Иммиграционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих иммиграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной иммиграционной политики;

- проанализировать цели, задачи и значение государственной иммиграционной политики, механизмы воздействия на иммиграционные процессы.

- изучить походы к определению «иммиграционной политики»;

-рассмотреть деятельность государства и выделить приоритетные направления в реализации иммиграционной политики; - оценить влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные, и социально - экономические процессы в современном обществе;

- определить и проанализировать проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей.

Содержание

Введение 3

Глава I. Государственная иммиграционная политика: сущность, виды и инструменты 6

1.1 Сущность, виды и инструменты государственной иммиграционной политики 6

1.2 Основные принципы и направления государственной иммиграционной политики Российской Федерации 10

Глава II. Влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе 14

2.1. Анализ иммиграционных проблем в современном Российском обществе 14

2.2 Влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные процессы 19

Глава III. Процесс интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области 22

3.1 Реализации государственной иммиграционной политики на территории Мурманской области 22

3.2 Развитие международного и экономического сотрудничества в регионе 27

Заключение 31

Список используемых источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 53.31 Кб (Скачать файл)

     Государственная иммиграционная политика Российской Федерации основывается на следующих принципах:

     - согласования государственных интересов  России и интересов субъектов  Федерации; 

     - обеспечения прямого действия  Конституции Российской Федерации  и применения федеральных законов  в области регулирования миграционных  процессов и защиты законных  прав иммигрантов на территории субъектов Российской Федерации;

     - единообразного применения в  субъектах Федерации федеральных  стандартов в области обеспечения  прав и свобод человека и  гражданина, лиц, принадлежащих к  национальным меньшинствам, защиты  законных прав иммигрантов;

     - недопустимости дискриминации иммигрантов по признаку расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, социальной принадлежности, убеждений;

     - дифференцированного подхода к  регулированию различных видов  миграций (добровольных/вынужденных,  внешних/внутренних, законных/нелегальных,  на постоянное проживание/временное  проживание/транзитные, российских  граждан/иностранцев и апатридов; 

     - стимулирования рационального территориального  распределения вынужденных иммигрантов;

     - квотирования приема беженцев  и предоставления временного  убежища.  

1.2 Основные направления  государственной  иммиграционной политики Российской Федерации 

     Основными направлениями государственной  иммиграционной политики Российской Федерации являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков. Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья.

     Органы  государственной власти Российской Федерации будут содействовать  скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения  граждан, гарантирующих их права  и обязанности органов государственной  власти по содействию добровольному  переселению.

     Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения  потоков перемещенных лиц на территории России. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти субъектов РФ будут пресекать  попытки таких нарушений, действуя в рамках законодательства России и  субъектов.

     Органы  законодательной власти субъектов  РФ вправе разрабатывать и принимать  соответствующие законы и иные нормативные  правовые акты с учетом разграничения  предметов ведения в этой сфере, установленной Конституцией Российской Федерации и имеющихся международных  обязательств России по защите прав национальных меньшинств.

     В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах  государственной помощи для поддержания  основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится  к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных  структур произошла невосполнимая  ликвидация рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы.

     Органы  государственной власти Российской Федерации должны принимать все  необходимые меры по совершенствованию  законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.

     Реализация  мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует  активизации работы по определению  правового положения иностранных  граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.

     Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации  необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение  приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования  иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования  иностранных работников, условий  трудовых контрактов и норм трудового  законодательства и международных  норм в отношении трудящихся-иммигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.

     Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации  необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение  приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования  иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования  иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-иммигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.

     Органы  государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного  обмена, в том числе и в области  трудовой миграции, с приграничными  государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

     Субъекты  РФ вправе регулировать социально-экономические  миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.

     В отдельных субъектах приняты  законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции  выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты  ограничительные меры, препятствующие притоку иммигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов. «Преференции или ограничения для отдельных категорий иммигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству».

       Органы государственной власти  Российской Федерации стремятся  к расширению возможностей субъектов  РФ по самостоятельному регулированию  миграционных процессов на их  территории в пределах их компетенции,  в том числе путем заключения  соответствующих договоров и  соглашений.

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ИММИГРАЦИОННЫЕ, СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 

2.1 Анализ иммиграционных проблем в современном Российском обществе 

     Существует  целый ряд социальных и политических проблем, связанных с миграционными  процессами, с которыми государство  не вполне может справиться, что  само же и признает. Свидетельствами  этого являются, в частности, принятый еще в феврале 2002 г. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании  государственного управления в области  иммиграционной политики», положения которого не утратили своей актуальности и даже стали еще более актуальными за последние шесть лет. Концепция регулирования миграционных процессов характеризует иммиграционную ситуацию как сложную и опасную. В ней, в частности, говорится, что иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние иммиграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.

     В тексте указанной выше Концепции  содержатся критические положения, например, об отсутствии эффективного государственного контроля и регулирования миграционных процессов, необходимость которого признается в связи с созданием условий для решения задачи по обеспечению национальной безопасности, что будет способствовать устойчивому развитию экономики страны, соблюдению прав человека, повышению качества жизни населения Российской Федерации. Имиммиграционные и иммиграционные процессы видятся как некие «вызовы» и «угрозы», когда говорится, что данные процессы представляют собой угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, самой российской государственности, вызов традиционной культуре и т.д. При нечетких, противоречивых и неоднозначных концептуальных основаниях иммиграционной политики не может быть ни выбрана модель «плавильного котла» (ассимиляции) или «крупно нарезанного салата», отражающие различные способы взаимодействия принимающего общества и имиммигрантов, ни выработана новая модель, если обе существующих модели признаются неподходящими для России.

     Не  выявленные, неопределенные теоретико-методологические принципы, на которых строится иммиграционная политика, делают ее непоследовательной и малоэффективной, а дискуссиям по проблемам миграции придают нечеткость. При разработке и реализации иммиграционной политики в РФ, кроме учета региональной специфики, необходимо в полной мере учитывать мировые тренды миграции. «Вырванная» из глобального контекста, не учитывающая иммиграционную политику других государств, например, Китайской Народной Республики или Таджикистана, российская иммиграционная политика приобретает черты автаркии и изоляционизма.

     Все это – разные проблемы, требующие  дифференцированного подхода, но в  русле общей современной, стратегически  выверенной концепции, которой еще  нет, которую необходимо выработать. Проблема миграции носит комплексный  характер. Однако иммиграционная политика должна проводиться дифференцированно в отношении различных категорий иммигрантов. В названной выше Концепции «сплошным текстом» говорится о продолжающемся сокращении «позитивной», необходимой для развития экономики социально-экономической миграции населения внутри Российской Федерации, что создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту; о негативном влиянии интенсивного оттока населения из северных, восточных и приграничных районов, богатых сырьевыми ресурсами, что меняет этническую структуру населения ряда субъектов РФ; о массовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в РФ, что ухудшает социальную обстановку, создает базу для формирования и деятельности террористических и экстремистских организаций, угрожая национальной безопасности России.

     Для различных категорий иммигрантов должна проводиться дифференцированная политика. По сути, должно быть несколько концепций иммиграционной политики. Для трудовых иммигрантов – это должна быть адаптация как приспособление к временным условиям жизни. По данным Федеральной иммиграционной службы, в настоящее время Российская Федерация занимает первое место среди европейских стран по числу трудовых иммигрантов, что не должно вызывать удивления, учитывая в сравнении с другими европейскими странами масштабы территории, количество населения и особенности демографической ситуации в РФ, а также ее поступательное экономическое развитие.

     Установлено, что за последние 15 лет по типу иммиграционной ситуации Россия превратилась в страну одновременно и отдающую, и принимающую, последнее – в значительно большей мере. Россия является главной страной иммиграции в СНГ. «Рост иммиграции в Российскую Федерацию будет продолжаться и в ближайшие годы, что обусловлено как объективными предпосылками глобального характера (мировым демографическим и экономическим дисбалансом), так и ситуацией внутри России». Согласно ориентировочным подсчетам ФМС, в РФ находится трудовых иммигрантов более 10 млн. человек, из которых 2 млн. человек – в Москве. Согласно данным Центра этнополитических и региональных исследований порядка 70% иммигрантов из стран СНГ приезжает в РФ на срок от 5 до 9 месяцев. Определяя меры по адаптации трудовых иммигрантов, необходимо учитывать этнический состав и его изменения. Если в 2000-2003 гг. в РФ на работу приезжали в основном белорусы, украинцы, молдаване, грузины, азербайджанцы, то с 2004 г. по настоящее время увеличилось количество таджиков, узбеков, киргизов.

Информация о работе Иммиграционная политика России