Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:45, реферат
Спрос описывается шкалой, отражающей готовность покупателей покупать данный продукт в течение определенного периода по каждой из разных цен, по которым его могут продавать. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Закон спроса, закон предложения: сущность и роль в эффективном использовании ограниченных ресурсов………………………………….
2. Механизм действия законов спроса и предложения на микроуровне. Равновесие и рыночная цена.
3. Действие законов спроса и предложения на макроэкономическом уровне. Общее равновесие и эффективность экономики……………….
4. Проблемы становления рыночного механизма в России………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Когда издержки производства на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, все фирмы вместе взятые пытаются использовать эти факторы для наращивания производства. Так происходит, например, при увеличении предложения внутренних ресурсов за счет открытия месторождений полезных ископаемых с меньшими затратами на их извлечение, роста рабочей силы за счет привлечения женского труда, и т.д. и т.п. К аналогичному результату приводит снижение цен на импортные ресурсы. Господство монопольных структур и сильных профсоюзов может привести к установлению на ресурсном рынке цен, уровень которых выше конкурентных (средних), что в дальнейшем определяет увеличение издержек производства и сокращение совокупного предложения товаров и услуг.
Рыночное равновесие и равновесная цена существуют на рынке при равенстве величины спроса величине предложения данного товара. При равновесной цене отсутствует как избыток - превышение величины предложения над величиной спроса, так и дефицит - превышение величины спроса над величиной предложения.
Дефицит
и избыток образуются в случае
нарушения рыночного
При дефиците некоторые более богатые или более заинтересованные покупатели предпочтут купить товар по более высокой цене, чем вообще остаться без него. Рост цены создает стимул для производителей увеличивать количество предложения, при этом количество спроса будет сокращаться, до тех пор, пока рыночная цена не совпадет с равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто, но для части потребителей (более бедных) данный товар станет недоступен. Однако объем продаж при равновесной цене является наибольшим из возможных на рынке при данных спросе и предложении.
Если же рыночная цена временно установилась выше равновесной, то образуется избыток. В этом случае инициативу проявят продавцы. Некоторые из них, учитывая свои слабые инвестиционные возможности и стремясь выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями, начнут продавать товар по более низкой цене. Снижение цены будет увеличивать количество спроса и будет побуждать производителей сокращать количество предложения, восстанавливая рыночное равновесие и равновесную цену. Однако некоторые производители при этом могут разориться, другие будут вынуждены уйти с данного рынка.
Эластичность
спроса и предложения - это их реагирование
на изменение социально-
Меру эластичности определила статистика, выразив ее в виде количественного показателя - коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности - есть процентное изменение одного (результативного) признака при увеличении на один процент другого (факторного) признака.
Если расчет коэффициента эластичности ведется сразу по нескольким потребительским группам, то общий по всем группам коэффициент эластичности рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из групповых коэффициентов.
Расчет групповых (региональных) коэффициентов эластичности имеет очень важное значение. Спрос различных социально-экономических групп по разному реагирует на одни и те же факторы. Так для потребителей с низким уровнем дохода рост цен на 1% вызовет значительное снижение спроса, а спрос потребителей с высоким уровнем дохода может не среагировать на этот ценовой "раздражитель". По мере перехода из одной товарной группы в более высокую спрос на некоторые товары может возрастать не пропорционально, а с определенным ускорением или замедлением в зависимости от иерархии потребности, которую удовлетворяет данный товар. Это закономерности эластичности спроса должны быть использованы в маркетинге в процессе сегментации рынка и регулировании спроса.
Проявление
эластичности спроса и предложения
имеют ряд особенностей. Если спрос
на потребительском рынке
Вектор влияния цен на спрос находится в обратном отношении к вектору влияния дохода. Однако, из этого правила есть несколько исключений:
1. На
эластичность товара влияет
2. Проявляется действие парадокса Вебелена. Он состоит в том, что предметы роскоши покупаются не столько ради их потребительских свойств, сколько ради социального значения, в частности престижности, моды и т.д.
В условиях инфляции более надежным представляется моделирование эластичности спроса от относительного уровня цен, выраженного через средний доход.
Эластичность структуры спроса, вытеснение одного товара другим под воздействием ценового фактора носят название перекрестной эластичности.
Эмпирический коэффициент эластичности спроса при всей своей внешней простоте и доступности имеет один существенный недостаток: условно считается, что все изменения спроса обусловлено изменением одного факторного признака, хотя на практике на спрос одновременно влияет множество факторов. Эластичность спроса от цены определяется не только по данным статистического учета, но и на основе опросов потребителей. Каждый конкретный потребитель не всегда в состоянии ответить, сколько он купит товара по цене, в точности равной Р. Если потребителям предложить ряд цен, то они естественно выберут минимальную. Если же предложенные цены назвать предельно допустимыми, то мнения покупателей разделяться. Разделение мнений будет подчиняться закону спроса.
Существует несколько способов выявления реакции покупателей на предложенный уровень цен, отражающий эластичность спроса:
1. Группе экспертов задается вопрос о количестве товара, приобретаемого по цене не выше р, вопрос повторяется для различных уровней предельной цены (Дельфи-метод), результат отражает спрос, соответствующий каждой цене.
2. Опрашивается
определенные количество
3. Отличается
от второго тем, что
4. Проблемы становления
Рыночная
экономика, основанная на свободном
предпринимательстве и
Рыночная
экономика далеко не безупречна, ее
проявления и последствия противоречивы
как в народнохозяйственной сфере,
так и в сфере социальных отношений.
Она создает многие необходимые
условия для развития производительных
сил и роста народного
Напомним, что не случайно рыночная экономика в развитых странах трансформировалась в социально ориентированную рыночную экономику, в которой игра рыночных сил поставлена под контроль государства и чисто рыночные принципы в той или иной мере "потеснились" в пользу принципов, обеспечивающих достижение социальных целей, формирования тех или иных элементов социального благополучия в обществе. Правда, сама жизнь заставляет при этом не абсолютизировать социальные требования, увязывать их с экономическими возможностями, не допускать разрушения фундаментальных основ рыночных механизмов.
Страны,
располагающие современной
В то же
время нужно иметь в виду, что
каждая страна решает множество задач,
требующих значительных ресурсов, но
не связанных с рыночными
Другой пример - поддержание в стране общественного порядка, борьба с преступностью. Здесь связь с рыночной экономикой особенно сложна. В рыночной системе объективно существуют лазейки для криминала. Формирующимся в стране новым сферам и формам рыночных отношений сопутствуют новые виды преступлений, которых раньше страна не знала. Для борьбы с преступностью тоже требуются немалые средства. Но из этого не следует, что нужно, например, не допускать рынка ценных бумаг. Охват всех видов рыночных отношений развитым законодательством, контроль за его соблюдением позволяют минимизировать паразитирование криминальных элементов на рыночной экономике, не подрывая ее объективно необходимого развития.
Наличие не только этих, но и других общественных потребностей, для удовлетворения которых нужно использование ресурсов во внерыночном режиме, предполагают создание самих этих ресурсов, которое осуществляется более эффективно в рамках рыночной экономики, а не командно-административной системы. В то же время абсолютизация экономии ресурсов, достигаемой рыночными методами, недопустима, т. к. способна нанести огромный ущерб обществу. Так, необходимы гарантии всеобщего образования молодежи (допустим, в пределах десятилетки), затраты на это должно нести преимущественно государство.
Рыночный
механизм, естественно, не может нейтрализовать
негативные результаты по той простой
причине, что его непосредственной
целью представляется получение
прибыли, а не ориентация на экологическое
благополучие общества. И в то же
время такая констатация
Социальная
противоречивость рыночной экономики
отчетливо проявляется при