ставит перед нами задачу
эффективного управления этим процессом
на предприятиях различного уровня.
Поэтому цели и политика привлечения
заемных средств
Рис. 1.3. Формы банковских кредитов.
В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).
Все большую популярность в современной финансовой практике получает коммерческий кредит, предоставляемый по товарным операциям (в форме отсрочки платежа). Для предприятий такой кредит является альтернативной формой финансирования самой малоликвидной части оборотных активов – запасов товарно-материальных ценностей. Особенно возрастает роль коммерческого кредита при осуществлении предприятием внешнеэкономических товарных операций.
Рис. 1.4. Формы коммерческого кредита.
С 2002 года предприятия крупного и среднего масштаба начали проявлять интерес к облигационным займам
В соответствии с действующим законодательством, предприятие может выпускать несколько видов облигаций: именные или на предъявителя, процентные (к облигации прилагается купонный лист на выплату процента) или беспроцентными, со свободным или с ограниченным кругом обращения.
Облигация — эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет
право получить от эмитента облигации в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного
эквивалента. Облигация может также предусматривать
право владельца на получение фиксированного процента (
По сроку погашения эмитируемые предприятием облигации предприятия делятся на краткосрочные и долгосрочные. Это позволяет удовлетворить потребности в заемных финансовых ресурсах краткосрочного, либо долгосрочного характера.
Еще одним способом привлечения заемных средств является расширение практики финансового лизинга. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" дает следующее определение этому виду деятельности, лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
В финансовом менеджменте выделяется несколько видов финансового лизинга, которые представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.2
Виды финансового лизинга
Классификационный признак |
Вид финансового лизинга |
По составу участников лизинговой операции |
|
По региональной принадлежности |
|
По формам лизинговых платежей |
|
Вне зависимости от объекта лизинга |
|
Финансовый лизинг, как форма кредитования, для коммерческих банков притягателен более низкой степенью риска вложения средств. Достигается это за счет того, что:
1) приобретаемые кредитные ресурсы используются
для приобретения активной части основных
средств - оборудования, действительная
потребность в котором подтверждена. В
этом случае гарантируется использование
этого оборудования организацией-
2) организация-лизингополучатель принимает решение о заключении договора только в том случае, когда для организации производственной деятельности имеются все необходимые условия, за исключением оборудования.
Помимо рассмотренных
выше источников привлечения заемных
средств стоит выделить ещё несколько
относящихся к категории «
Мы рассмотрели структуру заемного капитала, ознакомились с источниками и методами привлечения заемного капитала.
1.3 Управление заемным капиталом.
Политика управления заёмным капиталом предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки, реализации финансовых решений, которые регулируют процесс привлечения заемных средств, а также определяют наиболее оптимальный источник финансирования заемного капитала в соответствии с нуждами предприятия.
На начальном этапе формирования заемного капитала необходимо определиться с источниками, а самое главное, с объемами привлечения финансовых ресурсов. Далее необходимо произвести оценку эффективности выбранного источника привлечения ресурсов, затем оптимизировать формы привлечения, оценить риски, связанные с формированием заемного капитала.
Главными для нас объектами управления при создании заемного капитала являются его цены и структура. Структура определяется в соответствии с внешними источниками финансирования хозяйственной деятельности предприятия, которые включают в себя различные формы займов и кредитов (рис. 1.5). Особенности оценки стоимости заемного капитала отображены на рисунке 1.6.
Многообразие источников и условий предложения заемного капитала определяет необходимость осуществления сравнительной оценки эффективности формирования заемных инвестиционных ресурсов в разрезе отдельных его элементов.
Внешними условиями, оказывающими
положительное влияние при
• развитие инфраструктуры финансового рынка (она обеспечивает организацию движения финансовых потоков), доступность финансовой информации, необходимой для принятия управленческих решений;
• развитие рынка кредитов, акционерной собственности, устойчивость денежного обращения.
Формирование заемной политики предприятия | |||||
Привлечение финансовых ресурсов из различных источников |
Оценка эффективности | ||||
Объект управления — цена и структура капитала |
Рис. 1.5. Формирование заемной политики предприятия
Стоимость внутренней кредиторской задолженности |
Базовые элементы стоимости заемного капитала |
Стоимость капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций | ||||||
Стоимость кредита |
Стоимость коммерческого кредита |
|||||||
Банковского кредита |
В форме краткосрочной отсрочки платежа | |||||||
Финансового лизинга |
В форме долгосрочной отсрочки платежа, оформленной векселем | |||||||
Рис. 1.6. Система базовых элементов оценки и управления стоимостью
заемного капитала предприятия
Внутренними условиями эффективного формирования заёмной политики предприятия являются:
• действия управляющей системы, которые должны быть направлены на достижение определенных, заранее поставленных целей. Перед тем как привлекать заемный капитал, предприятию необходимо четко определить цели привлечения капитала, сравнить эффективность и цену привлечения;