Закон спроса, факторы, влияющие на изменение спроса, эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции, которые знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Содержание

Введение………………...…………………………………………………3
Понятие спроса……………………………………………………………4
Определение спроса………………………………………………..…4
Причины существования обратной связи между ценой и спросом………………………………………………………………..4
Закон спроса…………………………………………………………..4
Особенности закона спроса…………………………………………..5
Кривая спроса…………………………………………………………6
Виды спроса…………………………………………………………...7
Факторы, влияющие на изменение спроса…………………………….10
Факторы влияния на спрос………………………………………….10
Влияние неценовых факторов на кривую спроса…………………11
Понятие эластичности спроса…………………………………………..13
Определение эластичности спроса, формула……………………...13
Показатель эластичности спроса
Абсолютная и относительная эластичности…...………………….13
Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………..…15
Перекрестная эластичность спроса……………………………...…15
Эластичность спроса по доходу……………………………………16
Заключение…………………………………………………………........18
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкон.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

министерство образования и  науки российской федерации

(минобрнауки россии)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»)

 

Институт менеджмента и информационных технологий

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» в г. Череповце (ИМИТ «СПбГПУ»)

 

Кафедра экономики


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Микроэкономика»

Тема: Закон спроса, факторы, влияющие на изменение спроса, эластичность спроса

 

 

 

 

Выполнил студент группы з.623т            Дорожкина Дина Васильевна

№ варианта 3                                              № зачетной книжки з.6120303т    

Руководитель                                Масляков Сергей Александрович

                «_______» _________________________2013 г.

        __________   __________________

   отметка о зачете           подпись преподавателя

 

 

 

 

 

г. Череповец

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение………………...…………………………………………………3
  2. Понятие спроса……………………………………………………………4
    1. Определение спроса………………………………………………..…4
    2. Причины существования обратной связи между ценой и спросом………………………………………………………………..4
    3. Закон спроса…………………………………………………………..4
    4. Особенности закона спроса…………………………………………..5
    5. Кривая спроса…………………………………………………………6
    6. Виды спроса…………………………………………………………...7
  3. Факторы, влияющие на изменение спроса…………………………….10
    1. Факторы влияния на спрос………………………………………….10
    2. Влияние неценовых факторов на кривую спроса…………………11
  4. Понятие эластичности спроса…………………………………………..13
    1. Определение эластичности спроса, формула……………………...13
    2. Показатель эластичности спроса

Абсолютная и относительная эластичности…...………………….13

    1. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………..…15
    2. Перекрестная эластичность спроса……………………………...…15
    3. Эластичность спроса по доходу……………………………………16
  1. Заключение…………………………………………………………........18
  2. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. Здесь добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции, которые знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. 

Цель данной работы – раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.  

 

2 ПОНЯТИЕ СПРОСА

 

2.1 Определение спроса

 

Спрос - это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, объем покупок - как покупателями, так продавцами.

 

2.2 Причины существования обратной связи между ценой и спросом

 

Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие:

-чем ниже цена, тем больше  склонность людей, ранее покупавших  этот товар, купить его еще

-более низкая цена дает возможность  людям, которые ранее не могли  позволить себе покупку, приобрести  этот товар

-низкая цена на товар побуждает  покупателей уменьшить потребление  более дорогостоящих товаров-заменителей.

Первые две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Последнюю причину называют эффектом замещения. Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него.

 

2.3 Закон спроса

 

Существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона - при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.

Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет.

Математически закон спроса имеет следующий вид:

где Qd - величина спроса на какой-либо товар; F – факторы, влияющие на спрос; Р - цена данного товара.

 

В основе закона спроса лежит две причины:

1)         Товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать  его становится  относительно выгодно  (эффект замещения)

2)         При снижении цены потребитель желает приобрести больше товара  (эффект дохода).

Закон спроса не действует в трех случаях:

1)         При антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен

2)         Для некоторых редких и дорогостоящих  товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег

3)         При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).

 

2.4 Особенности закона спроса

 

Закон спроса выявляет важнейшие особенности рынка:

- Постепенное убывание спроса покупателей на любой обмениваемый на рынке товар

Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей.

Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены.

-   Обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров

Спрос показывает то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени.

Экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами.

«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.

«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.

«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

 

2.5 Кривая спроса

 

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).

 

 

Рисунок 1- Кривая спроса

 

2.6 Виды спроса

 

Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.

Покупательский спрос – сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование.

Таблица 1. – Классификация спроса

Признак классификации

Вид спроса

По числу объектов спроса

макроспрос   -   спрос   всего   населения   на

товарную группу или совокупность товаров

микроспрос   -   спрос   целевого   рынка   на отдельный  товар  или  его ассортиментную разновидность.

По состоянию рынка

негативный спрос отсутствующий спрос

скрытый спрос

чрезмерный спрос

полноценный спрос

По формам образования

потенциальный (закрытый)

формирующийся

сложившийся

нерегулярный (сезонный  рекреационный, дневной, часовой)

отложенный (накапливаемый)

панический (ажиотажный)

По тенденциям

растущий (интенсивный)

стабилизировавшийся

угасающим (сокращающийся, спад спроса)

По покупательским намерениям

твердосформулированный (жесткий)

альтернативный (мягкий, компромиссный) спонтанный (импульсивный)

По социально-демографическим группам потребителей

спрос лиц (семей)

спрос половозрастных групп населения

По месту покупки

глобальный

региональный

городской

сельский

базовый

мобильный

По степени удовлетворения

удовлетворенный спрос

условно удовлетворенный спрос неудовлетворенный спрос

По времени формирования и предъявления на рынке

прошлый

настоящий

будущий


Классификация спроса по названным признакам ориентирует маркетинг на применение определенной товарной политики и политики цен, на выбор соответствующей стратегии конкурентной борьбы, организацию направленных рекламных мероприятий, позволяет осуществлять многопараметровую сегментацию рынка и требует от фирмы проведения необходимых дифференцированных действий по регулированию спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА

 

3.1 Факторы  влияния на спрос

 

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.

К числу таких факторов следует отнести:

- Денежные доходы покупателей

Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.

- «Покупательские ожидания»

Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

- Наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров

К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

- Неценовые  факторы

На покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).

Информация о работе Закон спроса, факторы, влияющие на изменение спроса, эластичность спроса