Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих иммиграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной иммиграционной политики;
- проанализировать цели, задачи и значение государственной иммиграционной политики, механизмы воздействия на иммиграционные процессы.
- изучить походы к определению «иммиграционной политики»;
-рассмотреть деятельность государства и выделить приоритетные направления в реализации иммиграционной политики; - оценить влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные, и социально - экономические процессы в современном обществе;
- определить и проанализировать проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей.
Введение 3
Глава I. Государственная иммиграционная политика: сущность, виды и инструменты 6
1.1 Сущность, виды и инструменты государственной иммиграционной политики 6
1.2 Основные принципы и направления государственной иммиграционной политики Российской Федерации 10
Глава II. Влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе 14
2.1. Анализ иммиграционных проблем в современном Российском обществе 14
2.2 Влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные процессы 19
Глава III. Процесс интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области 22
3.1 Реализации государственной иммиграционной политики на территории Мурманской области 22
3.2 Развитие международного и экономического сотрудничества в регионе 27
Заключение 31
Список используемых источников 33
Также необходимо учитывать их профессиональные, образовательные, демографические характеристики. Для имиммигрантов, приезжающих на постоянное место жительства требуется аккультурация как глубокое усвоение культуры принимающего общества. Для соотечественников из бывших советских республик – репатриантов, необходима реадаптация как новое приспособление к условиям жизни при возвращении на историческую родину. При чем в 2006 г. эта тематика была актуализирована в плане, обнародованном Президентом РФ, о привлечении в РФ русскоязычных соотечественников, всех тех, кто ориентирован на российскую культурную традицию, имеет сходный с россиянами менталитет. В том же году этот план был закреплен Указом Президента РФ «О мерах по оказанию содействия по добровольному возвращению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом». Согласно замыслу власти, это могло улучшить демографическую ситуацию и ситуацию с трудовыми ресурсами. Следует принять во внимание, что политика возвращения бывших соотечественников из-за рубежа запоздала лет на 15. Согласно ожиданиям власти должны вернуться люди в репродуктивном возрасте, с востребованной на исторической родине профессией.
В
РФ и в субъектах РФ предпринимаются
попытки управлять
Однако в общественном мнении имеются настроения антииммиграционизма. Если, по данным Левада-центра, в 2002 г. 45% респондентов предлагали ограничить въезд в страну, а 44% выступали за снятие барьеров для иммигрантов, то уже в 2006 г. 52% полагало, что их город или район могут обойтись без имиммигрантов, а в 2007 г. такого мнения придерживались уже 67% россиян. В обществе с одной стороны, присутствует ориентация на толерантное отношение к мигрантам, в частности, к беженцам и вынужденным переселенцам, с другой стороны, отчетливо просматривается позиция консервативного «почвенничества», своей земли для народа. Распространение этнонационалистических, ксенофобских, интолерантных установок негативно влияет на осуществление прагматичной иммиграционной политики.
Справедливо
отмечено в Концепции, что актуальной
проблемой для российского
2.2
Влияние государственной
иммиграционной политики
России на иммиграционные
процессы
Позиция
государства по вопросу о регулировании
миграции сегодня выражается принципом:
сделать незаконную иммиграцию законной.
Об этом свидетельствуют как
Официальные данные говорят о ежегодном въезде в Россию на ПМЖ порядка 100 тысяч человек, главным образом — из ближнего зарубежья (стран СНГ). По данным директора Института экономики РАН Р. Гринберга, за последние 10 лет число иностранных рабочих, ежегодно привлекаемых на законных основаниях в экономику России, возросло со 130 тыс. до 400 тыс.. За прошлый год, характеризовавшийся либерализацией иммиграционной политики, Федеральная иммиграционная служба (ФМС) РФ выдала разрешения на трудовую миграцию 750 тысячам человек из стран СНГ.
Между тем, эти официальные цифры далеко не покрывают действительные масштабы иммиграции в РФ, осуществляющейся большей частью нелегально. Различные эксперты приходят к выводу о наличии от 6 до 14 миллионов иностранных граждан, нелегально живущих и работающих в России, сверх легальных иммигрантов. В настоящее время реализуются инициативы, лишь закрепляющие нынешнюю иммиграционную политику — в частности, упрощение механизма легализации иммигрантов и получения ими российского гражданства, программа привлечения в Россию «соотечественников». Однако ни в Конституции РФ, ни в иных законодательных актах титульная нация не определена, и поэтому понятие «соотечественники» потенциально распространяется на всех жителей стран бывшего СССР, независимо от их национальной, языковой и культурной принадлежности. То есть, речь идет о завуалированных мерах по обеспечению дополнительного притока иммигрантов.
Вопросы иммиграционной политики находятся в зоне приоритетного общественного внимания, и это связано не столько с информационной конъюнктурой, сколько с их объективной значимостью для нашей страны и ее граждан. Для сегодняшней России эти вопросы являются не техническими — требующими лишь управленческой оптимизации, — а политическими вопросами, требующими принципиального исторического выбора.
Имиммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособности отдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда и на местное население в целом. «Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка. Он, в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого капитала (демографическое и профессиональное) и селективную закрытость в иммиграционной политике. На данный момент на государственном уровне проводится политика имиммиграционной открытости и, соответственно, де-факто, делается выбор в пользу первой модели (иммигрантского общества и анклавной глобализации)».
Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны. Важным политическим следствием либеральной иммиграционной политики, далеко выходящим за рамки собственно миграции, является то, что она создает предпосылки для укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.
Вместе
с тем, предстоит еще трудный
путь по отлаживанию механизма работы
нового миграционного
ГЛАВА
III. ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ
РФ В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
СВЯЗЕЙ НА ПРИМЕРЕ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1
Реализации государственной
иммиграционной политики
на территории Мурманской
области
Межведомственная комиссия по реализации государственной иммиграционной политики на территории Мурманской области (далее - Комиссия) является координирующим органом, образованным для обеспечения согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и общественных объединений в области иммиграционной политики.
Основными задачами Комиссии являются.
-
координация действий по
-
обеспечение взаимодействия
- анализ и оценка иммиграционной ситуации, прогноз ее развития, изучение социально-экономических последствий;
-
рассмотрение предложений о
Важным
элементом бескризисного
Рациональное
размещение населения, как за счет внутреннего
его перераспределения, так и
за счет притока извне, сглаживает региональные
противоречия, устраняет внутреннюю
социально-экономическую
По прогнозам, население
Как сообщает информационный портал B-port.ru, коэффициент младенческой смертности (умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) снизился до 7,9 против 9,6. Естественная убыль населения в регионе увеличилась на 19,3% и составила 210 человек, коэффициент естественной убыли на 1000 населения - 2,9. По итогам прошедшего, 2008 года, по предварительным данным, в Мурманской области родилось 9136 человек, что на 382 ребенка больше уровня 2007 года (рост 104,4%). Общий коэффициент рождаемости увеличился с 10,2 родившихся на 1000 населения до 10,8. Общий коэффициент смертности составил 12 умерших на 1000 населения против 11,7 в 2007 году. Коэффициент младенческой смертности (умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) составил 9,6 против 9,8. Естественная убыль населения уменьшилась на 17,4% и составила 1037 человек, коэффициент естественной убыли на 1000 населения снизился с 1,5 до 1,3.
В январе-ноябре прошлого года в Мурманскую область прибыло 14069 человек, выбыло 20982 человека (в аналогичном периоде прошлого года соответственно 14886 и 18542 человека). Иммиграционная и естественная убыль обусловили дальнейшее сокращение численности населения. По оценке, численность населения уменьшилась на 8,6 тысячи человек и составила на конец 2008 года 842,3 тысячи человек (99% к уровню прошлого года). По информации Мурманскстата, иммиграционная убыль наблюдается в регионе с 1990 года, наибольших масштабов она достигла в 1992-1994 годах. Суммарно за 1990-2007 годы иммиграционная убыль составила 314 тысяч человек, по масштабам это сопоставимо с численностью населения областного центра. С 1993 по 2007 годы Мурманская область ежегодно теряла за счет превышения числа умерших над числом родившихся в среднем 2 тысячи человек, суммарные потери за этот период составили 38 тысяч человек.