Важным направлением
роста инвестиций является увеличение
кредитов банковской системы.
В целях активации участия
банковской системы в кредитовании
инвестиций в реальный сектор,
уменьшения рисков от таких
операций одновременно с макроэкономической
стабилизацией целесообразно принять
следующие меры [15]:
- повысить ликвидность
банковской системы через сокращение
или изменение условий кредитования
за счет кредитной эмиссии
- восстановить
и расширить льготу в части
освобождения от налогообложения
процентных доходов банков, полученных
ими от кредитов на инвестиции
в основной капитал по объектам
- реализовать предложения
о разрешении формирования накопительных
депозитов фондов амортизации
в инвалюте
- разработать концепцию
создания целевых накопительных
фондов на нужды инвестиций
в производственную сферу, сферу
страхования, пенсионного обеспечения,
медицинских услуг на базе
указанной концепции, опираясь
на опыт других стран в области
целевых накопительных и инвестиционных
фондов, создать соответствующую
законодательную и нормативную
базу их формирования
- активизировать
работу по привлечению финансовых
ресурсов из-за рубежа путем
создания новых совместных банков,
фиалов иностранных банков
- продолжить работу
по развитию лизинговых операций
Одним из факторов,
влияющих на инвестиции, особенно
иностранные, является также политическая
ситуация. О важности политической
стабильности и определенности
для иностранного инвестора свидетельствует
опыт Венгрии, которая считается
наиболее благополучной в этом
отношении, что позволило привлечь
значительные иностранные инвестиции
среди стран Центральной и
Восточной Европы.
Улучшение макроэкономической
и политической ситуации в
Беларуси является только первым
шагом, важнейшей, но недостаточной
предпосылкой для повышения в
целом инвестиционного рейтинга.
Необходим ряд мер в области
формирования рыночных институтов
и проведения рыночных реформ.
Еще одним условием
привлечения инвестиций в реальный
сектор экономики является активация
процессов приватизации. Потенциального
инвестора в нашей стране отпугивает
не только медленный процесс
приватизации, но и имеющиеся
случаи реприватизации, связанные
как с ухудшением финансового
положения субъектов хозяйствования,
так и с тем, что государственные
льготы и субсидии, другие преференции
предоставляются, как правило,
государственным предприятиям.
С учетом вышеизложенного
для повышения инвестиционной
привлекательности белорусских
субъектов хозяйствования необходимо
[15]:
- формирование
и уточнение перечней государственных
объектов, имущество которых находится
исключительно в собственности
государства, а также хозяйственных
обществ, в которых государство
экономически заинтересовано участвовать
и управление которыми оно
сможет обеспечить на эффективной
основе
- разработка системы
доверительного управления акциями
и долями имущества
- совершенствование
методики оценки акционированных
предприятий
Республике Беларусь
как стране - участнице Международной
финансовой корпорации (МФК) целесообразно
гораздо шире использовать ее
возможности технического содействия
в приватизации средних и крупных
предприятий. Помощь этой структуры
может заключаться в оценке
стоимости предприятий, поиске
для них инвесторов, предоставлении
консультативных услуг экспертами
с международным опытом работы
в реструктуризации и приватизации.
Существенным стимулирующим
механизмом для привлечения ППИ
послужила бы разработка отдельного
законодательного акта о приватизации
государственных предприятий с
участием иностранного капитала.
При разработке такого законодательного
акта необходимо учитывать основные
препятствия участия иностранных
инвесторов в приватизации: отсутствие
методики реальной оценки имущества
предприятия с привлечением зарубежного
капитала, ограничение прав приобретения
собственности, неразвитость рынка
ценных бумаг.
Одной из форм
расширения участия иностранных
инвесторов является сдача в
аренду предприятий зарубежному
инвестору с правом последующего
выкупа. Расширит возможности участия
иностранных инвесторов в процессе
приватизации продажа неиспользуемых
объектов недвижимости и объектов
незавершенного строительства. Иностранные
инвестиции также могут участвовать
в создании дочерних фирм, образуемых
на базе отдельных структурных
подразделений в процессе реструктуризации
предприятия. Также может быть
применена форма холдинговых
компаний.
Одной из форм
привлечения иностранного инвестора
(прежде всего российского) является
создание финансово-промышленных
групп. Данный процесс может
быть ускорен при оформлении
общего таможенного и экономического
таможенного пространства Беларуси
и России, унификации законодательства
двух стран.
В целом целесообразно
разработать программу приватизации
государственных предприятий с
участием иностранного капитала,
где должны определяться конкретные
формы и способы участия зарубежного
капитала в данном процессе.
Также необходима
либерализация порядка регистрации
предприятий с иностранным участием,
упрощение процедуры внесения
изменений в учредительные документы,
отмена включения в учредительные
документы совместных и иностранных
предприятий положения о субсидиарной
ответственности.
Основными направлениями
совершенствованиями страхового
рынка на ближайшую перспективу
является: развитие и диверсификация
страховой сети в области личного,
имущественного страхования, страхования
валютных рисков, страхования грузов,
транспорта, инвестиционных и финансовых
рисков, экспортных кредитов и
перестрахования, а также укрепление
финансового потенциала этого
рынка путем привлечения в
эту сферу иностранных инвесторов.
Усилению защиты
иностранных инвесторов от высоких
рисков от вложения инвестиций
в белорусскую экономику будет
содействовать участие международных
финансовых организаций в предоставлении
гарантий от рисков по конкретным
инвестиционным проектам, а также
активация международно-правового
сотрудничества в инвестиционной
сфере.
Для совершенствования
организационного механизма привлечения
иностранных инвестиций, включая
консалтинговое и информационно-аналитическое
обеспечение, в ближайшее время
необходимо принять ряд следующих
мер по активации данного процесса
[10]:
- диверсификацию
форм участия иностранного капитала:
лицензионные и субподрядные
соглашения, международный финансовый
лизинг и т.д.
- создание отраслевого
каталога для зарубежных инвесторов
(ежегодно обновляемого), включающего
характеристики производственного
и инвестиционного потенциала
белорусских предприятий
- организацию инвестиционных
визитов с проведением презентаций
с целью налаживания контактов
с министерствами, политическими
партиями, региональными администрациями,
промышленными ассоциациями, торговыми
компаниями, банками, прессой
- проведение информационных
семинаров с целью ознакомления
потенциальных инвесторов с экономико-правовой
средой в стране
- участие в информационных
семинарах, торговых ярмарках, выставках,
конкурсах в заинтересованных
странах
- обеспечение информацией
о состоянии белорусской экономики
потенциальных инвесторов посредством
электронно-информационных сетей
- создание скоординированной
консультативной сети по обслуживанию
потенциальных инвесторов
В области международно-правового
сотрудничества целесообразно принять
следующие меры:
- продолжить подписание
международных договоров об избегании
двойного налогообложения иностранных
субъектов хозяйствования и о
поощрении и взаимной защите
инвестиций, а также ратификацию
ранее заключенных соглашений
- продолжить переговоры
по заключению программ сотрудничества
с МВФ, МБРР, ЕБРР
- активизировать
действия по вступлению Республики
Беларусь в ВТО, ОЭСР, ЕС.
Необходимо также
активизировать работу по развитию
инвестиционной инфраструктуры
в стране, по созданию свободных
экономических зон (СЭЗ), по поступлениям
инвестиций по открытым кредитным
линиям, по формированию инфраструктуры
фондового рынка в стране.
Что касается
других факторов, то существует
ряд проблем, касающихся необходимости
развития транспортной и производственной
инфраструктуры, снижения затрат
и повышения конкурентоспособности,
обеспеченности сырьем и энергоресурсами,
масштабных рынков сбыта и
перспектив экономического роста.
В целом в
стране сделано немало в части
улучшения инвестиционного рейтинга,
прежде всего в правовом и
организационном плане. Вместе
с тем, как показал опыт других
стран с переходной экономикой,
важнейшее значение для снижения
уровня инвестиционных рисков
на территории Республики Беларусь
имеют факторы, характеризующие
макроэкономическую и политическую
ситуацию в стране, трансформацию
собственности, формирование рыночных
институтов, правовую систему. Именно
сложившаяся неблагополучная ситуация
по вышеперечисленным факторам
перечеркивает все сравнительные
преимущества, которые имеет Республика
Беларусь.
3.2 Влияния инвестиций
на экономическую ситуацию в
стране
Деятельность по
привлечению инвестиций, в т. ч.
иностранных, является приоритетом
государства. Наибольший интерес
для республики представляют
прямые инвестиции. Они не обременяют
государственный долг и позволяют
мобилизовать и реализовать весь
потенциал зарубежного инвестора
в Беларуси – финансовый, производственный,
интеллектуальный.
За январь-июнь
2009 г. в экономику Республики
Беларусь поступило 4230 млн. долларов
США иностранных инвестиций, что
на 27 процентов больше, чем за
январь-июнь 2008 г. Из них прямых
иностранных инвестиций привлечено
на сумму 2477,5 млн. долларов
США, что превышает в 2 раза
объем привлечения за аналогичный
период прошлого года. Прочие
иностранные инвестиции (кредиты
и займы, финансовый лизинг) поступили
в объеме 1752,2 млн. долларов США.
Наибольшие количество
иностранных инвестиций привлечено
в транспорт – 1881,6 млн. долларов
США (44 процента от общего объема
привлеченных иностранных инвестиций),
промышленность – 1087,8 млн. долларов
США (26 процентов) и общую коммерческую
деятельность по обеспечению
функционирования рынка – 653,5
млн. долларов США (15,4 процента).
В пятерку основных
стран-инвесторов входят: Россия(2/3
объема иностранных инвестиций -
2864,6 млн. долларов США), Швейцария,
Австрия, Германия, Латвия.
В Беларуси действует
около 3 тыс. компаний, созданных
с участием инвесторов из 77 стран
мира. Наиболее привлекательными
отраслями для зарубежных инвесторов
в республике являются: машиностроение
и металлообработка, легкая, химическая
и нефтехимическая, деревообрабатывающая,
пищевая промышленность, а также
торговля, связь, транспорт и медицина.
Беларусь успешно
сотрудничает с известнейшими
транснациональными корпорациями.
Созданы совместные предприятия
с немецким концерном «МАН»
(выпуск легковой и грузовой
автомобильной техники), компанией
«Карл Цейсс» (производство оптических
изделий), а также иностранные
предприятия – «Кока-кола Бевриджис
Белоруссия», «Рестораны МакДональдс»
(производство безалкогольных напитков
и общественное питание), «Уномедикал»
(производство одноразовых медицинских
изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов),
«Фрезениус» (выпуск медицинского
оборудования) и др.[16, c. 7]
Успешно реализуются
проекты с привлечением иностранного
капитала на ОАО «Могилевхимволокно»,
СЗАО «Белорусская пивоваренная
компания «Сябар», строительство
приграничного таможенного терминала
«Козловичи – 2».
Для иностранного
инвестора могут иметь привлекательность
крупные объемы строительства
жилья в республике (до 4 млн. м2
в год), реконструкция объектов
республиканского значения –
спортивных комплексов «Раубичи»
и «Стайки», строительство универсального
культурно-спортивного комплекса
«Минск-Арена».
Также в Беларуси
реализуются программы развития
наиболее перспективных видов
туризма (сельского, экологического,
охотничьего, транзитного), создается
туристская инфраструктура в
исторических городах с культурным
наследием.