Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.
Введение 3
1. Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы 5
1.1. Структура бюджетной системы РФ; 7
1.2. Принципы бюджетной системы РФ; 11
1.3. Правовые основы функционирования бюджетной системы; 14
1.4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства; 19
1.5. Сущность бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения; 23
1.6. Бюджетная классификация 26
2. Изменения в законодательстве бюджетной системы РФ 32
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Содержание
Введение 3
В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования. Его можно классифицировать на несколько подсистем. Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Бюджетный кодекс входит в общую часть бюджетного права.
Во-вторых, это нормативные акты, определяющие параметры бюджета того или иного уровня на очередной год. Специфика данной группы нормативных актов состоит в том, что они принимаются только на один финансовый год и подлежат опубликованию немедленно после их принятия и подписания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, входящие в особенную часть бюджетного права. Имеют свою специфику и нормы права, регулирующие межбюджетные отношения. Данную категорию правоотношений, кстати, могут регулировать также отдельные договоры между субъектами бюджетного права.
Актуальность темы заключается в том, что бюджетная система РФ играет важную роль в реализации единой финансовой политики государства, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Цель работы – исследовать устройство бюджетной системы и изменения в законодательстве бюджетной системы. В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1.
Структура бюджетной
системы РФ
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве1.
К сожалению БК РФ не дает определения бюджетного устройства, что свидетельствует о непонимании взаимосвязи бюджетных категорий и их недооценки.
В
ранее действовавшем
Совершенствование бюджетного устройства России на принципах федерализма заложено в Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., принятой Правительством РФ 15 августа 2001 г.
Основы
бюджетного устройства определяются формой
государственного и административного
устройства страны, действующими в
ней основными законодательными
актами, ролью бюджета в общественном
воспроизводстве и социальных процессах.
По степени распределения власти между
центром и административно-
Унитарное
(единое) государство – это форма
государственного устройства, при которой
административно-
Федеративное
(объединенное) государство – это
форма государственного устройства,
при которой государственные
образования или
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
Составляющей
частью бюджетного устройства России
является бюджетная система, представленная
на рис. 1.
Рис. 1. Бюджетная система РФ
Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) даёт следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Бюджетная
система – главное звено
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
• первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на схеме 2.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей4.
Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.
Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.
В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов. И «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.
Ниже
по оперативным данным Минфина РФ
приведены данные о консолидированном
бюджете РФ на 2009 г., отношение дефицита
(профицита) консолидированного бюджета
к ВВП и его расходы на социально-культурные
мероприятия.
Таблица 1
Консолидированный бюджет РФ в 2009 г5.
Млрд. руб. | В процентах к ВВП | |
Доходы- всего | 7611,6 | 35,2 |
из них: | ||
налог на прибыль организаций | 1332,9 | 6,2 |
налог на доходы физических лиц | 707,0 | 3,3 |
единый социальный налог | 267,9 | 1,2 |
налог на добавленную стоимость: | ||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1025,8 | 4,7 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 446,5 | 2,1 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): | ||
производимым на территории Российской Федерации | 236,1 | 1,1 |
ввозимым на территорию РФ | 17,6 | 0,1 |
налоги на совокупный доход | 71,7 | 0,3 |
налоги на имущество | 253,3 | 1,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 928,6 | 4,3 |
доходы
от внешнеэкономической |
1680,8 | 7,8 |
доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
235,3 | 1,1 |
платежи при пользовании природными ресурсами | 73,0 | 0,3 |
Безвозмездные поступления | 16,4 | 0,1 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 55,4 | 0,3 |
Расходы - всего | 5941,4 | 27,5 |
из
них: | ||
на общегосударственные вопросы | 751,4 | 3,5 |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга | 239,3 | 1,1 |
на национальную оборону | 581,8 | 2,7 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 584,5 | 2,7 |
на национальную экономику | 762,0 | 3,5 |
из нее: | ||
на топливо и энергетику | 10,4 | 0,0 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 77,9 | 0,4 |
на транспорт | 243,7 | 1,1 |
на связь и информатику | 13,9 | 0,1 |
на прикладные научные исследования в области национальной экономики | 39,5 | 0,2 |
на другие вопросы в области национальной экономики | 324,4 | 1,5 |
на жилищно-коммунальное хозяйство | 471,7 | 2,2 |
на социально-культурные мероприятия | 2009,3 | 9,3 |
на межбюджетные трансферты | 759,0 | 3,5 |
Профицит | 1670,2 | 7,7 |
Информация о работе Изменения в законодательстве бюджетной системы РФ