Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих иммиграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной иммиграционной политики;
- проанализировать цели, задачи и значение государственной иммиграционной политики, механизмы воздействия на иммиграционные процессы.
- изучить походы к определению «иммиграционной политики»;
-рассмотреть деятельность государства и выделить приоритетные направления в реализации иммиграционной политики; - оценить влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные, и социально - экономические процессы в современном обществе;
- определить и проанализировать проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей.
Введение 3
Глава I. Государственная иммиграционная политика: сущность, виды и инструменты 6
1.1 Сущность, виды и инструменты государственной иммиграционной политики 6
1.2 Основные принципы и направления государственной иммиграционной политики Российской Федерации 10
Глава II. Влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе 14
2.1. Анализ иммиграционных проблем в современном Российском обществе 14
2.2 Влияние государственной иммиграционной политики России на иммиграционные процессы 19
Глава III. Процесс интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области 22
3.1 Реализации государственной иммиграционной политики на территории Мурманской области 22
3.2 Развитие международного и экономического сотрудничества в регионе 27
Заключение 31
Список используемых источников 33
Согласно
среднему варианту расчета перспективной
численности населения, выполненному
Федеральной службой
По данным Управления государственной службы занятости населения по Мурманской области, на 8 апреля 2009 года численность безработных составила 16082 человека. Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению составил 3,1 %. Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с сокращением штатов, ликвидацией, по сведениям самих предприятий составила 2760 человек. Из них 731 – в Мурманске, 710 – в Североморске, 459 – в Кандалакше, 247 – в Видяево. Численность работников, которые находились в отпуске без сохранения заработной платы, на 8 апреля составляет 189 человек (на предшествовавшей неделе было 215 человек). Тех, кто находятся в простое по вине работодателя – 300 (180 на предшествовавшей неделе). Больше всего вакансий из 4281 имеющихся в области могут предоставить в Мурманске (2579), Кольском районе (452), Североморске (326), Кандалакше (210), Печенгском районе (200), Кировске (135). По данным предприятий и организаций области, где предполагается сокращение численности работников, 609 человек будут трудоустроены, 1900 обратятся в службу занятости.
Статистика безработицы в Мурманской области в 2009 году:
на 20 января – 11 976 человек; на 1 февраля – 13 178 человек;
на 1 марта – 14 963 человека; на 1 апреля – 15 767 человек;
на 8 апреля – 16 082 человек.
Сохранение государственной
В оптимистичном варианте прогноза рост рождаемости составит в 2009 г. 103,4%, в 2010 и 2011 гг. - по 100,5%. Коэффициент рождаемости к 2012 г. достигнет 10,7 чел. на 1000 населения. Показатель смертности несколько снизится, оставаясь при этом на достаточно высоком уровне - 12,6 чел. на 1000 населения. Таким образом, при благоприятных условиях предполагается постепенный рост коэффициента естественного прироста на протяжении прогнозируемого периода, значение которого к 2012 г. достигнет -1,9.
Несмотря на наметившуюся
В результате прогнозируемых изменений (сокращения иммиграционной убыли за счет притока рабочей силы в связи с развитием транспортного узла, разработкой арктических месторождений) темпы снижения численности населения замедлятся до 99,3%, за период с 2008 по 2011 гг. городское население сократится до 305,6 тыс. чел.
Рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других. Размещение населения или его перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.
Воздействовать
на миграционное поведение населения
можно, используя весь комплекс административных,
правовых и экономических рычагов
управления. Причем в любом государстве
это функция исключительно
3.2.
Развитие международного
и экономического
сотрудничества региона
Для Мурманской области с учетом ее географического расположения, особенностей ресурсного и социально-экономического потенциала вопросы международного сотрудничества должны рассматриваться как один из важнейших стратегических факторов в достижении целей устойчивого развития региона.
В
настоящий момент международное
сотрудничество Мурманской области
развивается успешно в
Внешнеторговый оборот Мурманской области за 2008 год составил 3225,7 млн.долларов (108,1 % по сравнению с 2007 годом).
Мурманская область является экспортно-ориентированным регионом, сальдо внешней торговли положительное. Стоимость экспортных поставок в 7,2 раза превысила стоимость импортных.
Главные торговые партнеры – страны дальнего зарубежья. Доля стран СНГ в товарообороте – 3,8 %.
Основными торговыми партнерами являются – Нидерланды (доля в ВТО – 21,8 %), Китай (18,9 %), Норвегия (10,6 %), Финляндия (7,8 %), Литва (6,6 %), Бельгия (4,7 %), Швеция (3,4 %), Беларусь (3,2 %), Великобритания (2,5 %) и Германия (2,2 %). Экспорт товаров составил 2832,6 млн.долларов, что на 5,8 % больше, чем за 2007 год, в том числе в страны дальнего зарубежья – 2751,5 млн.долларов (104,8 %), в страны СНГ – 81,1 млн.долларов (162,2 %). Кроме того, через биржевые торги поставлено апатитового концентрата в Беларусь на сумму 72,5 млн. долларов.
Главными товарами экспорта являются цветные металлы и изделия из них, их доля в общем объеме экспорта составила 49,6 % и снизилась по сравнению с 2007 годом на 11 п.п. Поставки цветных металлов увеличились на 20,1 %. В то же время, в условиях падения цен на никель на мировых рынках (контрактные цены на никель снизились почти в 2 раза), стоимостной объем экспорта металлов сократился на 13,2 %. Значительное место в товарной структуре экспорта занимают апатитовый концентрат, рыба и ракообразные. Поставки апатитового концентрата сократились на 22,1 %. В то же время в результате роста контрактных цен в 3,4 раза, в стоимостном выражении экспорт апатитового концентрата вырос в 2,6 раза, его доля в экспорте увеличилась на 12 п.п. до 19,4 %.
В
натуральном выражении
Основную долю в структуре импорта занимают машины, оборудование и транспортные средства. Импорт машин и оборудования вырос в 1,5 раза, доля в общем объеме импорта по сравнению с 2007 годом увеличилась на 4.6 п.п и составила 30,6 %. Стоимостной объем импорта транспортных средств сократился на 17,1 %, удельный вес снизился на 10,9 п.п до 20,2 %.
Доля химической продукции увеличилась в 2,8 раза и составила 23,8 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт химической продукции вырос в 3,5 раза. Такой рост связан с поставками из-за границы сырья для производства алюминия (глинозема) филиала ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ», в 2007 году все сырье поставлялось от российских производителей. Экспорт и импорт международных услуг составили соответственно 124,5 % и 119,7 % к 2007 году.
В 1 квартале 2009 года обеспечивалось привлечение ресурсов из различных международных источников для улучшения условий социально-экономического развития региона. В настоящее время на территории Мурманской области реализуется 85 международных проектов в сфере экономического сотрудничества, поддержки малого и среднего предпринимательства, создания благоприятного инвестиционного климата, охраны окружающей среды, внедрения энергосберегающих технологий, инфраструктуры, здравоохранения и социальной сферы, сельского и лесного хозяйства. Из них 42 проекта осуществляется в рамках программы сопредельного сотрудничества между Финляндией и Мурманской областью.
В отчетном периоде осуществлен комплекс мер по развитию связей с зарубежными партнерами, продолжена работа по повышению международного имиджа региона. Состоялись визиты в Мурманскую область делегаций деловых кругов Швеции, Финляндии, Норвегии. В январе состоялось первое заседание русско-шведского совета по поддержке малого и среднего предпринимательства. В феврале состоялся визит делегации Мурманской области в норвежскую губернию Тромс, подписан план сотрудничества между Правительством Мурманской области и Администрацией губернии Тромс на 2009-2011 годы. Совместно с партнерами из Финляндии и Швеции осуществляется проект по созданию промышленного (индустриального) парка в поселке Алакуртти. Разработана Программа мероприятий на 2009 год по улучшению социально-экономической ситуации в муниципальном образовании сельское поселение Алакуртти, проведено исследование целесообразности восстановления железнодорожной ветки между Россией и Финляндией на участке Салла-Алакуртти-Кандалакша. Ведется работа по подготовке к проведению 15-17 октября 2009 года первого Мурманского международного экономического форума (МЭФ-2009) и конференции деловых кругов Баренцева региона «Сотрудничество в Баренцевом регионе».
На
основании проведенного анализа
приходим к выводу что, социально-экономические
иммиграционные процессы находятся в
тесной связи с движением капиталов. Экономическая
политика, в том случае, если она есть,
определяет необходимые региону население
и трудовые ресурсы, а также меры экономического
стимулирования миграционного притока
(оттока) населения в нужных масштабах
и направлениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной целью реализации государственной иммиграционной политики является поддержание такого экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности населения и, следовательно, рациональные иммиграционные потоки, поддерживался баланс населения. Наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь существует, как уже отмечалось между иммиграционными и экономическими процессами, а следовательно, между иммиграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам рассматриваемого вопроса. Раскрыт смысл основных понятий “иммиграционная политика”, определены основные проблемы в области иммиграции, рассмотрены принципы, цели и задачи государственной иммиграционной политики.
Во второй главе проведен анализ концепции иммиграционной политики России, рассмотрены пути и методы реализации иммиграционной политики. Проанализирована работа государственных органов направленная на реализацию иммиграционной политики, основные направления деятельности, и дается их оценка.
В третьей главе собран и рассмотрен материал по реализации государственной иммиграционной политики на территории Мурманской области и сделан вывод о степени их эффективности. Рассмотрено и проанализировано состояние, возможности и перспективы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области.
Проблемы в области иммиграционной политики, которые требуют решения:
В настоящее время иммиграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование иммиграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной иммиграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой иммиграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о иммиграции.