Закон спроса. Закон предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Спрос описывается шкалой, отражающей готовность покупателей покупать данный продукт в течение определенного периода по каждой из разных цен, по которым его могут продавать. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Закон спроса, закон предложения: сущность и роль в эффективном использовании ограниченных ресурсов………………………………….
2. Механизм действия законов спроса и предложения на микроуровне. Равновесие и рыночная цена.
3. Действие законов спроса и предложения на макроэкономическом уровне. Общее равновесие и эффективность экономики……………….
4. Проблемы становления рыночного механизма в России………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат экономика.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

Говоря  о нашем отношении к рыночным требованиям, нельзя не учитывать, что  переходу к экономическому росту  сопутствует необходимость осуществлять крупные инвестиционные проекты, в  ближайшей перспективе не дающие высокой отдачи, не устраняющие межотраслевые  и межрайонные (межрегиональные) диспропорции и т. д. В этой связи, очевидно, что  нельзя упрощенно трактовать рыночные требования как требования быстрой  окупаемости и не учитывать, что  именно рыночная стратегия крупнейших фирм базируется на долгосрочных проектах.

Но наиболее острый вопрос, возникающий при переходе к рыночной экономике, это вопрос социальной справедливости и социальных гарантиях. Очевидно, что социальная справедливость - не уравнительность. Она предполагает равные стартовые  условия, максимально возможное  сближение шансов каждого трудоспособного  человека повышать свое благосостояние своим трудом, в том числе предпринимательским. Но рыночные механизмы включают механизмы имущественного расслоения, которое может принять масштабы, опасные для общества. Отсюда важность активного регулирования доходов, которое, с одной стороны, не устраняло бы материальную заинтересованность, но, с другой стороны, удерживало бы имущественную дифференциацию в приемлемых для общества рамках.

Нельзя  не видеть также, что рыночные отношения  оставляют в стороне проблемы общественной солидарности, помощи уязвимым слоям населения. Это нельзя считать  пороком рынка, это просто не его  функция. Отсюда обязанность государства  и общества проявлять заботу о  социально уязвимых слоях общества (детях, инвалидах, больных, пожилых), делать их социально защищенными. Наивно было бы подменять рыночные механизмы  требованиями социальной справедливости. Для предпринимателя вполне справедливо  продать товар по той цене, которая  выгодна для него и которую  готов заплатить покупатель. Рынок  признает лишь один критерий распределения  доходов - результат участия в  рыночной конкуренции. Исходя из этого, считаются справедливыми как  высокие доходы для тех, кто одержал  победу с соблюдением "правил игры" в экономическом соперничестве, так и низкие доходы для тех, кто  потерпел в нем неудачу. И, напротив, несправедливы любые устанавливаемые  кем-либо на рынке порядки, которые  не позволяют предпринимателю, работающему  более эффективно, извлечь выгоду из своего положения. Надо признать, что  существует "рыночная справедливость" и широко понимаемая социальная справедливость. Их нельзя противопоставлять, их нужно  сочетать и уравновешивать.

Государство призвано различными мерами смягчать неравенство доходов различных  социальных групп, но в то же время  не допускать уравниловки. Уравниловка  не только противоречит сущности рыночных отношений и сдерживает развитие экономики, но и негативно отражается на развитии общества вообще. В то же время сильно выраженная дифференциация не только порождает острые социальные противоречия, но и может свидетельствовать о нарушениях в функционировании рыночного механизма, например, о подавлении конкуренции. Хорошо продуманная налоговая система и другие экономические рычаги, в т. ч. антимонопольное законодательство, могут существенно способствовать нормализации пропорций распределения. Именно поэтому считается нормальной смешанная, или социально ориентированная экономика, в которой саморегулирование рыночных отношений сочетается с их целенаправленной корректировкой со стороны государственных органов и общественных организаций.

Государственное регулирование экономики восполняет и несколько совершенствует чисто  рыночный механизм. В настоящее время  такой вывод мало кто оспаривает. Однако главной темой дискуссии  все еще остается вопрос о допустимых рамках вмешательства государства  в функционирование экономики. Если в этом отношении не будет соблюден принцип оптимальности (достичь  этого, конечно, весьма сложно), то невозможно нормальное развитие общества. Ослабление регулирующей роли государства обусловит  усиление негативных сторон рыночной экономики, а чрезмерное вмешательство  резко снизит дееспособность рыночного  стимулирования. Ввиду этого указанный  принцип требует весьма осторожного, всесторонне продуманного и взвешенного  подхода.

Для обеспечения  нормального функционирования рыночной экономики государство использует правовые и экономические регуляторы.

Роль  и значение каждого из них в  различных странах и на различных  этапах развития неодинаковы.

Создание  правовых основ на всех этапах развития рыночной экономики актуально, однако особое значение оно приобретает  на начальной стадии ее формирования, т. е. на такой ступени развития, на которой в настоящее время  находятся Грузия и другие постсоциалистические страны. Промедление в разработке и утверждении соответствующих  законов и законодательных актов, наблюдаемое в нашей действительности, в значительной мере сдерживает развертывание важнейших сторон экономического реформирования.

Регулирование распределения экономических ресурсов государство осуществляет как административным воздействием, так и главным образом  с помощью экономических рычагов. Например, за загрязнение окружающей среды отходами производства государство  устанавливает специальные налоги и штрафы, что повышает затраты  предпринимателей на производство, но позволяет изыскать средства на экологические  нужды.

Важное  направление деятельности государства - защита интересов потребителей. Например, запрещена торговля медикаментами  и продуктами питания без тщательной проверки и проведения экспертизы, реализация легковых автомобилей и  автобусов без оснащения двигателя  внутреннего сгорания прибором для  контроля за выхлопными газами. Конструкторы обязаны конструировать новые модели легковых автомобилей с учетом стандартов безопасности и т. д.

 

 

Заключение

Итак, основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между  ценой и спросом существует обратная зависимость, обусловленная действием  эффекта дохода, эффекта замещения  и закона убывающей предельной полезности. Изменение цены приводит к изменению  величины спроса и отражается движением  вдоль (по) кривой спроса.

Кроме цен, на рыночный спрос влияют: предпочтения покупателей, количество покупателей, их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Изменения одного или  нескольких из этих факторов ведет  к изменению в спросе и смещению кривой спроса вправо - при увеличении спроса, влево - при его сокращении.

Степень изменения спроса под влиянием изменения  факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом  эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и  эластичность по доходу. Ценовая эластичность отражается на величине выручки от реализации. Характер ценовой эластичности спроса зависит от наличия заменителей, доли товара в бюджете покупателя, степени необходимости товара, времени, имеющегося в распоряжении покупателя и др.

Так же, как и спрос, предложение зависит  от цены. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший  неценовой фактор, влияющий на предложение, - это издержки производства. Степень  изменения предложения при изменении  цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения  зависит, прежде всего, от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы  отреагировать на изменение цены. 

 

Список  литературы

 

1. Агапова  Т.А. Макроэкономика. М., 2008

2. Бальцерович  Л. Макроэкономическая политика. М., 2007

3. Кузнецов  Т.Б. Современная макроэкономическая  теория. М., 2008

4. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00092005_1.html


Информация о работе Закон спроса. Закон предложения