Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих иммиграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной иммиграционной политики;
- проанализировать цели, задачи и значение государственной иммиграционной политики, механизмы воздействия на иммиграционные процессы.
- изучить походы к определению «иммиграционной политики»;
-рассмотреть деятельность государства и выделить приоритетные направления в реализации иммиграционной политики; - оценить влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные, и социально - экономические процессы в современном обществе;
- определить и проанализировать проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей.
Введение 3
Глава I. Государственная иммиграционная политика: сущность, виды и инструменты 6
1.1 Сущность, виды и инструменты государственной иммиграционной политики 6
1.2 Основные принципы и направления государственной иммиграционной политики Российской Федерации 10
Глава II. Влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе 14
2.1. Анализ иммиграционных проблем в современном Российском обществе 14
2.2 Влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные процессы 19
Глава III. Процесс интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области 22
3.1 Реализации государственной иммиграционной политики на территории Мурманской области 22
3.2 Развитие международного и экономического сотрудничества в регионе 27
Заключение 31
Список используемых источников 33
Государственная иммиграционная политика Российской Федерации основывается на следующих принципах:
-
согласования государственных
-
обеспечения прямого действия
Конституции Российской
-
единообразного применения в
субъектах Федерации
-
недопустимости дискриминации
-
дифференцированного подхода к
регулированию различных видов
миграций (добровольных/вынужденных,
внешних/внутренних, законных/нелегальных,
на постоянное проживание/
-
стимулирования рационального
-
квотирования приема беженцев
и предоставления временного
убежища.
1.2
Основные направления
государственной
иммиграционной политики
Российской Федерации
Основными направлениями государственной иммиграционной политики Российской Федерации являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков. Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья.
Органы
государственной власти Российской
Федерации будут содействовать
скорейшему заключению и практической
реализации межгосударственных соглашений,
регулирующих процессы переселения
граждан, гарантирующих их права
и обязанности органов
Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ будут пресекать попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и субъектов.
Органы
законодательной власти субъектов
РФ вправе разрабатывать и принимать
соответствующие законы и иные нормативные
правовые акты с учетом разграничения
предметов ведения в этой сфере,
установленной Конституцией Российской
Федерации и имеющихся
В
Российской Федерации есть регионы,
нуждающиеся в определенных мерах
государственной помощи для поддержания
основ жизнедеятельности
Органы государственной власти Российской Федерации должны принимать все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.
Реализация
мер по сокращению и предупреждению
незаконной внешней миграции требует
активизации работы по определению
правового положения
Федеральным
органам власти и органам власти
субъектов Российской Федерации
необходимо осуществлять меры по контролю
за целесообразностью привлечения
и использования иностранной
рабочей силы, направленные на защиту
отечественного рынка труда, обеспечение
приоритетного права российских
граждан на занятие трудовых вакансий,
квотирование привлечения и использования
иностранной рабочей силы, на соблюдение
работодателями целевого использования
иностранных работников, условий
трудовых контрактов и норм трудового
законодательства и международных
норм в отношении трудящихся-
Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-иммигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.
Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.
Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.
В отдельных субъектах приняты законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты ограничительные меры, препятствующие притоку иммигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов. «Преференции или ограничения для отдельных категорий иммигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству».
Органы государственной власти
Российской Федерации
ГЛАВА
II. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИИ НА ИММИГРАЦИОННЫЕ,
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1
Анализ иммиграционных
проблем в современном
Российском обществе
Существует целый ряд социальных и политических проблем, связанных с миграционными процессами, с которыми государство не вполне может справиться, что само же и признает. Свидетельствами этого являются, в частности, принятый еще в феврале 2002 г. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области иммиграционной политики», положения которого не утратили своей актуальности и даже стали еще более актуальными за последние шесть лет. Концепция регулирования миграционных процессов характеризует иммиграционную ситуацию как сложную и опасную. В ней, в частности, говорится, что иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние иммиграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.
В тексте указанной выше Концепции содержатся критические положения, например, об отсутствии эффективного государственного контроля и регулирования миграционных процессов, необходимость которого признается в связи с созданием условий для решения задачи по обеспечению национальной безопасности, что будет способствовать устойчивому развитию экономики страны, соблюдению прав человека, повышению качества жизни населения Российской Федерации. Имиммиграционные и иммиграционные процессы видятся как некие «вызовы» и «угрозы», когда говорится, что данные процессы представляют собой угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, самой российской государственности, вызов традиционной культуре и т.д. При нечетких, противоречивых и неоднозначных концептуальных основаниях иммиграционной политики не может быть ни выбрана модель «плавильного котла» (ассимиляции) или «крупно нарезанного салата», отражающие различные способы взаимодействия принимающего общества и имиммигрантов, ни выработана новая модель, если обе существующих модели признаются неподходящими для России.
Не выявленные, неопределенные теоретико-методологические принципы, на которых строится иммиграционная политика, делают ее непоследовательной и малоэффективной, а дискуссиям по проблемам миграции придают нечеткость. При разработке и реализации иммиграционной политики в РФ, кроме учета региональной специфики, необходимо в полной мере учитывать мировые тренды миграции. «Вырванная» из глобального контекста, не учитывающая иммиграционную политику других государств, например, Китайской Народной Республики или Таджикистана, российская иммиграционная политика приобретает черты автаркии и изоляционизма.
Все это – разные проблемы, требующие дифференцированного подхода, но в русле общей современной, стратегически выверенной концепции, которой еще нет, которую необходимо выработать. Проблема миграции носит комплексный характер. Однако иммиграционная политика должна проводиться дифференцированно в отношении различных категорий иммигрантов. В названной выше Концепции «сплошным текстом» говорится о продолжающемся сокращении «позитивной», необходимой для развития экономики социально-экономической миграции населения внутри Российской Федерации, что создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту; о негативном влиянии интенсивного оттока населения из северных, восточных и приграничных районов, богатых сырьевыми ресурсами, что меняет этническую структуру населения ряда субъектов РФ; о массовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в РФ, что ухудшает социальную обстановку, создает базу для формирования и деятельности террористических и экстремистских организаций, угрожая национальной безопасности России.
Для
различных категорий
Установлено, что за последние 15 лет по типу иммиграционной ситуации Россия превратилась в страну одновременно и отдающую, и принимающую, последнее – в значительно большей мере. Россия является главной страной иммиграции в СНГ. «Рост иммиграции в Российскую Федерацию будет продолжаться и в ближайшие годы, что обусловлено как объективными предпосылками глобального характера (мировым демографическим и экономическим дисбалансом), так и ситуацией внутри России». Согласно ориентировочным подсчетам ФМС, в РФ находится трудовых иммигрантов более 10 млн. человек, из которых 2 млн. человек – в Москве. Согласно данным Центра этнополитических и региональных исследований порядка 70% иммигрантов из стран СНГ приезжает в РФ на срок от 5 до 9 месяцев. Определяя меры по адаптации трудовых иммигрантов, необходимо учитывать этнический состав и его изменения. Если в 2000-2003 гг. в РФ на работу приезжали в основном белорусы, украинцы, молдаване, грузины, азербайджанцы, то с 2004 г. по настоящее время увеличилось количество таджиков, узбеков, киргизов.