Зарубежное финансирование образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:20, статья

Краткое описание

Автор данной статьи считает,что создание эффективной системы финансирования высшего образования возможно лишь в экономике, где высоко оценивается и достойно оплачивается квалифицированный труд.
Сумарокова Екатерина Викторовна - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития России, преподаватель Государственного университета управления. Сфера научных интересов: инвестиции в человеческий капитал; проблемы финансирования высшего образования и эффективности вложений в образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансирование высшего образования.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

 

Многие страны, включая  Германию, Австралию, Швецию, Великобританию и США, занимаясь пересмотром  системы финансирования, предлагают новые подходы к распределению  издержек высшего образования между  студентами, родителями и налогоплательщиками. Предпринимаются попытки привлечь к участию в затратах четвертого партнера. Так, в США индивидуальная и институциональная филантропия - важный источник финансовых ресурсов, особенно если речь идет о частных  университетах. Увеличить долю этого  источника пытаются и некоторые  британские университеты. По мнению многих, в качестве партнера нужно рассматривать  и предпринимателей, которые должны взять на себя известную долю финансирования высшего образования, поскольку  извлекают прибыль из высокой  производительности труда дипломированных  специалистов и пользуются результатами прикладных исследований, проводимых вузами. Некоторые страны пробуют  увеличить долю участия промышленности, предлагая ввести целевой налог  для сферы образования или  предоставить льготы спонсорам.

 

Последние перемены в Австралии, Великобритании, Японии и США явно свидетельствуют об увеличении участия  в финансировании обучения родителей  и студентов при сокращении доли средств, поступающих из общественных фондов. Так, в Японии программа предоставления субсидий, призванная снизить затраты  родителей, связанные с ростом платы  за обучение в частных университетах, на практике была сокращена, хотя в  последние годы стоимость обучения как в государственных, так и  частных университетах резко  выросла. Вся финансовая помощь в  Японии предоставляется в форме  ссуд (в основном беспроцентных), но несколько лет назад из-за финансовых трудностей правительство приняло  решение, в соответствии с которым  средства предоставляются под 3% годовых, а студенты, обучающиеся по таким  дорогостоящим специальностям, как  медицина и стоматология, могут получить дополнительные ссуды на условиях 6,5%.

 

В Австралии налог на высшее образование был введен в 1986 г., а  через два года была разработана  схема содействия высшему образованию, которая основана на участии потребителей, оплачивающих часть затрат на обучение в вузах через налоговую систему. И с 1989 г. все платят налог, призванный покрыть 20% средних издержек на обучение в высшей школе. Вклад каждого студента составляет 1800 австралийских долларов в год, а бывшие студенты - молодые выпускники начинают выплачивать налог в размере 1% после того, как их доход достигнет среднегодового уровня, составляющего 22 тысячи австралийских долларов. Когда же доход достигает 25 тысяч австралийских долларов, размер налога вырастет до 2%, а при доходе свыше 35 тыс. - до 3%. В качестве альтернативы предусмотрено, что студенты могут оплачивать свои затраты в виде "предоплаты". В этом случае им предоставляется скидка в размере 15% стоимости обучения [8].

 

Подобная схема вызвала  критику со стороны студентов, но специалисты Комитета по высшему  образованию полагают, что она  лучше системы "свободного" доступа  в вузы, когда студенты с большими доходами в значительной степени  финансируются за счет налогоплательщиков, у которых заработки гораздо  ниже, чем у привилегированных  выпускников университетов. Отмена платы за обучение и введение денежного  пособия в Австралии не привели  к расширению образовательных возможностей представителей разных социальных групп: отмена взноса в лучшем случае несущественно  сказывается на доступе к высшему  образованию для "неблагоприятных" групп, в худшем - закрепляет преимущества состоятельных семей. Сомнения в  эффективности роста затрат на высшую из общественных фондов отмечались и  в других.

 

В Швеции изучение влияния  помощи студентам ИЗ разных общественных групп на социальной состав контингента  вузов позволило прийти к выводу, что поначалу, в 60-х годах XX в., практика финансовой поддержки малоимущих дала заметный социальный эффект, который  со временем исчез. Частично это произошло  из-за того, что шведская система, сочетавшая гранты и ссуды, больше не обеспечивала выравнивания возможностей получения  высшего образования. Поэтому в 1989 г. она была изменена. В частности, было пересмотрено соотношение между  грантами и ссудами. Теперь студенты получают помощь, в которой доля грантов выше, а условия возврата ссуд стали более жесткими. Ожидается, что изменения доли участия студентов  и налогоплательщиков будут очень  незначительными, а сфера действия субсидий станет другой. Еще одно изменение  сострит в том, что объем возврата ссуды будет увязан с доходом: дипломированные специалисты будут  выплачивать 4% своего дохода ежегодно на покрытие ссуды вплоть до ее полного  возмещения. Отметим, что заинтересованность в реализации подобных подходов проявляется  во многих странах, однако единства мнений о том, в каких размерах такой  долг должен возвращаться, нет. Диапазон колебаний - от 3 до 15% дохода. Если в  Австралии предусмотрен возврат  ссуды в размере 2-3% в год, то в  США считают приемлемой и цифры  в 9-10% [8, с. 12].

 

В США не прекращаются дебаты об эффективности комплексной системы  поддержки студентов. Например, штат Мичиган предложил программу  предварительной оплаты обучения, которая  поощряет родителей к накоплению средств на высшее образование своих  детей начиная с рождения. В  настоящее время в США существует три основных типа образовательного кредита: студенческий, родительский и  частный займы. Кроме того, используется четвертый тип - объединенный заем, который позволяет заемщику для  упрощения выплаты ссуды объединить все свои займы в один. Студенческие займы имеют низкую процентную ставку и не требуют дополнительного обеспечения. Федеральный заем для студентов называется кредитами Стаффорда и имеет две разновидности [9]: во-первых, займы, предоставляемые частными кредиторами, такими как банки, кредитные союзы (их возврат обеспечивает федеральное правительство); во-вторых, кредиты, предоставляемые правительством непосредственно студентам и их родителям.

 

Кредиты Стаффорда могут  быть субсидиарными и несубсидиарными. В первом случае проценты по кредиту  во время обучения оплачиваются правительством, во втором студент сам платит проценты, хотя можно отсрочить выплаты  до окончания высшего учебного заведения. Для получения субсидированной  формы нужно продемонстрировать финансовую необходимость в ней. Несубсидированную форму кредита  может получить любой студент  вне зависимости от его финансового  положения.

 

Студенты, находящиеся на иждивении, могут заимствовать до 2625 долл. на первом курсе, 3500 - на втором и 5500 долл. на каждом последующем курсе. Студенты, имеющие самостоятельный  доход, могут заимствовать дополнительно 4000 долл. на первых двух курсах и 5000 - на последующих. Аспиранты могут заимствовать 18 500 долл. в год, но только 8500 долл. из этой суммы субсидируются.

 

Кредиты имеют переменную процентную ставку в пределах 8,25% (устанавливается  ежегодно), которая базируется на 91-дневной  ставке доходности по казначейским векселям плюс 1,7% во время обучения и увеличивается  на 0,6% после окончания учебного заведения. Процентная ставка одинакова у всех кредиторов.

 

Для студентов и аспирантов с особыми финансовыми трудностями  существует кредит Перкинса. В качестве кредитора выступает учебное  заведение, оперирующее средствами, которые ограниченно выделяются федеральным правительством. Данный кредит субсидированный, процент по нему выплачивается федеральным  правительством во время обучения, предоставляется 9-месячная отсрочка по выплате, общий срок выплаты 10 лет, процентная ставка 5%. Сумма кредита определяется отделом финансовой помощи учебного заведения. Ограничение составляет 3000 долл. на курс для студентов и 5000 долл. для аспирантов, общее ограничение - 15 000 только для студентов и 30 000 долл. для студентов и аспирантов.

 

Родители студентов, находящихся  на иждивении, могут взять внешний  кредит для материальной помощи детям. Федеральный родительский кредит для  студентов позволяет родителям  занять средства для покрытия всей стоимости обслуживания, которая  может не покрываться федеральными студенческими кредитами. Как и  студенческие кредиты, кредиты этой категории могут выдаваться и  частными кредиторами, и непосредственно  правительством; они могут иметь  разную процентную ставку, но не больше 9%. Выплаты займа начинаются через 60 дней после получения всей суммы кредита, срок выплат - до 10 лет. Обязательства по выплатам лежат на родителях.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ  РОССИИ

 

В начале XX века существенную роль в студенческом быту играли государственные ("казенные"), общественные и частные  стипендии, а также всевозможные формы вспомоществования в виде единовременных пособий полного  либо частичного освобождения от выплат в пользу учебных заведений. Государственная  высшая школа предоставляла своим  студентам весьма широкий спектр разностатусных стипендий. Среди них  доминирующее положение принадлежало "казенным" стипендиям, финансировавшимся  государственным казначейством. Их количество в каждом учебном заведении, за исключением университетов, строго регламентировалось уставами вузов. Казенные стипендии учреждались различными ведомствами. Получение государственной  стипендии обуславливалось обязательством студента за каждый стипендиальный год  прослужить определенный срок на государственной  службе "по назначению", или, выражаясь  современным языком, по распределению. Например, для студентов университета этот срок составлял полтора года [10, с. 273]. Желающие освободиться от службы по назначению обязаны были вернуть  в казну всю полученную в виде стипендии сумму сполна. И ведомства  зорко следили за успехами своих  стипендиатов.

 

Своих стипендиатов имели  в вузах губернские земства и  органы городского самоуправления. Это  были так называемые "возвратные" стипендии, погашаемые стипендиатом после  окончания учебы посредством  ежемесячной платы из расчета 30% месячного оклада. Чтобы он не забыл  о своем денежном долге (как бывало, видимо, нередко) в дипломе и других документах, выдававшихся выпускнику высшего учебного заведения, с 1914 г. делалась специальная запись - напоминание  о необходимости должных отчислений кредиторам.

 

Заметную роль в формировании студенческого бюджета играли общества вспомоществования "недостаточным" студентам. Организованные по единому  образцу, они действовали фактически во всех высших учебных заведениях. В эти общественные организации, учреждаемые профессорами высших, учебных  заведений, добровольно объединялись лица, считавшие своим гражданским  долгом содействие делу улучшения материально-бытового благополучия студентов. Средства обществ  вспомоществования складывались из довольно существенных членских взносов, процентов от пожертвованных или  завещанных денежных сумм и вещественных ценностей, возвратных беспроцентных  ссуд, доходов от процентных бумаг, капиталов и недвижимости, поступлений  от организуемых обществами литературных чтений, публичных лекций, концертов. Фактически это были филантропические финансово-кредитные учреждения, которые  по мере накопления капиталов обращали их в ценные, гарантированные правительством процентные бумаги, хранившиеся в  учреждениях государственного банка, в сберегательных кассах и казначействах, производивших банковские операции. Общества вспомоществования состояли под контролем Министерства внутренних дел, куда через градоначальников представлялись на утверждение их уставы , а также "краткие выборки" из годовых  отчетов.

 

Главной обязанностью таких  обществ была помощь малоимущим студентам, которая выражалась в следующих  операциях: плата за учение; единовременные и постоянные (в виде стипендий) пособия; содействие удешевлению жизни студентов  учреждением для них дешевых  столовых, общежитий, библиотек; приисканием  заработков, обеспечением врачебной  помощью. Суммарные ежегодные расходы  обществ по тем временам составляли внушительные суммы.

 

Естественно, наиболее желаемыми  для студентов были различные  денежные пособия. Нередко это были беспроцентные ссуды, возвращаемые по истечении определенного срока, например, в течение двух лет. До погашения долга диплом должнику не выдавался. Со злостных должников  сумма могла быть взыскана через  суд. Проблема возвращения долгов была животрепещущей для всех без исключения обществ вспомоществования нуждающимся  студентам. В 1908 г. одно из них опубликовало список своих неплательщиков за 1881-1903 гг. Таковых оказалось 1289 человек, в  том числе 527 врачей и 479 юристов [10, с. 280]. Величина долга была очень большой. Кстати, к 1900 г. в России было всего 73 высших учебных заведения, из них  только 15% негосударственных (частных  и общественных), тогда как к 1917 г., по нашим расчетам, их стало 117, но из них уже 41% негосударственных  вузов.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В  ФИНАНСИРОВАНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИИ

 

По различным оценкам, от 60 до 80% выпускников работают не по специальности, есть даже выпускники со специальностями, для которых вакансий просто не существует. Происходит выравнивание числа обучающихся на средства бюджета  и на платной основе, но этот процесс  идет за счет расширения сферы предоставления платных услуг государственными вузами. Сегодня высшие учебные заведения  готовят кадры не на основе изучения спроса на тех или иных специалистов, а на основе популярности той или  иной специальности среди поступающих. Движущей силой развития высшей школы  выступает не рынок труда, а рынок  образовательных услуг.

 

Очевидно, что такая ситуация носит краткосрочный характер. И  потребности экономики в кадрах в самом скором времени станут доминирующим регулятором масштабов  и структуры высшего образования.

 

Вместе с тем нынешние темпы развития экономики выдвигают  новые требования к содержательному  аспекту образования. Предоставляя такую дорогостоящую и сложную, не говоря уже о продолжительности, услугу, как профессиональная подготовка, вузы просто обязаны удостовериться в том, что те специалисты, которых  они выпускают, будут востребованы. Они должны изучать реальный спрос  на кадры на рынке труда, анализировать  требования работодателей к знаниям  и навыкам специалистов.

 

Предполагаемое введение системы государственных именных  финансовых обязательств вряд ли решит  все финансовые проблемы как молодых  людей, стремящихся к получению  высшего образования, так и самих  вузов, поэтому внедрение образовательного кредита в систему высшей школы  России становится все более актуальным. Несмотря на то, что нам, видимо, еще  далеко до принятых и успешно работающих на практике в западных странах систем образовательных кредитов, какие-то подвижки уже можно наблюдать. Правда, сегодняшний день образовательный  кредит в России предоставляется  только двумя банками: Сберегательным банком России и банком "Русский  Стандарт". Эффективная система  повсеместного кредитования получения  высшего образования еще только формируется. По этой причине, на наш  взгляд, на весь длительный период перехода к многоканальности финансирования учебных заведений (создания в перспективе  широкой системы платности и  кредитования обучения) целесообразно  сохранить в качестве базового финансирование сферы высшего образования за счет средств государственного бюджета.

 

В принципе возможно организовать кредитование граждан на цели образования  в коммерческих банках. При этом банк вправе потребовать от гражданина гарантии возврата кредита (поручительство, залог), а предоставление кредита, в  свою очередь, должно служить основанием для получения банком налоговых  льгот, сопоставимых с теми, которые  распространяются на благотворительную  деятельность. При банковском кредитовании не возрастет нагрузка на бюджет. Однако не следует передавать все операции по рассматриваемому виду кредитования ограниченному числу уполномоченных банков. Как показывает зарубежный опыт, конкуренция позволяет заметно  снижать стоимость кредитов, они  становятся более доступными для  населения.

Информация о работе Зарубежное финансирование образования