Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется проблема инвестиций и их влияния на обеспечение макроэкономического равновесия, которая включает в себя следующие этапы:
1) рассмотрение инвестиций, их видов и роли в развитии национальной экономики;
2) анализ механизма влияния инвестиционного процесса на обеспечение макроэкономического равновесия;
3) исследование финансовой системы Республики Беларусь, ее характеристики, особенностей и тенденций развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ВИДЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Подход к определению понятия "инвестиция" 6
1.2 Классификация инвестиций и их роль 9
2 МЕХАНИЗМ ВЛЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 13
2.1 Понятие инвестиционного процесса, его функции и виды 13
2.2 Способы влияния инвестиционного процесса на экономику 14
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 16
3.1 Инвестиционная политика РБ 16
3.2 Влияния инвестиций на экономическую ситуацию в стране 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкон..docx

— 48.70 Кб (Скачать файл)

    За 2010 год в реальный  сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили  9,1 млрд. долларов США инвестиций, или на 2,3% меньше, чем за 2009 год.

    Основными инвесторами  организаций республики были  субъекты хозяйствования России (72,1% от всех поступивших инвестиций), Австрии (10%), Нидерландов и Кипра  (по 3,5%), Соединенного Королевства  (3,1%).

    Наибольшие суммы  иностранных инвестиций поступили  в такие отрасли экономики,  как транспорт (53,2% от всех поступивших  инвестиций), промышленность (22,8%), торговля  и общественное питание (14,6%), общая  коммерческая деятельность по  обеспечению функционирования рынка  (3,6%).

    Прямые иностранные  инвестиции составили 61,3% от всех  поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2009 годом поступление  прямых иностранных инвестиций  увеличилось на 15,5%.

    В 2010 году поступление  портфельных инвестиций составило  всего 1,8 млн. долларов США,  или 0,02% от всех поступивших  иностранных инвестиций.

    Прочих иностранных  инвестиций получено 3,5 млрд. долларов  США, или на 21,6% меньше, чем за 2009 год. На их долю приходилось  38,7% от всех полученных иностранных  инвестиций.

    Иностранных инвестиций  В 2010 году доля иностранных  инвестиций в основной капитал  Беларуси (за исключением кредитов  иностранных банков) составила 2% в общем объеме инвестиций. Такие  данные приводит Национальный  статистический комитет. В 2009 году этот показатель также  составлял 2%.

    Из иностранных  источников инвестировано 1 трлн. 87,6 млрд. рублей, что на 17,2% больше, чем  за 2009 год. Кредиты иностранных  банков составили 1 млрд. 259,8 млн.  рублей, или 2,3% общего объема инвестиций. За год они увеличились в  4,2 раза. Кредиты по иностранным  кредитным линиям составили 1 млрд. 768,7 млн. рублей (3,3% общего объема  инвестиций), увеличившись за год  на 81%.

    Среди источников  инвестиций в основной капитал  в 2010 году по-прежнему преобладали  собственные средства организаций,  а также средства консолидированного  бюджета и кредиты банков. Эти источники составили, соответственно, 33,3%, 18,6% и 32,1% от общего объема инвестиций.

    Средств консолидированного  бюджета использовано 10,1 трлн. рублей (на 3% меньше), собственных средств  организаций — 18 трлн. рублей (на 3,2% больше). Кредитов банков инвестировано  17,4 трлн. рублей (на 44,4% больше).

    В 2010 году объем  инвестиций в основной капитал  в Беларуси увеличился на 16,6% по  отношению к аналогичному прошлогоднему  показателю и составил в сопоставимых  ценах 54,2 трлн. рублей. Годовой прогноз  предполагал рост этого показателя  на 23—25%.

    На объектах  производственного назначения использовано 33,2 трлн. рублей (на 13,9% больше). Удельный  вес инвестиций производственного  назначения в общем объеме  инвестиций составил 61,2% (в 2009 году  — 63%). На объектах непроизводственного  назначения использовано 21,1 трлн. рублей (на 21,2% больше). Стоимость строительно-монтажных  работ составила 27,4 трлн. рублей (на 19,3% больше), подрядных работ —  26,9 трлн. рублей (на 11,1% больше) [16, c. 8].

    Затраты на приобретение  машин, оборудования, транспортных  средств в 2010 году составили  20,7 трлн. рублей (на 17% больше). Их удельный  вес в общем объеме инвестиций  сложился на уровне 38,1%, на долю  импортного оборудования пришлось 17,8%.

    В прошедшем  году организациями государственной  формы собственности использовано 27,3 трлн. рублей инвестиций в основной  капитал (на 21% больше), в том числе  организациями республиканской  собственности — 11,2 трлн. рублей (на 12,1% больше), коммунальной — 16,1 трлн. рублей (на 18,9% больше).

    Увеличить приток  финансовых средств частных инвесторов  для реализации таких проектов  в республике позволит реализация  мер по упрощению порядка регистрации  и приобретению недвижимости, либерализации  внешнеторговых связей, унификации  таможенно-тарифных систем Беларуси  и России, проведению работ по  присоединению Республики Беларусь  к ВТО.

    Евразийский банк  развития планирует до апреля 2012 года увеличить инвестиционный  портфель в Беларуси до 500 млн  долларов. Сейчас банк финансирует  проекты на общую сумму 270 млн  долларов.

    Ранее эксперты  ЕАБР рекомендовали Беларуси  ужесточить денежно-кредитную политику. Этот банк управляет средствами  антикризисного фонда ЕврАзЭС,  именно его эксперты решают  вопрос о выделении Беларуси  очередных траншей стабилизационного  кредита.

    Евразийский банк  развития является международной  финансовой организацией, учрежденной  Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия  развитию рыночной экономики  государств-участников, их устойчивому  экономическому росту и расширению  взаимных торгово-экономических  связей. Уставный капитал ЕАБР  превышает 1,5 млрд. долларов США.  Государствами-участниками Банка  являются Российская Федерация,  Республика Казахстан, Республика  Беларусь, Республика Таджикистан,  Республика Армения и Кыргызская  Республика.

    Антикризисный  фонд ЕврАзЭС (АКФ) в размере  8,513 млрд долларов был учрежден 9 июня 2009 года правительствами Армении,  Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики, России и Таджикистана.

    В торговую отрасль  Беларуси в 2011 году планируется  привлечь $570 млн. Главной задачей  отрасли должно стать выполнение  прогноза социально-экономического  развития, которым предполагается  переход от количественных к  качественным показателями.

    В свою очередь,  исходя из сложившейся в последние  пять лет практики, привлечение  инвестиций осуществляется, в основном, за счет собственных средств  или кредитов банков. Финансовые  возможности по наращиванию инвестиций  у большинства организаций исчерпаны.

    Необходимо отметить  необходимость привлечения иностранных  инвестиций. Пока в данном вопросе  нам удавалось немногое. Так за 9 месяцев 2010 года в развитие  торговли было инвестировано  Br1 трлн, что на 36% больше, чем за  аналогичный период 2009 года. При  этом прямых иностранных инвестиций  было привлечено $48,2 млн.

    Для привлечения  иностранных инвестиций необходимо  провести ревизию неиспользуемых  объектов недвижимости, которые  могут быть задействованы для  торговли и общепита. Также должна  быть создана база данных неиспользуемого  госимущества, которое может быть  продано или сдано в аренду  потенциальным инвесторам.

    В ближайшее  время планируется утвердить  перечень инвестиционных проектов  в сфере торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Экономика страны  находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной  сфере стал одной из самых  негативных тенденций, которая  грозит полным экономическим  крахом. В этой связи осуществление  комплекса мероприятий по интенсификации  инвестиционной деятельности в  производственной сфере, привлечение  внутренних и внешних источников  финансирования являются чрезвычайно  актуальными.

    От развития  коллективных инвестиций в Беларуси  выигрывает все население, поскольку  с их помощью увеличится приток  капиталовложений в экономику,  что создаст условия для экономического  роста. Вырастут и налоговые  поступления, а значит - улучшится  финансирование социальных программ  и бюджетных организаций. Возрастет  спрос на государственные ценные  бумаги при одновременном снижении  цены заимствования.

    Кроме того, расширятся  возможности граждан сохранять  и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения  инвестиционных потребностей людей  само по себе способно защитить  их интересы и повысить доверие  к рыночной экономике.

    На экономическом  развитии страны положительно  скажется и обострение конкурентной  борьбы коллективных инвесторов  и коммерческих банков за деньги  населения - финансовые ресурсы  станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся  цены на акции предприятий,  выгоду от этого получат не  банки, а миллионы собственников  - акционеров. Они станут реально  богаче.

    Привлечение в  широких масштабах национальных  и иностранных инвестиций в  белорусскую экономику преследует  долговременные стратегические  цели создания в Беларуси цивилизованного,  социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого  лежит смешанная экономика, предполагающая  не только совместное эффективное  функционирование различных форм  собственности, но и интернационализацию  рынка товаров, рабочей силы  и капитала. А иностранный капитал  может привнести в Беларусь  достижения научно-технического  прогресса и передовой управленческий  опыт. Поэтому включение Беларуси  в мировое хозяйство и привлечение  иностранного капитала необходимое  условие построения в стране  современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала  в материальное производство  гораздо выгоднее, чем получение  кредитов для покупки необходимых  товаров, которые по-прежнему  растрачиваются бессистемно и  только умножают государственные  долги. Поэтому перед нашим  государством стоит сложная и  достаточно деликатная задача: привлечь  в страну иностранный капитал,  не лишая его собственных стимулов  и направляя его мерами экономического  регулирования на достижение  общественных целей. Привлекая  иностранный капитал, нельзя допускать  дискриминации в отношении национальных  инвесторов. Не следует предоставлять  предприятиям с иностранными  инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские,  занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера  практически не влияет на инвестиционную  активность иностранного капитала, но приводит к возникновению  на месте бывших отечественных  производств предприятий с формальным  иностранным участием, претендующих  на льготное налогообложение.

    Нужно стремиться  создать благоприятный инвестиционный  климат не только для иностранных  инвесторов, но и для своих  собственных. И речь не о  том, чтобы найти им средства  на осуществление инвестиций. Белорусскому  частному капиталу также нужны  гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

       1. Агапова  Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика - Москва: Издательство Инфра-М, 2004. - 416 с.

       2. Волков  И.М. Проектный анализ: Продвинутый  курс: учебное пособие для вузов  по напр. «Экономика» спец. «Экон.  теория» / Волков Игорь Михайлович, М В. Грачева; Экон. фак. МГУ. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 494 с.

       3. Воробьев  В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие – Минск, 2006. - 543 с.

       4. Гаджимирзаев  З.М. Инвестиционная активность  государства и частного капитала  в условиях экономического роста:  автореферат диссертации на соискание  ученой степени кандидата экономических  наук: 08.00.01 / Гаджимирзаев Захар Маликович. - Москва, 2007. - 28 с.

       5. Гальперин  В.М., Гребенников П.Н. Макроэкономика / под общей редакцией Тарасевича. – СПб.: ГУЭиФ 2004. - 718 с.

       6. Данные  о деятельности организаций Республики  Беларусь, созданных с участием  иностранных юридических и физических  лиц. — Минск: Министерство  статистики и анализа Республики  Беларусь, 2010. — 57 с.

       7. Деева  А.И. Инвестиции: уч. пособие / Деева  А.И. – Минск : Экзамен, 2004. - 367 с.

       8. Ивашковский  Н.А. Макроэкономика. - М.: Норма, 2006. –  644 с.

       9. Карапетян  А.А. Инвестиционная политика  государства в социальной сфере  и ее влияние на экономическую  безопасность: автореферат диссертации  на соискание ученой степени  кандидата экономических наук: 08.00.05 / Карапетян Артур Ашотович. - Москва, 2007. - 23 с.

      10. Левкович  А. Анализ инвестиционного климата  в Республике Беларусь // Вестник  Ассоциации белорусских банков. - 2010. - №36 - С. 27-35.

      11. Лемешевский  И.М. Макроэкономика: учебное пособие.  – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.

      12. Ливенцев  Н.Н. Международное движение капитала: Учебник. - М.: Экономист, 2004. - 367 с.

      13. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся  по экон. специальностям / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, А.Ю. Юданов и др. - М.: КноРус, 2004. - 604 с

      14. Макроэкономика. Учеб. пособие / Под ред. Т.В.  Юрьевой. - М.: МЭСИ, 2003. - 267 с.

      15. Матяс  А. Инвестиционный климат Беларуси: направления улучшения // Группа  Белорусский банковский бюллетень. - 2010. - №10 - С. 41-56

      16. Особенности  национальной экономики: растем  лежа // Белорусский рынок. - 2011. - №7. - С. 3 - 9.

      17. Петрушкевич  Е.Н. Закономерности динамики  прямых иностранных инвестиций  в СНГ // Банкаўскi веснiк. - 2011. - №  28. - С. 19-25.

      18. Поплыко  В.И. Инвестиционная политика  Республики Беларусь: учебно-методическое  пособие / В.И. Поплыко. - Минск:  БГЭУ, 2007. - 126 с.

Информация о работе Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия