7. Подготовка решений
о выходе из инвестиционных
проектов и реинвестировании
капитала в случае снижения
ожидаемой эффективности проектов,
изменения финансового состояния
предприятия; конъюнктуры инвестиционного
рынка и по другим причинам.
Технология управления
инвестиционным процессом включает:
мониторинг инвестиционного климата
региона и отдельных предприятий;
оценку инвестиционного климата
отраслей и предприятий; разработку
стратегии инвестирования и инвестиционной
деятельности предприятия; экономическое
регулирование рынка инвестиций;
оценку влияния инвестиций на
финансовые потоки предприятия.
2.2 Способы влияния
инвестиционного процесса на
экономику
Помимо того
что инвестиции влияют на общую
эффективность хозяйствования и
на возможность роста в долгосрочной
перспективе, они также оказывают
прямое и быстрое воздействие
на занятость и доходы. Если
снижаются инвестиции в строительство,
растет безработица среди строительных
рабочих, их совокупные доходы
снижаются, следовательно, сокращается
и их спрос на товары и
услуги, производимые в других
отраслях.
Это приводит
к сокращению доходов и снижению
занятости в этих отраслях. Кроме
того, сокращение инвестиций в
строительство оказывает негативное
воздействие на те отрасли,
которые поставляют материалы
для самого строительства, для
субпоставщиков для отрасли строительных
материалов и т. д.
Инвестиции, осуществляемые
организацией для расширения
собственного производственного
аппарата, являются стимулом для
всей экономики. Покупка организацией
инвестиционных товаров, к примеру,
различного рода машин, влечет
общее повышение спроса на
товарном рынке, что прямо способствует
росту всей экономики.
Следовательно,
инвестиции не только влияют
на увеличение мощностей в
долгосрочной перспективе, но
и воздействует на то, в какой
степени используются уже существующие
мощности. Также на уровень использования
мощностей оказывают влияние
инвестиции в товаро-материальные
запасы, т. е. когда прирост
запасов выше их расходования.
Поэтому такие
колебания в инвестиционном процессе
– значимый фактор изменения
темпов роста как в долгосрочной,
так и в краткосрочной перспективе.
Не каждые инвестиции
оказывают позитивное влияние
на экономический процесс.
Инвестиции могут
быть ошибочными, если они были
направлены в бесперспективные
секторы и сферы производства.
Происходит это
обычно из-за неверной информации
о будущем.
Когда органы
хозяйственного управления, принимающие
решения об инвестициях, просто-напросто
не могут верно определить, производство
какой продукции будет выгодным
или когда в целом стратегия,
экономическая политика сориентированы
неправильно.
Инвестиции ошибочного
характера означают расточение
ресурсов, так как связывают их
в проектах, которые не приведут
к предполагаемому росту экономики.
И, следовательно,
они не представляют собой
надежного источника рабочих
мест в долгосрочной перспективе.
Научное знание
о будущем спросе, о новейшей
технологии производства и о
предстоящей деловой конъюнктуре
– является определяющим для
экономического роста [8, c. 42].
Образование же,
область научных исследований
становятся решающим критерием
экономического роста.
Чтобы экономический
рост имел стабильный уровень,
ресурсы должны вкладываться
в те хозяйственные отрасли,
которые дадут наибольший экономический
эффект.
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ
И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
3.1 Инвестиционная
политика РБ
В Беларуси сегодня
созданы благоприятные условия
для привлечения в страну иностранных
инвестиций. Во многом они обусловлены
государственной инвестиционной
политикой, в основу которой
Правительство республики закладывает
несколько основных принципов
[10].
Сегодня основные
инвесторы в республике – это
Россия, на долю которой приходится
около четверти привлекаемых
инвестиций от общего объема,
и ряд европейских стран (Швейцария,
Австрия, Германия, Нидерланды). Однако
большой интерес для нас представляют
также инвестиции из ближне-восточного
и азиатского регионов, в том
числе сотрудничество с Китаем,
Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской
Аравией, Израилем, с которыми
в настоящее время активизируются
инвестиционные связи.
Обеспечение производственной
и инновационной направленности
привлекаемых инвестиций связанной
со структурной перестройкой
и модернизацией реального сектора
экономики, обеспечением конкурентных
преимуществ республики.
Приветствуются
капиталообразующие инвестиции
в виде создания совместных
производств, реинвестирования прибылей,
поставок оборудования в рамках
кредитных линий. Инновационную
направленность инвестиций призвана
обеспечить реализация проекта
по созданию Парка высоких
технологий. В настоящее время
государством взят курс на
развитие перспективных, с точки
зрения мировой науки, направлений
исследований: информационные технологии,
биотехнологии, оптико-электронные
технологии и приборы, микроэлектроника,
лазерные и плазменные технологии,
приборостроение, машиностроение, лекарственные
препараты.
Установление равных
условий деятельности для иностранных
и национальных инвесторов
Акценты в инвестиционной
политике постепенно смещаются
от преференциального режима
к созданию универсальных общеэкономических
условий, определяющих привлекательность
инвестиционной среды, что обеспечит
стабильные и предсказуемые правила
игры всех инвесторов.
В то же время
белорусское Правительство обеспечивает
разработку и осуществление комплекса
мер, направленных на создание
еще более благоприятных условий
для зарубежных инвесторов. В
стране проведена значительная
работа по совершенствованию
инвестиционного законодательства.
Внесены изменения и дополнения
в Инвестиционный кодекс, которые
расширяют правовое поле деятельности
для иностранных инвесторов. В
частности, сняты ограничения
на организационно-правовые формы,
в которых могут создаваться
коммерческие организации с иностранными
инвестициями, предусмотрена возможность
осуществления инвестиций в Республике
Беларусь иностранными организациями,
не имеющими статуса юридического
лица в стране происхождения,
расширены виды инвестиционной
деятельности за счет включения
в них подписки на дополнительную
эмиссию акций.
Для повышения
инвестиционной привлекательности
во всех областных центрах
и столице Беларуси на срок
от 30 до 50 лет Указами Президента
страны созданы шесть свободных
экономических зон, которые представляют
собой территории со специальными
налоговыми, таможенными и регистрационными
режимами и дают дополнительные
льготы инвесторам. Кстати, на настоящий
момент в СЭЗ зарегистрировано
уже 280 организаций.
Для оказания
информационно-организационного содействия
зарубежным инвесторам создано
Национальное инвестиционное агентство.
Вместе с поиском и привлечением
долгосрочных инвестиций в экономику
страны, в числе основные задач
этой структуры, координация работы
по внедрению в практику новых для нас
схем финансирования инвестиционных проектов
(проектное, структурированное, страховое
финансирование и др.), реализация проектов
«под ключ» и др.
Особую роль
в сфере инвестиционной деятельности
играет Консультативный совет
по иностранным инвестициям при
Правительстве. В него входят
как руководители госорганов, так
и иностранные инвесторы, представители
международных организаций, рекомендации
которых учитываются Правительством
при регулировании инвестиционной
политики государства.
Наряду со столь
привлекательной инвестиционной
политикой, нужно отметить и
созданные в стране благоприятные
макроэкономические условия; устойчивый
экономический рост, который обеспечивается
с 1996 года в среднем на 8,6% в
год; снижение уровня инфляции,
увеличение банковских вкладов
населения и предприятий. Более
стабильной, унифицированной и прозрачной
стала наша система налогообложения.
Для еще более качественных
перемен в экономической жизни
страны и создания самого оптимального
инвестиционного климата в условиях
существующей на мировом рынке
жесткой конкуренции за привлечение
иностранных инвестиций предстоит
сделать еще очень много. Вместе
с тем, практика показывает, что
в Беларуси у инвесторов есть
все возможности для эффективного
и прибыльного бизнеса.
В Беларуси сформированы
благоприятные правовые условия
для деятельности инвесторов. По
мнению Международной финансовой
корпорации, занимающейся анализом
инвестиционного климата в разных
странах, белорусское инвестиционное
законодательство заслуживает высокой
оценки и является одним из
лучших среди стран СНГ.
Основополагающим
документом, определяющим общие
условия осуществления инвестиционной
деятельности в Беларуси, является
Инвестиционный кодекс, направленный
на стимулирование инвестиционной
деятельности и защиту прав
инвесторов на территории республики.
В процессе осуществления
инвестиционной деятельности, в
том числе при реализации инвестиционных
проектов, инвесторы имеют право
на государственную поддержку
в виде централизованных инвестиционных
ресурсов или предоставления
гарантий белорусского Правительства.
Кроме того, при реализации отдельных
инвестиционных проектов, имеющих
важное значение для экономики
нашей страны, с инвестором может
быть заключен инвестиционный
договор, в котором устанавливаются
дополнительные правовые гарантии
Республики Беларусь по данному
проекту, оговоренные на период
действия договора.
Наряду с поддержкой,
иностранные инвесторы получают
в нашей стране целый ряд
гарантий государства. Им гарантируется
право собственности и иные
вещные права, а также имущественные
права, приобретенные законным
способом. И, главное - независимо
от формы собственности, инвесторам
гарантирована равная, без всякой
дискриминации, защита прав и
законных интересов [16, c. 4].
В соответствии
с белорусским законодательствам
инвесторы могут самостоятельно
осуществлять все действия, вытекающие
из владения, пользования и распоряжения
объектами и результатами инвестиционной
деятельности. В частности, распоряжаться
полученной от инвестиций прибылью,
в том числе, реинвестировать
ее на территории Беларуси
или после уплаты налогов и
других обязательных платежей
беспрепятственно переводить за
пределы республики.
Немаловажным является
и тот факт, что инвестиции
не могут быть безвозмездно
национализированы или реквизированы.
Такие процессы возможны лишь
со своевременной и полной
компенсацией не только стоимости
инвестиционного имущества, но
и других вызванных ими убытков.
Инвестиционным
кодексом также закрепляется
право инвестора обжаловать в
судебном порядке действия (бездействие)
государственных органов или
их должностных лиц и их
акты, нарушающие права инвестора
и (или) причиняющие ему убытки.
Дополнительные
гарантии зарубежным инвесторам
предоставляются в рамках двусторонних
соглашений Республики Беларусь
с другими странами. В настоящее
время действует 52 соглашения
об избежании двойного налогообложения,
в том числе с Россией, Венгрией,
Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами,
Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров
о содействии осуществлению и
защите инвестиций, в том числе
с Италией, Данией, Испанией, США,
Канадой.
Республика Беларусь
является также участницей многосторонних
договоров. В республике действуют
с 1992 года Конвенция о разрешении
инвестиционных споров между
государствами и гражданами других
государств от 18 марта 1965 года, а
также Конвенция об учреждении
многостороннего агентства инвестиционных
гарантий от 11 октября 1985 года.
В целях создания
благоприятной среды для инвестиционной
деятельности и свободного движения
капиталов на территории государств-участников
ЕЭП в настоящее время подготовлен
проект Соглашения об инвестиционной
деятельности и свободном движении
капитала на территории стран-участниц
ЕЭП.
В рамках государств-участниц
ЕврАзЭС подписан проект Соглашения
о поощрении и взаимной защите
инвестиций в государствах-членах
Евразийского экономического сообщества.
Таким образом, белорусское законодательство
в достаточной мере гарантирует
безопасность вложений иностранных
инвесторов в национальную экономику.