Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:20, статья
Автор данной статьи считает,что создание эффективной системы финансирования высшего образования возможно лишь в экономике, где высоко оценивается и достойно оплачивается квалифицированный труд.
Сумарокова Екатерина Викторовна - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития России, преподаватель Государственного университета управления. Сфера научных интересов: инвестиции в человеческий капитал; проблемы финансирования высшего образования и эффективности вложений в образование.
Финансирование высшего образования: зарубежный опыт и отечественная практика
Автор данной статьи
считает,что создание
Институт макроэкономических исследований
Сумарокова Екатерина
Викторовна - кандидат экономических
наук, научный сотрудник Института
макроэкономических
По одним оценкам в
мире насчитываются десятки
ЧАСТНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Нет нужды особо останавливаться
на том, что в зарубежных странах
практикуются различные формы частного
(негосударственного) высшего образования.
Они отличаются друг от друга не
меньше, чем Гарвардский университет
с собственным
В Западной Европе продолжают
преобладать государственные
Частное высшее образование на протяжении многих лет занимает главенствующее положение в высшей школе Японии, но при этом почти на 50% оно финансируется государством [3, с. 8]. Вместе с тем бремя, лежащее на японских студентах, весьма чувствительно: обучающиеся в государственных и муниципальных университетах платят 10-20 тыс. долл. США в год, а в частных учебных заведениях - примерно на 30% больше. В результате 80% студентов подрабатывают [4].
Наблюдается беспрецедентный спрос на получение высшего образования при отсутствии возможности (или желания) у государства обеспечить ему необходимую поддержку. Это делает роль частного высшего образования все более значимой. Разница в финансировании государственных и частных высших учебных заведений уменьшается в связи с ростом платы за обучение. С учетом всех источников финансирования Дания расходует на образование 8,4% ВВП, Швеция - 7,8, США - 6,6, Япония - 4,9, Греция - 2,4% [5, с. 8]. Основным источником финансирования вузов этой группы стран продолжает оставаться государственный бюджет.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Западные эксперты уделяют
большое внимание определению оптимального
соотношения государственного и
частного финансирования высшей школы.
Аргументация сторонников частного
финансирования базируется на теории
"человеческого капитала", рассматривающей
получение образования как
Что же касается необходимости
государственного финансирования высшего
образования, то она обосновывается
несовершенством
Большинство специалистов наилучшим
решением экономических проблем
высшего образования считают
его смешанное финансирование, но
и здесь есть свои проблемы. Весьма
трудно определить, каким должно быть
соотношение государственного и
частного финансирования, прежде всего
из-за сложности количественной оценки
внешних и индивидуальных выгод
от инвестиций в образовательную
сферу. Если оперировать только категориями
экономической эффективности
В 90-е годы XX века высшую школу
большинства западноевропейских стран
охватил финансовый кризис, во многом
связанный с замедлением темпов
роста государственной
С середины 50-х годов прошлого века численность студентов в странах Европы увеличилась более чем в 10 раз. Произошел переход от элитарной к массовой системе высшего образования, охватывающей ныне от одной трети до двух третей выпускников средней школы. Этот рост сопровождался значительными структурными изменениями в системе высшего образования - наряду с традиционными университетами возникли вузы, дающие более специализированную, профессионально ориентированную подготовку.
Последние тридцать лет университетский
сектор высшего образования
Доля государственных
расходов на высшее образование в %
к ВВП в большинстве
До 1980 г. обучение в высшей
школе западноевропейских государств
за редкими исключениями было практически
бесплатным. Кроме того, в ряде стран
студенты получали стипендии, дававшие
им возможность компенсировать часть
своих затрат на проживание во время
учебы. С 80-х годов в сфере
Одно из самых крупных преобразований в финансировании высшей школы связано с введением образовательных кредитов. Предоставление таких кредитов означает перекладывание части расходов по финансированию образования на потребителей, поскольку обычно сопровождается сокращением государственного финансирования в виде стипендий студентам или субсидирования оплаты обучения.
Существует еще один очень перспективный вариант: высшие учебные заведения могут кредитовать своих студентов сами, поскольку являются самыми лучшими ценителями как своих питомцев, так и их шансов на успешную профессиональную карьеру. Возвратные платежи, будучи производными от заработков выпускников, заставят вузы стремиться принимать лучших студентов и предлагать такие программы обучения, которые смогут максимизировать их будущие заработки.
В Великобритании еще в 1988
г. появилась Белая книга, где
была предложена схема предоставления
ссуд студентам очной формы обучения
на условиях беспроцентное? и возврата
займов в зависимости от доходов
и без ответственности
1. Срок возврата может
быть фиксированным. В те годы,
когда доход снижается (
2. При общей фиксированной сумме выплаты могут от года к году меняться.
3. Период выплаты может
устанавливаться исходя из
4. Выплаты могут быть
увязаны с доходом, облагаемым
налогом, с ежегодным
Предполагается, что студенты, взявшие небольшую ссуду и зарабатывающие после окончания на среднем уровне, сумеют вернуть деньги уже через пять лет. У тех же, кто взял большие ссуды или чей заработок минимален, срок возврата будет более продолжительным.
Кроме "компенсационной ссуды" организовано три фонда, находящихся в вузовском управлении, с объемом средств около 1,5 млн фунтов в год у каждого. Их цель - обеспечить дополнительную поддержку студентам в тех случаях, когда доступ к высшему образованию затруднен из-за обстоятельств финансового характера или когда студенты испытывают реальные финансовые трудности.
После того, как механизмы предоставления ссуд и стипендиальные фонды окончательно сформируются, практика предоставления студентам пособий от учреждений социального обеспечения по безработице или для оплаты проживания будет прекращена. По некоторым оценкам, такая программа позволит сэкономить сумму, сопоставимую с начальными затратами на создание системы ссуд.
С начала 90-х годов прошлого
века в Великобритании государство
стало освобождать всех студентов
полного курса обучения от платы
за обучение и предоставляло им стипендии
и кредиты на покрытие расходов на
проживание. В полном объеме кредиты
от государства получали 62% студентов.
С второй половины 90-х годов государственная
помощь, оказываемая студентам, в
равных долях состояла из кредитов
и стипендий. Однако эти суммы
не обеспечивают компенсацию всех затрат
на проживание. Недостающие средства
студенты получают от родителей или
же от подработок, а многие прибегают
также к частным кредитам. В
свою очередь, государство может
предоставлять кредиты
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
Считается, что на практике
часть студентов, по-видимому, будет
стремиться оплатить свое обучение заранее,
а не брать у государства кредит,
и надо предоставлять такую