За 2010 год в реальный
сектор экономики (кроме банков)
иностранные инвесторы вложили
9,1 млрд. долларов США инвестиций,
или на 2,3% меньше, чем за 2009 год.
Основными инвесторами
организаций республики были
субъекты хозяйствования России
(72,1% от всех поступивших инвестиций),
Австрии (10%), Нидерландов и Кипра
(по 3,5%), Соединенного Королевства
(3,1%).
Наибольшие суммы
иностранных инвестиций поступили
в такие отрасли экономики,
как транспорт (53,2% от всех поступивших
инвестиций), промышленность (22,8%), торговля
и общественное питание (14,6%), общая
коммерческая деятельность по
обеспечению функционирования рынка
(3,6%).
Прямые иностранные
инвестиции составили 61,3% от всех
поступивших иностранных инвестиций.
По сравнению с 2009 годом поступление
прямых иностранных инвестиций
увеличилось на 15,5%.
В 2010 году поступление
портфельных инвестиций составило
всего 1,8 млн. долларов США,
или 0,02% от всех поступивших
иностранных инвестиций.
Прочих иностранных
инвестиций получено 3,5 млрд. долларов
США, или на 21,6% меньше, чем за 2009
год. На их долю приходилось
38,7% от всех полученных иностранных
инвестиций.
Иностранных инвестиций
В 2010 году доля иностранных
инвестиций в основной капитал
Беларуси (за исключением кредитов
иностранных банков) составила 2%
в общем объеме инвестиций. Такие
данные приводит Национальный
статистический комитет. В 2009
году этот показатель также
составлял 2%.
Из иностранных
источников инвестировано 1 трлн.
87,6 млрд. рублей, что на 17,2% больше, чем
за 2009 год. Кредиты иностранных
банков составили 1 млрд. 259,8 млн.
рублей, или 2,3% общего объема инвестиций.
За год они увеличились в
4,2 раза. Кредиты по иностранным
кредитным линиям составили 1
млрд. 768,7 млн. рублей (3,3% общего объема
инвестиций), увеличившись за год
на 81%.
Среди источников
инвестиций в основной капитал
в 2010 году по-прежнему преобладали
собственные средства организаций,
а также средства консолидированного
бюджета и кредиты банков. Эти
источники составили, соответственно,
33,3%, 18,6% и 32,1% от общего объема инвестиций.
Средств консолидированного
бюджета использовано 10,1 трлн. рублей
(на 3% меньше), собственных средств
организаций — 18 трлн. рублей (на
3,2% больше). Кредитов банков инвестировано
17,4 трлн. рублей (на 44,4% больше).
В 2010 году объем
инвестиций в основной капитал
в Беларуси увеличился на 16,6% по
отношению к аналогичному прошлогоднему
показателю и составил в сопоставимых
ценах 54,2 трлн. рублей. Годовой прогноз
предполагал рост этого показателя
на 23—25%.
На объектах
производственного назначения использовано
33,2 трлн. рублей (на 13,9% больше). Удельный
вес инвестиций производственного
назначения в общем объеме
инвестиций составил 61,2% (в 2009 году
— 63%). На объектах непроизводственного
назначения использовано 21,1 трлн. рублей
(на 21,2% больше). Стоимость строительно-монтажных
работ составила 27,4 трлн. рублей
(на 19,3% больше), подрядных работ —
26,9 трлн. рублей (на 11,1% больше) [16, c. 8].
Затраты на приобретение
машин, оборудования, транспортных
средств в 2010 году составили
20,7 трлн. рублей (на 17% больше). Их удельный
вес в общем объеме инвестиций
сложился на уровне 38,1%, на долю
импортного оборудования пришлось
17,8%.
В прошедшем
году организациями государственной
формы собственности использовано
27,3 трлн. рублей инвестиций в основной
капитал (на 21% больше), в том числе
организациями республиканской
собственности — 11,2 трлн. рублей
(на 12,1% больше), коммунальной — 16,1
трлн. рублей (на 18,9% больше).
Увеличить приток
финансовых средств частных инвесторов
для реализации таких проектов
в республике позволит реализация
мер по упрощению порядка регистрации
и приобретению недвижимости, либерализации
внешнеторговых связей, унификации
таможенно-тарифных систем Беларуси
и России, проведению работ по
присоединению Республики Беларусь
к ВТО.
Евразийский банк
развития планирует до апреля
2012 года увеличить инвестиционный
портфель в Беларуси до 500 млн
долларов. Сейчас банк финансирует
проекты на общую сумму 270 млн
долларов.
Ранее эксперты
ЕАБР рекомендовали Беларуси
ужесточить денежно-кредитную политику.
Этот банк управляет средствами
антикризисного фонда ЕврАзЭС,
именно его эксперты решают
вопрос о выделении Беларуси
очередных траншей стабилизационного
кредита.
Евразийский банк
развития является международной
финансовой организацией, учрежденной
Россией и Казахстаном в январе
2006 года с целью содействия
развитию рыночной экономики
государств-участников, их устойчивому
экономическому росту и расширению
взаимных торгово-экономических
связей. Уставный капитал ЕАБР
превышает 1,5 млрд. долларов США.
Государствами-участниками Банка
являются Российская Федерация,
Республика Казахстан, Республика
Беларусь, Республика Таджикистан,
Республика Армения и Кыргызская
Республика.
Антикризисный
фонд ЕврАзЭС (АКФ) в размере
8,513 млрд долларов был учрежден
9 июня 2009 года правительствами Армении,
Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики,
России и Таджикистана.
В торговую отрасль
Беларуси в 2011 году планируется
привлечь $570 млн. Главной задачей
отрасли должно стать выполнение
прогноза социально-экономического
развития, которым предполагается
переход от количественных к
качественным показателями.
В свою очередь,
исходя из сложившейся в последние
пять лет практики, привлечение
инвестиций осуществляется, в основном,
за счет собственных средств
или кредитов банков. Финансовые
возможности по наращиванию инвестиций
у большинства организаций исчерпаны.
Необходимо отметить
необходимость привлечения иностранных
инвестиций. Пока в данном вопросе
нам удавалось немногое. Так за
9 месяцев 2010 года в развитие
торговли было инвестировано
Br1 трлн, что на 36% больше, чем за
аналогичный период 2009 года. При
этом прямых иностранных инвестиций
было привлечено $48,2 млн.
Для привлечения
иностранных инвестиций необходимо
провести ревизию неиспользуемых
объектов недвижимости, которые
могут быть задействованы для
торговли и общепита. Также должна
быть создана база данных неиспользуемого
госимущества, которое может быть
продано или сдано в аренду
потенциальным инвесторам.
В ближайшее
время планируется утвердить
перечень инвестиционных проектов
в сфере торговли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика страны
находится именно на той стадии,
когда постоянный спад в инвестиционной
сфере стал одной из самых
негативных тенденций, которая
грозит полным экономическим
крахом. В этой связи осуществление
комплекса мероприятий по интенсификации
инвестиционной деятельности в
производственной сфере, привлечение
внутренних и внешних источников
финансирования являются чрезвычайно
актуальными.
От развития
коллективных инвестиций в Беларуси
выигрывает все население, поскольку
с их помощью увеличится приток
капиталовложений в экономику,
что создаст условия для экономического
роста. Вырастут и налоговые
поступления, а значит - улучшится
финансирование социальных программ
и бюджетных организаций. Возрастет
спрос на государственные ценные
бумаги при одновременном снижении
цены заимствования.
Кроме того, расширятся
возможности граждан сохранять
и приумножать свои сбережения.
Разнообразие возможностей удовлетворения
инвестиционных потребностей людей
само по себе способно защитить
их интересы и повысить доверие
к рыночной экономике.
На экономическом
развитии страны положительно
скажется и обострение конкурентной
борьбы коллективных инвесторов
и коммерческих банков за деньги
населения - финансовые ресурсы
станут доступнее предприятиям.
А если, как ожидается, повысятся
цены на акции предприятий,
выгоду от этого получат не
банки, а миллионы собственников
- акционеров. Они станут реально
богаче.
Привлечение в
широких масштабах национальных
и иностранных инвестиций в
белорусскую экономику преследует
долговременные стратегические
цели создания в Беларуси цивилизованного,
социально ориентированного общества,
характеризующегося высоким качеством
жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая
не только совместное эффективное
функционирование различных форм
собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы
и капитала. А иностранный капитал
может привнести в Беларусь
достижения научно-технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение Беларуси
в мировое хозяйство и привлечение
иностранного капитала необходимое
условие построения в стране
современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала
в материальное производство
гораздо выгоднее, чем получение
кредитов для покупки необходимых
товаров, которые по-прежнему
растрачиваются бессистемно и
только умножают государственные
долги. Поэтому перед нашим
государством стоит сложная и
достаточно деликатная задача: привлечь
в страну иностранный капитал,
не лишая его собственных стимулов
и направляя его мерами экономического
регулирования на достижение
общественных целей. Привлекая
иностранный капитал, нельзя допускать
дискриминации в отношении национальных
инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными
инвестициями налоговые льготы,
которых не имеют белорусские,
занятые в той же сфере деятельности.
Как показал опыт, такая мера
практически не влияет на инвестиционную
активность иностранного капитала,
но приводит к возникновению
на месте бывших отечественных
производств предприятий с формальным
иностранным участием, претендующих
на льготное налогообложение.
Нужно стремиться
создать благоприятный инвестиционный
климат не только для иностранных
инвесторов, но и для своих
собственных. И речь не о
том, чтобы найти им средства
на осуществление инвестиций. Белорусскому
частному капиталу также нужны
гарантии от принудительных изъятий и
произвола властей, система страхования
от некоммерческих рисков, а также стабильные
условия работы при осуществлении долгосрочных
капиталовложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова
Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика
- Москва: Издательство Инфра-М, 2004. -
416 с.
2. Волков
И.М. Проектный анализ: Продвинутый
курс: учебное пособие для вузов
по напр. «Экономика» спец. «Экон.
теория» / Волков Игорь Михайлович,
М В. Грачева; Экон. фак. МГУ.
- М.: ИНФРА - М, 2004. - 494 с.
3. Воробьев
В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика:
учебное пособие – Минск, 2006. -
543 с.
4. Гаджимирзаев
З.М. Инвестиционная активность
государства и частного капитала
в условиях экономического роста:
автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата экономических
наук: 08.00.01 / Гаджимирзаев Захар Маликович.
- Москва, 2007. - 28 с.
5. Гальперин
В.М., Гребенников П.Н. Макроэкономика
/ под общей редакцией Тарасевича.
– СПб.: ГУЭиФ 2004. - 718 с.
6. Данные
о деятельности организаций Республики
Беларусь, созданных с участием
иностранных юридических и физических
лиц. — Минск: Министерство
статистики и анализа Республики
Беларусь, 2010. — 57 с.
7. Деева
А.И. Инвестиции: уч. пособие / Деева
А.И. – Минск : Экзамен, 2004. - 367 с.
8. Ивашковский
Н.А. Макроэкономика. - М.: Норма, 2006. –
644 с.
9. Карапетян
А.А. Инвестиционная политика
государства в социальной сфере
и ее влияние на экономическую
безопасность: автореферат диссертации
на соискание ученой степени
кандидата экономических наук: 08.00.05
/ Карапетян Артур Ашотович. - Москва,
2007. - 23 с.
10. Левкович
А. Анализ инвестиционного климата
в Республике Беларусь // Вестник
Ассоциации белорусских банков.
- 2010. - №36 - С. 27-35.
11. Лемешевский
И.М. Макроэкономика: учебное пособие.
– Минск: ООО «ФУАинформ», 2004.
– 576 с.
12. Ливенцев
Н.Н. Международное движение капитала:
Учебник. - М.: Экономист, 2004. - 367 с.
13. Макроэкономика.
Теория и российская практика:
Учеб. для студентов, обучающихся
по экон. специальностям / А.Г. Грязнова,
Н.Н. Думная, А.Ю. Юданов и др.
- М.: КноРус, 2004. - 604 с
14. Макроэкономика.
Учеб. пособие / Под ред. Т.В.
Юрьевой. - М.: МЭСИ, 2003. - 267 с.
15. Матяс
А. Инвестиционный климат Беларуси:
направления улучшения // Группа
Белорусский банковский бюллетень.
- 2010. - №10 - С. 41-56
16. Особенности
национальной экономики: растем
лежа // Белорусский рынок. - 2011. - №7.
- С. 3 - 9.
17. Петрушкевич
Е.Н. Закономерности динамики
прямых иностранных инвестиций
в СНГ // Банкаўскi веснiк. - 2011. - №
28. - С. 19-25.
18. Поплыко
В.И. Инвестиционная политика
Республики Беларусь: учебно-методическое
пособие / В.И. Поплыко. - Минск:
БГЭУ, 2007. - 126 с.