Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 22:00, контрольная работа
Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции, которые знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Введение………………...…………………………………………………3
Понятие спроса……………………………………………………………4
Определение спроса………………………………………………..…4
Причины существования обратной связи между ценой и спросом………………………………………………………………..4
Закон спроса…………………………………………………………..4
Особенности закона спроса…………………………………………..5
Кривая спроса…………………………………………………………6
Виды спроса…………………………………………………………...7
Факторы, влияющие на изменение спроса…………………………….10
Факторы влияния на спрос………………………………………….10
Влияние неценовых факторов на кривую спроса…………………11
Понятие эластичности спроса…………………………………………..13
Определение эластичности спроса, формула……………………...13
Показатель эластичности спроса
Абсолютная и относительная эластичности…...………………….13
Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………..…15
Перекрестная эластичность спроса……………………………...…15
Эластичность спроса по доходу……………………………………16
Заключение…………………………………………………………........18
Список использованной литературы
- Увеличение числа потребителей
Так, повышение рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для детей, детские социальные учреждения и т. д.
3.2 Влияние неценовых факторов на кривую спроса
P
Q
Рисунок 2- Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса, показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.
Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса dd вправо вверх.
И наоборот, если неценовые факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать его можно сместившейся кривой спроса влево вниз. Линия d'd' - возросший спрос, где все точки А', В', С, D' на кривой показывают увеличение количества проданных товаров по неизменившейся цене.
Линия d"d" соответствует положению сократившегося спроса, где принадлежащие ей точки А", В", С", D" соответствуют сократившимся продажам товаров спрашиваемых.Таким образом, функцию спроса можно записать следующим образом:
D = f (P, Z1, Z2, ... ZN),
где Р - цена единицы товара; Z1, Z2, ... ZN - неценовые факторы.
4 ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА
4.1 Определение эластичности
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
,
где Q - изменение величины спроса, %; Р - изменение цены, %;
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
4.2 Показатель эластичности спроса
Абсолютная и относительная эластичности
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Но для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, спрос относительно эластичен, т.е. изменение цены приведет к большему количественному изменению величины спроса (Д2, рис. 5с); если меньше 1, то спрос относительно неэластичен (Д1, рис. 5с). В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности - изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
Существует два крайних случая:
1) существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями (рис. 5б). Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.
2) изменение цены не отражается на величине спроса (рис.5а).
Рисунок 5. – Абсолютная и относительная эластичности спроса
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
- спрос эластичен;
- спрос эластичен;
- спрос неэластичен;
- спрос с единичной
Эластичность спроса по цене определяется по формуле:
.
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений.
4.3 Факторы, влияющие на эластичность спроса
Факторы, которые могут повлиять на эластичность спроса:
- Наличие товаров-заменителей
Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
- Фактор времени
В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.
- Значимость того или иного товара для потребителя
Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.
4.4 Перекрестная эластичность спроса
Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).
Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.
Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.
Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
4.5 Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:
где ∆Q и QСР - приращение и средняя величина спроса,
∆I и IСР - приращение и средняя величина дохода.
Эластичность спроса по доходу на различные товары различна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества – эластичность больше. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.
Эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами;
Спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения;
Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные источники
Информация о работе Закон спроса, факторы, влияющие на изменение спроса, эластичность спроса