Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:20, статья
Автор данной статьи считает,что создание эффективной системы финансирования высшего образования возможно лишь в экономике, где высоко оценивается и достойно оплачивается квалифицированный труд.
Сумарокова Екатерина Викторовна - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития России, преподаватель Государственного университета управления. Сфера научных интересов: инвестиции в человеческий капитал; проблемы финансирования высшего образования и эффективности вложений в образование.
Группой российских экспертов был разработан проект системы образовательных кредитов [11]. Его суть состоит в следующем: гражданам, желающим получить профессиональное образование, повысить свою квалификацию или пройти переподготовку, предоставляется особый вид кредита - "образовательный". Часть средств федерального бюджета, предназначенных на высшее образование, направляется на образовательное кредитование.
Несомненно, что роль государства
в образовательной сфере очень
важна. Если частные фирмы или
отдельные лица исходя из собственных
текущих интересов будут
обеспечение рациональных масштабов
и пропорций высшего
распределение финансовых ресурсов между вузами в соответствии с государственными интересами, запросами студентов и работодателей;
обеспечение доступности
высшего образования для
Существует еще один острый
вопрос: какова должна быть роль государства
в подготовке специалистов по "нерентабельным"
профессиям? При переходе к доминированию
платного обучения ряд профессий
может попасть в группу принципиально
нерентабельных. Это связано с
двумя причинами. Во-первых, всегда
имеются дорогостоящие
В целом же система высшего образования с четко отлаженной схемой предоставления образовательных кредитов по сравнению со сложившейся практикой имеет
ряд несомненных преимуществ для каждого из ее участников процесса образовательного кредитования. Для студентов:
резко расширяется возможность выбора высших учебных заведений, невзирая на такое существенное ограничение, каковым является стоимостью обучения;
оплата образовательных
услуг создаст возможность
предоставляется возможность получить кредит не только на само образование, но и на сопутствующие учебе компоненты (книги, общежитие и т.п.).
Для высших учебных заведений:
повышается отдача образовательного
процесса за счет личной заинтересованности
обучающихся в получении знаний
в выбранной области для
появляется действенный инструмент воздействия на студентов, повышается их мотивация к учебе;
платные образовательные услуги позволяют вузам самостоятельно получать деньги и не зависеть от распределения бюджетных средств;
возникает обратная связь
между вузом и рынком труда, которая
позволяет быстро и эффективно развивать
новые специальности и
Для банков:
расширение клиентской базы физических лиц, особенно в долгосрочном аспекте;
завоевание позитивной репутации;
возможность предлагать дополнительные услуги для физических лиц (например, любые другие виды кредитов);
при усилении роли государства в системе образовательного кредитования (в частности, предоставление государственных гарантий по кредитам) происходит усиление стабильности самого банка.
В заключение следует отметить, что создание эффективной системы финансирования высшего образования возможно лишь в той экономике, где высоко оценивается и достойно оплачивается квалифицированный труд, а знания, навыки, способности и созидательные качества личности действительно являются капиталом. Все остальные проблемы носят, по сути, технический характер и решаются естественным путем при наличии политической воли и согласия граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сергеев Д., Егикова В. Как лучше? // Московская правда. No 57, 25 августа 2001.
2. Куров СВ. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 1999.
3. Перспективы: сравнительные
исследования в области
4. Маркарьянц С. Япония:
государственная политика в
5. Шукшунов В.Е. Методология
подготовки и проведения
6. Об основных направлениях
деятельности российской
7. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы): Сборник обзоров. М.: РАН ИНИОН, 1999.
8. Вудхолл М. Покрытие
издержек на получение высшего
образования: тенденции
9. Центр "Предпринимательство и малый бизнес" // www.esbc.ru.
10. Иванов А. Студенчество России конца XIX - начала XX века: социально-историческая судьба. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.
11. Образовательный кредит.
Институт образовательной