Занятость и безраотица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследовательской работы является рассмотрение ключевых причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать проблемы в сфере занятости населения Томской области.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Трудовая занятость 5

1.1. Понятие и особенности занятости 5

Государственная политика в сфере занятости 8
Глава 2. Основные особенности безработицы 10

2.1. Сущность и виды безработицы 10

2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия 13

Глава3. Безработица и занятость в Томской области 16

3.1. Показатели уровня безработицы и занятости в Томской области 16

3.2. Борьба с безработицей в Томской области 21

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая занятость и безработица.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Занятость и безработица»

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

 

Глава 1. Трудовая занятость 5

 

1.1. Понятие и особенности занятости 5

 

    1.  Государственная политика в сфере занятости 8

Глава 2. Основные особенности безработицы 10

 

2.1. Сущность и виды безработицы 10

 

2.2. Причины безработицы и ее  социально-экономические последствия 13

 

Глава3. Безработица и занятость  в Томской области 16

 

3.1. Показатели уровня безработицы и занятости в Томской области 16

 

3.2. Борьба с безработицей в  Томской области 21

 

Заключение 23

 

Список использованной литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  проблемы исследовательской работы. Безработица и занятость населения – центральные проблемы в мире. Высокий уровень занятости – основная цель государственной  макроэкономической политики. Безработица особенно обостряется в тех государствах, в которых происходит переход к новой системе экономики. На сегодняшний день переход к рыночным отношениям продолжается и в России. В связи с этим имеют место социально-экономические проблемы, обуславливающие возникновение безработицы и наличие низкого уровня занятости. Из-за невозможности достигнуть границы своих производственных возможностей при условии неполного использования трудовых ресурсов страдает и экономическая система в целом. Безработица наносит большой урон и человеку лишая его возможности приложить свое умение в каком-либо виде деятельности, теряя определенный доход, и как следствие, снижая уровень жизни. Граждане государства испытывают серьезный стресс, становятся неуверенными в себе и своем будущем. Поэтому в своей предвыборной кампании политики уделяют много места проблеме создания рабочих мест.

Многие экономисты считают, что безработица необходима, по причине того, что это явление, присуще рынку труда, оно является его особенностью, и нельзя безработицу оценивать однозначно как социальное зло. Безработица повышает производительность труда, стимулируя заинтересованность в качественном труде, повышении уровня образования и квалификации работников.

Таким образом, показатель безработицы – один из ключевых показателей определяя общее состояние экономики и оценивая ее эффективность. Изучение понятия безработицы позволяет выявить ее причины, совершенствовать государственную политику, направленную на ее снижение и рост уровня занятости.

Объектом исследования выступает занятость и безработица населения в современной экономике.

Предметом исследования является понятие, виды и особенности безработицы и занятости населения.

Целью исследовательской работы является рассмотрение ключевых причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать проблемы в сфере занятости населения Томской области.

Для достижения цели в необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие трудовой занятости населения.

2. Раскрыть сущность  безработицы.

3. Исследовать особенности занятости и безработицы в Томской области.

4. Рассмотреть  политику Томской области в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью.

Практическая  и теоретическая значимость исследовательской работы заключается в следующем:

  1. анализ трудовой занятости населения,
  2. исследование понятия безработицы,
  3. раскрытие особенностей безработицы в Томской области,
  4. рассмотрение различных подходов к решению проблем в Томской области, связанных с трудовой занятостью и безработицей.

 

Глава 1. Трудовая занятость

1.1. Понятие  и особенности занятости

 

Проблема занятости населения  всегда соседствовала с проблемами труда в целом и трудовых отношений. Под занятостью принято понимать меру вовлечения в трудовую деятельность людей, а также степень удовлетворения их потребностей в трудовой деятельности и обеспечении рабочими местами. Задача ведения политики занятости, создания условий для грамотной занятости возникает в рыночной и внерыночной экономике.

В термине «занятость» содержится потребность людей в разнообразных видах общественно-полезного труда, а также степень удовлетворения этой потребности. Проблемы занятости населения с проблемами безработицы не совпадают, поскольку надо учитывать особенности занятости разных социально-демографических групп граждан, мотивацию работающих к труду, изменения в структуре трудовых ресурсов и прочие факторы. Цель достижения продуктивной и полной занятости – повышение эффективности труда, формирование в соответствии с потребностями структуры занятости, усовершенствование региональной и отраслевой структуры производства, учет социально-демографических факторов [10, с.501].

В период становления рыночных отношений в России была сформулирована концепция занятости, которая базировалась на основных принципах:

1. Исключительное право  граждан распоряжаться своими  способностями к творческому и производительному труду. Принуждение к труду не допускается, за исключением особо установленных законодательством случаев.

2. Ответственность государства за реализацию прав граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельности, которую способен и желает осуществлять человек.

Следовательно, данная концепция позволяет достичь полной занятости населения, при условии удовлетворения спроса населения на рабочие места, экономической рациональности создания и использования рабочих мест. Подходящей при этом считается та работа, которая соответствует пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, состояния здоровья, опыта работы и транспортной доступности. В России в переходный период выявилась проблема неформальной занятости, которая была вызвана наличием трудовой деятельности, не облагающейся налогами. Таким образом, неформальная занятость может перетечь в открытую безработицу, вызвать ухудшение трудовой морали, снижение квалификации рабочей силы, и как следствие расширение «теневой» экономики.

При переходе к  рыночной экономике значительно меняется точка зрения на понятие эффективной занятости. На смену стремлений к всеобщей занятости трудоспособного населения, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и выбора вида и формы занятости. Другими словами, правительство обязано гарантировать каждому гражданину возможность трудиться, а гражданин, в свою очередь, вправе выбирать вид и место трудовой деятельности, а так же принимать решение о своем участии в ней. На основе принятия новых основ законодательства о занятости, появилась правовая база по изменению принципов функционирования системы занятости. Однако, как известно, дистанция от законов до реальной жизни крайне велика [20, с.604].

Свободно избранная  занятость до сих пор воспринимается россиянами немного неправильно, поскольку противоречит годами выработанным традициями и установкам советской власти. В экономическом мышлении необходим коренной поворот. В новом законодательстве о занятости населения предусмотрено право каждого гражданина страны добровольно выбирать любой, не противоречащий законодательству, вид общественно-полезного труда. Запрещено принуждение людей к труду. При наличии у трудоспособных граждан законных источников дохода допускается их добровольная незанятость в общественном хозяйстве.

Новая концепция занятости близка к канонам рыночного хозяйства. Она легализует уход за престарелыми и инвалидами, работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей. В основном выбирается свободно не только вид занятости, и ее меры, или, другими словами временной режим занятости и трудовой деятельности. Во многом этот режим предопределяется особенностями производства. Однако, там, где это допустимо и возможно, наравне с постоянной занятостью на принципах равнодоступности имеют место эпизодические формы занятости, временная работа, работа по совместительству, работа по гибкому, скользящему графику [10, с.513].

Основное значение этих форм организации труда заключается в том, что их внутренняя свобода и гибкость соответствуют принципам рыночной экономики. Важным является следствие свободно выбранной занятости и режима труда: улучшающиеся возможности использования свободного времени – главного достояния человечества. Свободное время при этом может играть роль стимула к эффективной работе, при воплощении в жизнь принципа: «Чем лучше и эффективнее работаешь на производстве, тем больше получаешь свободного времени и тем шире диапазон его использования».

Еще одна сторона  занятости – выбор сферы трудовой деятельности в каком-либо секторе экономики независимо от формы собственности. Труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность имеют статус общественно признанных форм, таких как труд в общественном производстве и в государственной экономике. Не запрещается российским гражданам по своему выбору и трудовая деятельность за рубежом.

Эта концепция занятости дает новые представления о труде, на первый план выдвигает социальные аспекты трудовой деятельности, что со временем приведет к ощутимым переменам в воззрениях и трудовой психологии людей, в реальных трудовых отношениях [13, с. 317].

В настоящее  время можно наблюдать смещение акцентов престижности некоторых видов, форм, областей труда. Предпочтение тех видов деятельности, которые несут за собой государственные привилегии, а также дают возможность только числиться на работе, по существу не работая, должно смениться почетом к труду любой направленности, который приносит доход, позволяет личности самовыражаться с учетом своих индивидуальных способностей и качеств. На население перестанут давить: предпочтение трудиться в государственном секторе экономики, позорность предпринимательской деятельности. Таким образом молодежь, которая вступает в трудовую деятельность, не будет стремиться стать артистом, дипломатом, космонавтом, ученым, политическим и общественным деятелем, а удовлетворится хорошо оплачиваемой профессией токаря, хлебороба,  водителя. Хотя, к сожалению, на первых этапах становления российского рынка притягательны иные профессии и виды деятельности [13, с. 319].

 

 

1.2. Государственная  политика в сфере занятости

 

Свободно-рыночные начала при формировании трудового сектора рыночной экономики тесно связаны с государственно-регулирующими началами. Помимо личного волеизъявления людей имеют место объективные условия и обстоятельства, которые не зависят от их желаний и воли. Существуют реальные возможности, общественные потребности, структура производства, спроса на рабочую силу. Нельзя абстрагироваться от малоприятного, но довольно часто наблюдаемого факта несоответствия личных трудовых качеств работников их запросов [10, с. 526].

Даже в самом  демократичном обществе не могут  быть удовлетворены необоснованные трудовые претензии, и рыночная экономика никаким образом не исключение. Кроме того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих знаниями, квалификацией, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда может носить более острый характер, быть более выраженным, чем в государственной экономике. Это нисколько не уменьшает заботы государства о трудоустройстве людей и обеспечения их занятости.

Проблемы установления нового в России типа социально-трудовых отношений, колебания предложения и спроса на труд, социальная опасность безработицы вынуждают государство обращаться на рынке труда к активной политике. Ведущая цель активной политики – это полное содействие гражданам, потерявшим работу в трудоустройстве. Реализуется эта цель с помощью спроса и предложения на труд и включает в себя комплекс мероприятий:

1. содействие в трудоустройстве через коммерческие и государственные службы трудоустройства;

2. развитие системы по профессиональной подготовке и переподготовке;

3. организация  общественных работ, которые способствуют созданию рабочих мест,  в том числе трудоемких работ по благоустройству и строительству городов, уходу за престарелыми и больными, защите земли;

4. содействие индивидуальному предпринимательству через выдачу кредитов и субсидий, налоговые льготы, обучение предпринимателей и консультационную помощь;

5. содействие  занятости слабозащищенных социальных групп населения (инвалиды, молодежь, пожилые, женщины, длительно безработные) посредством первоочередного направления на работу и на переобучение; целевое бронирование рабочих мест и квотирование, предоставление дополнительных гарантий при увольнении и найме, налоговых льгот и субсидий для организаций, использующих труд данных категорий [12, с.32].

Проведение на рынке труда активной политики активизирует незанятых поиском работы, способствует снижению нервно-психологических и материальных затрат, которые связаны с поиском работы. Активная политика на рынке труда, как следствие, способствует снижению социальной напряженности и росту эффективности общественного труда.

Приходится  менять представление о полной занятости, которое имело место в советской экономической науке и практике на протяжении многих лет. Идея полного и максимального вовлечения в зону общественного труда всего трудоспособного населения уступает место концепции рациональной занятости. Полную занятость в рыночной экономике следует воспринимать как доступную, а не «всеобщую» или «поголовную». Другими словами, занятость будет полной, если каждый желающий иметь оплачиваемую работу будет иметь возможность с учетом своих профессиональных возможностей ее получить. Законодательство в сфере занятости населения совместно с трудовым законодательством гарантирует право на труд и меры по предоставлению гражданам подходящей работы с учетом их профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости. Ежегодно в России в службы занятости за содействием в поиске работы обращаются более 8,5 миллиона человек, а за содействием в подборе кадров – около 500 тысяч работодателей. Учитывая, что обе стороны, прежде чем найдут искомое, могут обращаться неоднократно, общее количество получателей государственной услуги в сфере занятости составляет примерно 40 миллионов в год [15, с.7].

Информация о работе Занятость и безраотица