Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение заемных средств предприятия, их классификации и влияния на цену капитала предприятия, а также эффективные условия привлечения кредитов.
Задача курсовой работы: изучить заемные средства предприятия, их классификацию, формы привлечения заемных средств, рассмотреть виды кредитов и эффективные условия привлечения кредитов. На основании рассмотренных тем сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Заемные средства предприятия, их классификация…………………...5
2. Формы привлечения заемных средств…………………………………10
3. Эффективные условия привлечения кредитов…………………………14
Заключение………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Заемные средства предприятия, их классификация…………………...5
2. Формы привлечения заемных средств…………………………………10
3. Эффективные условия
привлечения кредитов…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Эффективная финансовая деятельность
предприятия невозможна без постоянного
привлечения заемных средств. Использование
заемного капитала позволяет существенно
расширить объем хозяйственной
деятельности предприятия, обеспечить
более эффективное
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Актуальность этой темы заключается в том, что заемный капитал является почти неотъемлемой частью финансовой устойчивости любой организации или предприятия.
Привлечение заемного капитала может принести значительные выгоды как самому предприятию, так и его владельцам. Во-первых, использование займов избавляет акционеров от необходимости вкладывать в бизнес дополнительные собственные средства. Корпоративное предприятие получает кредиты от своего имени, поэтому расширение активов бизнеса происходит без участия его владельцев. В то же время, вновь приобретенные активы генерируют дополнительные доходы, которые (после выплаты процентов кредиторам) принадлежат владельцам бизнеса. То есть умелое использование заемных средств и правильное их вложение в высокодоходные активы способствует увеличению богатства собственников предприятия.
Целью курсовой работы является изучение заемных средств предприятия, их классификации и влияния на цену капитала предприятия, а также эффективные условия привлечения кредитов.
Задача курсовой работы: изучить заемные средства предприятия, их классификацию, формы привлечения заемных средств, рассмотреть виды кредитов и эффективные условия привлечения кредитов. На основании рассмотренных тем сделать выводы.
Заемный капитал – это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии. [1]
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:
1) Долгосрочные финансовые
обязательства. К ним
2) Краткосрочные финансовые
обязательства. К ним
Подробнее в долгосрочные финансовые обязательства (долгосрочный заемный капитал) входят:
1) долгосрочные кредиты банков;
2) долгосрочные кредиты
и займы небанковских
3) прочие долгосрочные обязательства.
Также в краткосрочные финансовые обязательства (краткосрочный заемный капитал) входят:
1) краткосрочные кредиты банков;
2) краткосрочные кредиты
и займы небанковских
3) кредиторская задолженность за товары, работы и услуги;
4) текущие обязательства по расчетам;
5) прочие краткосрочные обязательства.
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны.[3]
Классификация привлекаемых предприятием заемных средств:
1) по целям привлечения:
а) заемные средства, привлекаемые
для обеспечения
б) заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;
в) заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей.
2) по источникам привлечения:
а) заемные средства, привлекаемые из внешних источников;
б) заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (текущие обязательства по расчетам).
3) по периоду привлечения:
а) заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (> 1 года);
б) заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (< 1 года).
4) по форме привлечения:
а) заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);
б) заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг);
в) заемные средства, привлекаемые в товарной форме (коммерческий кредит);
г) заемные средства, привлекаемые в иных материальных и нематериальных формах.
5) по форме обеспечения:
а) необеспеченные заемные средства;
б) заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией;
в) заемные средства, обеспеченные залогом или закладом.
Определение целей привлечения заемных средств.
Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
1) пополнение необходимого
объема постоянной части
2) обеспечение формирования
переменной части оборотных
3) формирование недостающего
объема инвестиционных
4) обеспечение социально-бытовых
потребностей своих работников.
В этих случаях заемные
5) другие временные нужды. Принцип целевого при влечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.[5]
Определение предельного
объема привлечения заемных средств.
Максимальный объем этого привлечения
диктуется двумя основными
1) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
2) обеспечением достаточной
финансовой устойчивости
Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:
1) срок полезного использования
— это период времени, в
течение которого предприятие
непосредственно использует
2) льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
3) срок погашения —
это период времени, в течение
которого происходит полная
Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.
Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко-и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.
Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.[7]
Формами привлекаемых заемных средств выступают финансовый (банковский и небанковский), коммерческий (в виде предоплаты, авансирования покупателями), товарный (в виде вещи, с рассрочкой платежа) и прочие формы кредитования. Основными кредиторами являются финансово-кредитные учреждения и поставщики. Предельный объем привлечения заемных средств определяется, во-первых, требованиями сохранения приемлемого уровня финансовой устойчивости предприятия, во-вторых — с учетом рассчитываемого финансового левериджа, который максимизирует рентабельность при определенном соотношении собственных и заемных средств. Финансовый леверидж, или рычаг, позволяет оптимизировать соотношение между собственным капиталом и заемными средствами с целью максимизации рентабельности собственного капитала. Количественное выражение финансового рычага показывает прирост чистой рентабельности собственных средств, обусловленный использованием заемных средств. Эффект финансового рычага будет зависеть от цены привлечения заемных средств, ее соотношения с экономической рентабельностью.
Можно выделить различные
формы привлечения заемных
1) в денежных средствах в национальной валюте;
2) в денежных средствах в иностранной валюте;
3) в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);
г) в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;
д) в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).
Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.
Исходя из состава заемных
средств, в финансовой практике основными
кредиторами предприятия
1) коммерческие банки
и другие учреждения, предоставляющие
кредиты в денежной форме (
2) поставщики и покупатели
продукции (коммерческий
3) фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.
Основные поставщики заемных средств.
В какой бы форме не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества — сами арендуемые основные фонды). [5]