Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется проблема инвестиций и их влияния на обеспечение макроэкономического равновесия, которая включает в себя следующие этапы:
1) рассмотрение инвестиций, их видов и роли в развитии национальной экономики;
2) анализ механизма влияния инвестиционного процесса на обеспечение макроэкономического равновесия;
3) исследование финансовой системы Республики Беларусь, ее характеристики, особенностей и тенденций развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ВИДЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Подход к определению понятия "инвестиция" 6
1.2 Классификация инвестиций и их роль 9
2 МЕХАНИЗМ ВЛЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 13
2.1 Понятие инвестиционного процесса, его функции и виды 13
2.2 Способы влияния инвестиционного процесса на экономику 14
3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 16
3.1 Инвестиционная политика РБ 16
3.2 Влияния инвестиций на экономическую ситуацию в стране 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкон..docx

— 48.70 Кб (Скачать файл)

    Важным направлением  роста инвестиций является увеличение  кредитов банковской системы.  В целях активации участия  банковской системы в кредитовании  инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких  операций одновременно с макроэкономической  стабилизацией целесообразно принять  следующие меры [15]:

    - повысить ликвидность  банковской системы через сокращение  или изменение условий кредитования  за счет кредитной эмиссии

    - восстановить  и расширить льготу в части  освобождения от налогообложения  процентных доходов банков, полученных  ими от кредитов на инвестиции  в основной капитал по объектам

    - реализовать предложения  о разрешении формирования накопительных  депозитов фондов амортизации  в инвалюте

    - разработать концепцию  создания целевых накопительных  фондов на нужды инвестиций  в производственную сферу, сферу  страхования, пенсионного обеспечения,  медицинских услуг на базе  указанной концепции, опираясь  на опыт других стран в области  целевых накопительных и инвестиционных  фондов, создать соответствующую  законодательную и нормативную  базу их формирования

    - активизировать  работу по привлечению финансовых  ресурсов из-за рубежа путем  создания новых совместных банков, фиалов иностранных банков

    - продолжить работу  по развитию лизинговых операций

    Одним из факторов, влияющих на инвестиции, особенно  иностранные, является также политическая  ситуация. О важности политической  стабильности и определенности  для иностранного инвестора свидетельствует  опыт Венгрии, которая считается  наиболее благополучной в этом  отношении, что позволило привлечь  значительные иностранные инвестиции  среди стран Центральной и  Восточной Европы.

    Улучшение макроэкономической  и политической ситуации в  Беларуси является только первым  шагом, важнейшей, но недостаточной  предпосылкой для повышения в  целом инвестиционного рейтинга. Необходим ряд мер в области  формирования рыночных институтов  и проведения рыночных реформ.

    Еще одним условием  привлечения инвестиций в реальный  сектор экономики является активация  процессов приватизации. Потенциального  инвестора в нашей стране отпугивает  не только медленный процесс  приватизации, но и имеющиеся  случаи реприватизации, связанные  как с ухудшением финансового  положения субъектов хозяйствования, так и с тем, что государственные  льготы и субсидии, другие преференции  предоставляются, как правило,  государственным предприятиям.

    С учетом вышеизложенного  для повышения инвестиционной  привлекательности белорусских  субъектов хозяйствования необходимо [15]:

    - формирование  и уточнение перечней государственных  объектов, имущество которых находится  исключительно в собственности  государства, а также хозяйственных  обществ, в которых государство  экономически заинтересовано участвовать  и управление которыми оно  сможет обеспечить на эффективной  основе

    - разработка системы  доверительного управления акциями  и долями имущества

    - совершенствование  методики оценки акционированных  предприятий

    Республике Беларусь  как стране - участнице Международной  финансовой корпорации (МФК) целесообразно  гораздо шире использовать ее  возможности технического содействия  в приватизации средних и крупных  предприятий. Помощь этой структуры  может заключаться в оценке  стоимости предприятий, поиске  для них инвесторов, предоставлении  консультативных услуг экспертами  с международным опытом работы  в реструктуризации и приватизации.

    Существенным стимулирующим  механизмом для привлечения ППИ  послужила бы разработка отдельного  законодательного акта о приватизации  государственных предприятий с  участием иностранного капитала. При разработке такого законодательного  акта необходимо учитывать основные  препятствия участия иностранных  инвесторов в приватизации: отсутствие  методики реальной оценки имущества  предприятия с привлечением зарубежного  капитала, ограничение прав приобретения  собственности, неразвитость рынка  ценных бумаг.

    Одной из форм  расширения участия иностранных  инвесторов является сдача в  аренду предприятий зарубежному  инвестору с правом последующего  выкупа. Расширит возможности участия  иностранных инвесторов в процессе  приватизации продажа неиспользуемых  объектов недвижимости и объектов  незавершенного строительства. Иностранные  инвестиции также могут участвовать  в создании дочерних фирм, образуемых  на базе отдельных структурных  подразделений в процессе реструктуризации  предприятия. Также может быть  применена форма холдинговых  компаний.

    Одной из форм  привлечения иностранного инвестора  (прежде всего российского) является  создание финансово-промышленных  групп. Данный процесс может  быть ускорен при оформлении  общего таможенного и экономического  таможенного пространства Беларуси  и России, унификации законодательства  двух стран.

    В целом целесообразно  разработать программу приватизации  государственных предприятий с  участием иностранного капитала, где должны определяться конкретные  формы и способы участия зарубежного  капитала в данном процессе.

    Также необходима  либерализация порядка регистрации  предприятий с иностранным участием, упрощение процедуры внесения  изменений в учредительные документы,  отмена включения в учредительные  документы совместных и иностранных  предприятий положения о субсидиарной  ответственности.

    Основными направлениями  совершенствованиями страхового  рынка на ближайшую перспективу  является: развитие и диверсификация  страховой сети в области личного,  имущественного страхования, страхования  валютных рисков, страхования грузов, транспорта, инвестиционных и финансовых  рисков, экспортных кредитов и  перестрахования, а также укрепление  финансового потенциала этого  рынка путем привлечения в  эту сферу иностранных инвесторов.

    Усилению защиты  иностранных инвесторов от высоких  рисков от вложения инвестиций  в белорусскую экономику будет  содействовать участие международных  финансовых организаций в предоставлении  гарантий от рисков по конкретным  инвестиционным проектам, а также  активация международно-правового  сотрудничества в инвестиционной  сфере.

    Для совершенствования  организационного механизма привлечения  иностранных инвестиций, включая  консалтинговое и информационно-аналитическое  обеспечение, в ближайшее время  необходимо принять ряд следующих  мер по активации данного процесса [10]:

    - диверсификацию  форм участия иностранного капитала: лицензионные и субподрядные  соглашения, международный финансовый  лизинг и т.д.

    - создание отраслевого  каталога для зарубежных инвесторов (ежегодно обновляемого), включающего  характеристики производственного  и инвестиционного потенциала  белорусских предприятий

    - организацию инвестиционных  визитов с проведением презентаций  с целью налаживания контактов  с министерствами, политическими  партиями, региональными администрациями,  промышленными ассоциациями, торговыми  компаниями, банками, прессой

    - проведение информационных  семинаров с целью ознакомления  потенциальных инвесторов с экономико-правовой  средой в стране

    - участие в информационных  семинарах, торговых ярмарках, выставках,  конкурсах в заинтересованных  странах

    - обеспечение информацией  о состоянии белорусской экономики  потенциальных инвесторов посредством  электронно-информационных сетей

    - создание скоординированной  консультативной сети по обслуживанию  потенциальных инвесторов

    В области международно-правового  сотрудничества целесообразно принять  следующие меры:

    - продолжить подписание  международных договоров об избегании  двойного налогообложения иностранных  субъектов хозяйствования и о  поощрении и взаимной защите  инвестиций, а также ратификацию  ранее заключенных соглашений

    - продолжить переговоры  по заключению программ сотрудничества  с МВФ, МБРР, ЕБРР

    - активизировать  действия по вступлению Республики  Беларусь в ВТО, ОЭСР, ЕС.

    Необходимо также  активизировать работу по развитию  инвестиционной инфраструктуры  в стране, по созданию свободных  экономических зон (СЭЗ), по поступлениям  инвестиций по открытым кредитным  линиям, по формированию инфраструктуры  фондового рынка в стране.

 

    Что касается  других факторов, то существует  ряд проблем, касающихся необходимости  развития транспортной и производственной  инфраструктуры, снижения затрат  и повышения конкурентоспособности,  обеспеченности сырьем и энергоресурсами,  масштабных рынков сбыта и  перспектив экономического роста.

    В целом в  стране сделано немало в части  улучшения инвестиционного рейтинга, прежде всего в правовом и  организационном плане. Вместе  с тем, как показал опыт других  стран с переходной экономикой, важнейшее значение для снижения  уровня инвестиционных рисков  на территории Республики Беларусь  имеют факторы, характеризующие  макроэкономическую и политическую  ситуацию в стране, трансформацию  собственности, формирование рыночных  институтов, правовую систему. Именно  сложившаяся неблагополучная ситуация  по вышеперечисленным факторам  перечеркивает все сравнительные  преимущества, которые имеет Республика  Беларусь.

 

 

 

 

 

    3.2 Влияния инвестиций  на экономическую ситуацию в  стране

 

    Деятельность по  привлечению инвестиций, в т. ч.  иностранных, является приоритетом  государства. Наибольший интерес  для республики представляют  прямые инвестиции. Они не обременяют  государственный долг и позволяют  мобилизовать и реализовать весь  потенциал зарубежного инвестора  в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный.

    За январь-июнь 2009 г. в экономику Республики  Беларусь поступило 4230 млн. долларов  США иностранных инвестиций, что  на 27 процентов больше, чем за  январь-июнь 2008 г. Из них прямых  иностранных инвестиций привлечено  на сумму 2477,5 млн. долларов  США, что превышает в 2 раза  объем привлечения за аналогичный  период прошлого года. Прочие  иностранные инвестиции (кредиты  и займы, финансовый лизинг) поступили  в объеме 1752,2 млн. долларов США.

    Наибольшие количество  иностранных инвестиций привлечено  в транспорт – 1881,6 млн. долларов  США (44 процента от общего объема  привлеченных иностранных инвестиций), промышленность – 1087,8 млн. долларов  США (26 процентов) и общую коммерческую  деятельность по обеспечению  функционирования рынка – 653,5 млн. долларов США (15,4 процента).

    В пятерку основных  стран-инвесторов входят: Россия(2/3 объема иностранных инвестиций - 2864,6 млн. долларов США), Швейцария,  Австрия, Германия, Латвия.

    В Беларуси действует  около 3 тыс. компаний, созданных  с участием инвесторов из 77 стран  мира. Наиболее привлекательными  отраслями для зарубежных инвесторов  в республике являются: машиностроение  и металлообработка, легкая, химическая  и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также  торговля, связь, транспорт и медицина.

    Беларусь успешно  сотрудничает с известнейшими  транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия  с немецким концерном «МАН»  (выпуск легковой и грузовой  автомобильной техники), компанией  «Карл Цейсс» (производство оптических  изделий), а также иностранные  предприятия – «Кока-кола Бевриджис  Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков  и общественное питание), «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских  изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского  оборудования) и др.[16, c. 7]

    Успешно реализуются  проекты с привлечением иностранного  капитала на ОАО «Могилевхимволокно»,  СЗАО «Белорусская пивоваренная  компания «Сябар», строительство  приграничного таможенного терминала  «Козловичи – 2».

    Для иностранного  инвестора могут иметь привлекательность  крупные объемы строительства  жилья в республике (до 4 млн. м2  в год), реконструкция объектов  республиканского значения –  спортивных комплексов «Раубичи»  и «Стайки», строительство универсального  культурно-спортивного комплекса  «Минск-Арена».

    Также в Беларуси  реализуются программы развития  наиболее перспективных видов  туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается  туристская инфраструктура в  исторических городах с культурным  наследием.

Информация о работе Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия