Закон Энгеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:22, доклад

Краткое описание

Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.

Вложенные файлы: 1 файл

Закон Энгеля.docx

— 22.41 Кб (Скачать файл)

Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.

Закон обоснован  немецким учёным Эрнстом Энгелем в XIX в. и сильно устарел. Суть (по самому Энгелю) совсем не в этом, а в том, что удельный вес расходов на еду тем больше, чем меньше уровень дохода.

Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. Статистические ряды показывают, что в структуре расходов американских семей за 1909-1985 гг. устойчиво снижается доля физических и материально-вещественных потребностей (продуктов питания — на 35 %, расходов на жилище — на5,5 %, предметов домашнего обихода — на 26 %, расходов на одежду и обувь — на 47 %).

В то же время систематически возрастает удельный вес более высоких  «гуманитарных» потребностей в образовании, медицинском обслуживании, организации  досуга и отдыха.

Об этом же свидетельствует  и статистика семейных бюджетов в  бывшем СССР. В 1963г. при средней доле совокупных доходов семьи, израсходованной на питание в 34,3 %, семьи с совокупным доходом до 75 руб. в месяц расходовали на питание 51,5 % дохода, семьи с доходом от 75 до 100 руб. в месяц расходовали на питание 42,7 % дохода, семьи с доходом от 100 до 150 руб. — 35,8 %, с доходом от 150 до 200 руб. — 31,9 %; семьи с совокупным доходом свыше 200 руб. тратили на питание 28,4 % совокупного дохода.

Современная западная наука существенно дополнила  развитые Энгелем положения, используя для этого новый аналитический аппарат. На основе формулы эластичности спроса по доходам подсчитано, что в конце 1980-х гг. в США с ростом дохода на 1 % спрос на продукты питания возрастал на 0, 77 %, на одежду — на 0,32 %, на транспортные средства — на1,1 %, на жилище — на 0,89 %, на медицинские услуги — на 1,9 %, на предметы роскоши — на 3,6 %, на спортивные товары — на 3,7 %, на услуги такси — на 2,8 %.

 

Закон Энгеля

Количество и виды приобретаемых  потребителями товаров и услуг  в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей. Прусский статистик Эрнест Энгель  еще в 19 веке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.

Абсолютные  изменения долей отдельных товаров и услуг в суммарном спросе получили название эффектов Энгеля.  Большинству товаров длительного пользования свойственны положительные эффекты Энгеля. Закон Энгеля гласит, что при неизменных ценах и демографических переменных (размере и составе семьи) увеличение дохода приводит к снижению потребительских расходов на продовольствие. Спрос на продовольствие со стороны увеличивается, нов меньшей мере, чем доход.

Данный закон проявляется  и когда сопоставляют поведение  отдельных семей или целых  стран, и когда речь идет о временных  сопоставлениях для одной страны. Это означает, что рост дохода на душу населения, сопровождающий экономическое  развитие, повлечет за собой изменения  в спросе, направленные против производителей продовольственных товаров с  низкой эластичностью спроса по доходу, особенно производителей зерна и  других основных пищевых продуктов.

Эффекты и закон Энгеля позволяют сделать важный вывод об ожидающей производителей динамике цен на производимые ими предметы роскоши и предметы первой необходимости. Рост дохода переориентирует спрос на предметы роскоши. При любом заданном росте параметров предложения (росте предложения факторов производства и производительности) увеличение дохода приведет к относительному росту цен на предметы роскоши и процветанию тех стран, которые специализируются на их производстве. Собственникам земли, производящим продовольственные товары, знание закона дает основание для вывода: если производительность во всех секторах экономики растет одинаковыми темпами, увеличивающийся вследствие этого доход приведет к неблагоприятным для них изменениям спроса на продовольствие, в результате чего на мировых рынках цены на продовольствие снизятся по отношению к ценам на предметы роскоши, в число которых входит большинство промышленных товаров.

При увеличении личного дохода спрос населения на различные  товары и услуги возрастает неравномерно. Это можно описать формулой эластичности спроса по доходу для каждого товара I: 

 
где,  - прирост спроса на товар I, %; 
- прирост дохода, обусловившего увеличение спроса, %.

Здесь принимается во внимание, что цены и другие переменные остаются неизменными. Если население покупает все товары и услуги в одних  и тех же пропорциях при любом  доходе, то все эластичности по доходу будут равны единице. Однако так  не бывает. По мере роста дохода доля некоторых благ в общем объеме спроса сокращается. Такие товары и  услуги называют товарами первой необходимости. Доля других при росте дохода повышается – их называют предметами роскоши.

В то же время закон Энгеля не носит абсолютного характера. В мире полно Гобсеков, Плюшкиных  и просто неприхотливых людей, структура потребления которых слабо зависит или даже практически не зависти от величины доходов.

 

Конспект лекции: Эффекты дохода и замещения. Закон  Энгеля

Эффект дохода состоит  в том, что с увеличением реальных доходов увеличивается спрос  на нормальные блага. С ростом дохода семьи удельный вес расходов на питание  снижается, на одежду, отопление, жилище меняется мало, а на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.

На этом основании формируется  закон Энгеля: доля расходов на питание является показателем уровня благосостояния, как для отдельной семьи, так и для страны в целом. Эффект замены одного блага другим состоит в том, что снижение цены одного блага, как правило, приводит к увеличению объема спроса на него. Изменение цены некоторого товара оказывает влияние на изменение величины спроса потребителя на этот товар двумя путями.

С одной стороны, величина спроса изменяется под влиянием изменения  относительной цены данного товара, а с другой стороны - под влиянием изменения реального дохода потребителя: общий эффект изменения величины спроса делится на две составляющие части: эффект замещения и эффект дохода.

Кривая «доход-потребление» с наклоном вверх показывает смещение кривой спроса вправо. Суммирование спроса всех покупателей с различными доходами данного товара даёт рыночный спрос.

Кривая «цена-потребление» показывает изменение величины спроса, поскольку при снижении цены на благо А, относительно дорогое благо В замещается относительно дешевым благом А, в результате этого происходит движение вдоль кривой спроса.

 


Информация о работе Закон Энгеля