Заработная плата: сущность, формы и системы оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование состояния оплаты труда, анализ действующей системы и формы оплаты труда, а также обзор исследований современных специалистов по данному вопросу.
Для рассмотрения проблемы нужно решить следующие конкретные задачи:
рассмотреть теоретические аспекты понятия оплаты труда;
определить основные функции заработной платы;
выявить основные принципы организации заработной платы и изучить систему организации оплаты труда;
рассмотреть современное состояние оплаты труда;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Заработная плата сущность, формы и системы оплаты труда.docx

— 142.42 Кб (Скачать файл)

Наиболее значительное повышение зарплат (10%) в этом году наблюдалось в отраслях фармацевтики и медицинского оборудования, а также Hi-Tech и телекоммуникаций. Предполагается, что в секторе Hi-Tech и телекоммуникаций такое повышение вызвано желанием «догнать» общеотраслевой рынок, поскольку в прошлом году отставание по оплате в этом секторе приближалось к 20%.

В 2013 году наиболее заметное повышения заработных плат (на 10,8%) планируется в секторе логистики и транспорта, а также в автомобильной промышленности и секторе фармацевтики и медицинского оборудования (на 10%).

Самый консервативный прогноз отмечен в нефтегазовом секторе (7%), что говорит об осторожном подходе компаний этого сектора к планированию повышений зарплат.

Краткосрочное и долгосрочное поощрение

Размер реально выплаченных бонусов в 2012 году остался без изменений для торговых должностей, а для большинства неторговых — вырос примерно на 50%, однако, не достигнув уровня нацеленных бонусов в среднем на 3%.

Увеличилась разница между реально выплаченными и нацеленными бонусами для функционального руководства по продажам. Если в прошлом году уровень реальных выплат был лишь на 2% ниже запланированных, то в этом году разница составила уже 7%. Причина такой разницы, скорее всего, в том, что компании внесли изменение в размер нацеленной премии. По сравнению с прошлым годом ее размер увеличился более чем на 10% для данной категории (23% в 2011 году; 36% в 2012 году).

Исследование показало, что самыми популярными инструментами оценки деятельности сотрудников торговых должностей являются количественные показатели — для расчёта бонусов их используют около 69% компаний. Для неторговых должностей, в течение нескольких лет сохраняется практика определения размера бонуса исходя из эффективности деятельности сотрудников. Наиболее часто используемыми показателями эффективности остаются в этом году финансовые и индивидуальные результаты.

Долгосрочное поощрение по-прежнему не является широко распространенной практикой мотивации сотрудников в России. Только 19% компаний в 2012 году указали, что практикуют данный вид мотивации своих сотрудников. Самый распространённый инструмент долгосрочного поощрения — опционы на акции, по данным исследования, предлагается в 45% компаний.

Обзор рынка оплаты труда

Разрыв в оплате между международными и российскими компаниями в этом году снова вырос в пользу первых. В оплате на низких уровнях сохраняется значительная разница, которая уменьшается с ростом уровня должности: самая большая разница в оплате — в категории служащих и операционного персонала, эта категория оплачивается международными компаниями в несколько раз лучше, чем российскими. Минимальный разрыв наблюдается для руководящих должностей. При этом, на уровнях высшего руководства, как и в прошлые годы, более высокую заработную плату предлагают российские компании.

Сектор нефти и газа сохранил свою премиальную позицию, на 20% выше общего рынка. Потребительские (непродовольственные) товары и химический сектор — также выше среднего по рынку, на 15% и 13% соответственно.

77% компаний сообщили, что испытывают дефицит в ряде специалистов в этом году. Наиболее проблемными оказались специалисты по продажам, которых сложно не только найти, но и удержать в компании: самый высокий процент текучести (39%) приходится именно на эту группу должностей.

Инженеры идут вслед за специалистами по продажам по уровню дефицита. 36% компаний отметили инженеров как наиболее сложных с точки зрения поиска и привлечения. При этом, компании предлагают более высокий уровень оплаты труда для данной группы должностей только на уровне экспертов и руководителей, что, скорее всего, свидетельствует о трудностях в привлечении специалистов именно этих уровней. Что неудивительно, ведь в течение довольно длительного времени рынок не пополнялся молодыми специалистами этого направления.

По общему мнению участников исследования, в этом году наблюдается переизбыток юристов и финансовых специалистов на рынке. При этом, обе группы должностей остаются среди высокооплачиваемых. Отмечен высокий уровень текучести (18%) финансовых специалистов, что говорит как о высоком спросе на них, так и о том, что качество этих специалистов может не совпадать с потребностями рынка.

Региональные тенденции

Москва и Сахалин остаются самыми высокооплачиваемыми регионами России. В рейтинге городов Владивосток занял третью строчку, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом.

Сахалин вновь продемонстрировал наиболее высокие результаты по оплате по отношению к Москве. Ямало-Ненецкая и Ханты-Мансийская автономные области приближаются к уровню оплаты Москвы, однако большинство других регионов в сравнении с уровнем оплаты Москвы показали в этом году более низкий результат.

Тюмень (65%) и Красноярск (62%) немного поднялись в общем рейтинге, заняв четвертое и пятое места соответственно. Сочи, новый город в рейтинге этого года, сразу же оказался на восьмой строке.15

Таблица 2

Рейтинг городов России по уровню оплаты труда в 2012 году

РЕЙТИНГ

ГОРОД

ПРОЦЕНТ

1

Москва

100%

2

Санкт-Петербург

78%

3

Владивосток

74%


 

Продолжение Таблицы 2

4

Тюмень

65%

5

Красноярск

62%

6

Краснодар

60%

7

Екатеринбург

59%

7

Новосибирск

59%

8

Сочи

58%

9

Иркутск

57%

10

Ростов-на-Дону

56%

10

Волгоград

56%


 

 

    1. Повышение зарплаты ожидается в 21% российских компаний

 

Каждая пятая компания (21%) планирует повышать или индексировать зарплату в ближайшее время, выяснил исследовательский центр рекрутингового портала Superjob, опросив 1000 представителей кадровых служб компаний из всех округов страны.

«Планируется повышение премиальной части зарплаты линейного персонала, окладная часть не индексируется»; «Ожидаем индексации», - сообщают менеджеры по персоналу тех компаний, которые вскоре собираются пересмотреть размер вознаграждения своих работников (21%). 

Отметим, что на сегодняшний день количество предприятий, планирующих индексацию, меньше, чем в декабре 2011 года (тогда таких было 28%). В первую очередь это объясняется тем, что у компаний разные традиции – где-то зарплату сотрудников пересматривают 1 раз в год, а где-то – 2 раза. Очевидно, что последний вариант в силу различных причин встречается реже.

Почти половина отечественных предприятий (49%) в ближайшее время не намерена ни повышать, ни индексировать зарплату сотрудников. Этот показатель выше, чем полгода назад (в декабре 2011 он составлял 41%). Где-то индексацию недавно проводили, где-то не позволяет финансовая ситуация, а где-то предпочтение отдаётся нематериальным способам мотивации персонала. «Возможность работать в нашей организации в нашем городе ценится выше индексации»; «Не индексировалась пять лет, и надежды нет»; «В апреле повышали», - комментируют работодатели. 

Российское трудовое законодательство, хотя и обязывает работодателей обеспечивать повышение реального содержания окладов (ст. 134 ТК РФ), всё же не содержит конкретных норм о порядке индексирования заработной платы. Так что отказ коммерческого предприятия повышать зарплату сотрудникам на практике никак не наказывается. 

Затруднились дать прогноз относительно повышения зарплаты в их компаниях 30% hr-менеджеров: «Возможно, но не для всех должностей»; «В моей компании каждый прожитый день – как последний».

Вопрос: «Планируется ли в вашей компании в ближайшее время повышение или индексация заработной платы?»

Ответы респондентов распределились следующим образом (рис.3):

Да

21%

Нет

49%

Затрудняюсь ответить

30%


Рисунок 2. Ответы респондентов 2012г.

Таблица 3. Результаты опросов 2010-2012гг.

Вариант ответа

Декабрь 2010

Июнь 2011

Декабрь 2011

Июнь 2012

Да

32%

22%

28%

21%

Нет

40%

53%

41%

49%

Затрудняюсь ответить

28%

25%

31%

30%


 

Некоторые комментарии респондентов:

«Да» - 21%

«Планируется повышение премиальной части заработной платы линейного персонала, окладная часть не индексируется».

«Ожидаем индексации».

«Нет» - 49%

«Не индексировалась пять лет, и надежды нет».

«В апреле повышали».

«И это очень расстраивает…»

«Частично это было сделано в начале года».

«Возможность работать в нашей организации в нашем городе ценится выше индексации».

«Затрудняюсь ответить» - 30%

«Возможно, но не для всех должностей».

«В моей компании каждый прожитый день – как последний. Завтра владелец решит всё продать – и все свободны...»16.

 

    1. Какие цветовые ассоциации вызывает слово «зарплата»?

 

Данное исследование не такое весомое, как остальные, но оно вызвало у меня значительный интерес.

Исследовательский центр портала Superjob провел серию опросов, посвященных цветовым ассоциациям, которые вызывают слова на тему работы и карьеры. На этот раз у россиян спросили, какого цвета, по их мнению, слово «зарплата». 

Оказалось, более половины опрошенных (51%) видят его зеленым, объясняя такое восприятие влиянием цвета американских долларов, купюр в 100 евро и российских банкнот достоинством в 1000 рублей. «Зеленый, как свет светофора»; «Цвет тысячных купюр и возможностей»; «Самая распространенная в России купюра в 100 евро – зеленая», - делятся особенностями цветовосприятия респонденты. 

С красным цветом зарплата ассоциируется у 13% опрошенных. Неудивительно, ведь день выплаты честно заработанных средств многими воспринимается как «красный день календаря», к тому же, по мнению респондентов, «красный цвет привлекает деньги». Любопытно, что именно с этими цветами - красным и зеленым - чаще всего ассоциируется у наших сограждан и слово «работа».

Замыкает тройку наиболее подходящих слову «зарплата» цветов белый – его назвали 11% россиян. Однако этот цвет воспринимается не как цвет снега или символ чистоты, а как цвет… конверта или платежки. «С цветом ведомостей и прочих документов», - комментируют респонденты. 

С желтым зарплата ассоциируется у 4% респондентов, по 2% опрошенных выбирают оранжевый, синий, золотой и серый. «Цвет свободы и чистоты – золотой»; «С оранжевым – напоминает пятитысячные купюры», - объясняют россияне. 

По 1% голосов респондентов набрали черный и голубой цвет. Столько же опрошенных (1%) сообщили, что у них нет четких цветовых ассоциаций со словом «зарплата». 

Еще 4% россиян выбрали другие варианты ответа: «Для меня это слово бесцветное, потому что зарплата маленькая»; «Дайте мне чемодан денег, и слово «зарплата» будет ассоциироваться у меня с любым цветом». 

Затруднились однозначно сказать, с каким цветом у них ассоциируется слово «зарплата», 6% россиян.

Вопрос:«С каким цветом у вас ассоциируется слово "зарплата"?»

Ответы респондентов распределились следующим образом17 (табл.4):

 

 

Таблица 4

Вариант ответа

зеленый

51%

красный

13%

белый

11%

желтый

4%

оранжевый

2%

синий

2%

золотой

2%

серый

2%

черный

1%

ни с каким цветом

1%

голубой

1%

другой

4%

затрудняюсь ответить

6%


 

Программа социологического исследования

 

В процессе написания курсовой работы, у меня возник вопрос: «Кто из представителей различных сфер деятельности считает себя наиболее недооцененным, а кто, напротив, доволен своим заработком?»

Информация о работе Заработная плата: сущность, формы и системы оплаты труда