Инвестиционная привлекательность как фактор развития Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение исследования инвестиционной обстановки в области при последовательном рассмотрении инвестиционной деятельности Самарской области за последние 5 лет, выявлении основных условий привлечения инвестиций в область, определении направлений инвестиционной политики и мер по улучшению инвестиционного климата в регионе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава 1 . Сущность и значение инвестиций в экономике региона.

1.1. Сущность и значение инвестиций в экономике региона ………………...5
1.2 Инвестиционная привлекательность региона: понятие, сущность, составляющие....…………………………………..…………………………….12


Глава 2. Инвестиционная привлекательность как фактор развития Самарского региона

2.1. Инвестиционная привлекательность экономики Самарской области и место Самарской области среди других регионов РФ . Инвестиционный климат Самарской области ………………………………..……………………16

2.2. Анализ показателей инвестиционной деятельности (сферы) Самарской области за 2000- 2005 гг ………………………………………………………...24




Глава 3. Инвестиционная политика Самарской области.

3.1. Основные направления инвестиционной политики ……………………..33

3.2. Формы и методы инвестиционной политики……………………….........38



Заключение……………………………………………………………………....43

Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИНВЕСТИЦИИ откорректированная.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

 Вторым  крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления. 
 

Инвестиции  предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Ни для кого не секрет, что о состоянии дел в экономике региона весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих  в  инвестиционной  сфере. Она является индикатором, указывающим  на  общее  положение  внутри  региона. 

 
Активность инвестиционных ресурсов как экономического фактора  
предопределяется их уникальным свойством, “эффектом  
мультипликатора”. Вложения в одну из отраслей вызывают  
необходимость вложений в отрасли, смежные с ними. В  
итоге возникает неизбежный вторичный поток инвестиций в  
производство смежных отраслей. Волны, порождаемые первичными  
инвестициями, конечно, затухают, вторая волна слабее первой, 
а третья волна слабее второй. Но, в целом, эффект  
мультипликатора приводит даже в течение года примерно к  
удвоению первоначальных инвестиций, что подтверждается  
хозяйственной практикой ряда регионов. Этот эффект имеет и  
обратное действие: отток инвестиций из одной отрасли  
вызывает со временем дополнительный отток их из смежных  
отраслей. Таким образом, роль инвестиций в экономике  
поистине неоценима.
 
 

Без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности  товаропроизводителей на внешних и  внутренних рынках. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования. 

Изучение  инвестиционной деятельности является важным этапом в области подготовки специалистов экономического профиля

Инвестиции  как экономическая категория  выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономика любого нормального государства. Инвестиции на макроуровне являются основой для:

  • осуществления политики расширенного воспроизводства;
  • ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
  • структурой перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
  • создания необходимой сырьевой базы промышленности;
  • гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных проблем;
  • смягчения или разрешения проблемы безработицы;
  • охраны природной среды;
  • конверсии военно-промышленного комплекса;
  • обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.

Инвестиции  играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих  целей:

  • расширения и развития производства;
  • недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
  • повышения технического уровня производства;
  • повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
  • осуществления природоохранных мероприятий;
  • приобретения  ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;
  • для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Таким образом, инвестиции являются важнейшей  экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем 
 
 
 

1.2 Инвестиционная привлекательность  региона: понятие,  сущность, составляющие 
 

      Одним из главных условий привлечения и реализации инвестиций в экономику региона является инвестиционная привлекательность (или инвестиционный климат). Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе является одним из важнейших направлений региональной инвестиционной политики. Региональный инвестиционный климат представляет собой систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро- и собственно региональных уровнях и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций.

      Среди важнейших составляющих инвестиционной привлекательности региона выделяют:

    1. инвестиционный потенциал;
    2. инвестиционный риск;
    3. инвестиционное законодательство.

      1.Под  инвестиционным потенциалом региона  понимается совокупность характеристик, учитывающих основные его экономические параметры, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, производственной и социальной инфраструктурой), потребительский спрос населения и др.

      Считается, что инвестиционный потенциал региона формируется по крайней мере из десяти основных частных потенциалов:

  1. производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения);
  2. кадрового (наличие профессиональной рабочей силы и инженерно-технического персонала);
  3. ресурсно-сырьевого (обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  4. потребительского (совокупная покупательная способность населения),
  5. инфраструктурного (уровень развития производственной и социальной инфраструктуры);
  6. институционального (обеспеченность необходимыми институтами рыночной экономики, объектами, обеспечивающими функционирование инвестиционного процесса);
  7. интеллектуального (образовательный уровень населения, степень развития НИОКР и др.);
  8. инновационного (мера внедрения достижений НТО и степень модернизации производства);
  9. климатического (значение январской изотермы, вечная мерзлота, циркуляция атмосферы и т.д. Нужно отметить, что климатическая составляющая инвестиционной привлекательности редко используется при оценке инвестиционного потенциала, поскольку для портфельных инвесторов она представляем мало интереса);
  10. локационного (экономико-географическое положение относительно Москвы, С-Петербурга, главных транспортных магистралей, стран «нового» и «старого» зарубежья и т.д.).

      Оценка  инвестиционного риска происходит учетом следующих ограничений:

    1. экономического;
    2. социального;
    3. политического;
    4. экологического;
    5. криминального.

      Подразумевается, что чем выше в регионе степень  экономического спада и социальной напряженности, уровня преступности и деградации природной среды, чем консервативнее лица, возглавляющие региональные (местные) администрации, тем вероятнее финансовые потери.

      Степень инвестиционного риска обычно слабо  поддается экономическому измерению и относится к качественным параметрам (инвестиционной привлекательности). Согласно оценкам, сделанным консалтинговым агентством «Эксперт-георафия», в число 10 наименее рисковых регионов в 1999-2001гг. входили Москва, Белгородская обл., С-Петербург, Татарстан, Нижегородская обл., Кабардино-Балк., Калинингр. обл., р. Башкортостан, Краснодарский край и Астраханская область.

      Инвестиционное  законодательство - специальные нормативные акты как Федерального, так и субфедерального уровня, регламентирующие инвестиционную деятельность.

      Известно, что местные власти отдельных  субъектов Федерации самостоятельно определяют возможности инвестирования в своих регионах, или пользуются отдельными территориально-ориентированными законодательными актами РФ (например, касающимися организации свободных экономических зон).

      По  состоянию на 2001г. на территории РФ сформировались две зоны с наиболее благоприятными условиями инвестирования.

      Первая  представляет собой широкую полосу из 10 регионов, протянувшихся от Москвы до С-Петербурга и ориентированных на страны ЕС.         Вторую составляли регионы Сибири и Дальнего Востока.

      Хотя  при оценке инвестиционной привлекательности  по двум составляющим (инвестиционному  потенциалу и риску) нет ни одного региона  Сибири и Дальнего Востока.

      Само  собой разумеется, что иностранные  инвесторы предпочитают регионы  с высоким инвестиционным потенциалом, незначительным риском и надежным инвестиционным законодательством.

      Наибольшим  доверием инвесторов пользуется Москва. Финансовое и политическое первенство, близость Федеральной власти и штаб-квартир многих российских предприятий делает столицу однозначным лидером в привлечении инвестиций. Пользуются вниманием инвесторов С-Петербург, Тюменская обл., респ. Татарстан, Самарская обл. и др. регионы, где имеется хороший инвестиционный климат и проявляется благосклонное отношение местных властей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Инвестиционная привлекательность как фактор развития Самарского региона  

2.1. Инвестиционная привлекательность экономики Самарской области и место Самарской области среди других регионов РФ. Инвестиционный климат Самарской области                                      

Инвестиционная  привлекательность каждого региона  определяется двумя основными факторами  – инвестиционным потенциалом и региональными инвестиционными рисками. Характеристика потенциала Самарской области говорит сама за себя: по данным министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области наш регион занимает в Российской Федерации 5 место по объему промышленного производства и ведущее место по объемам привлечения иностранных инвестиций. По объему привлечения прямых иностранных инвестиций мы занимаем 9 место в РФ и 1 место – в Приволжском федеральном округе.

Согласно  результатам оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ Самарская область – на 4 месте в России по потребительскому потенциалу (уступает только Москве, Санкт-Петербургу и Московской области). 
Привлекательность нашего региона подтверждается и независимой оценкой международных экспертов. На сегодняшний день кредитными рейтинговыми агентствами нашему региону присвоен рейтинг «Standard
& Poors» - «Ва3» (прогноз¢«B+» (прогноз «позитивный» и «стабильный»). 
Инвестиционная привлекательность нашей области в целом создается за счет запасов нефти и газа, горючих сланцев и запасов сырья для производства цемента, кирпича и керамзита. Еще одним фактором привлекательности можно назвать достаточно высокую платежеспособность населения и высокую кредитоспособность региона.  Очевидным достоинством области является выгодное экономико-географическое положение, что делает ее важнейшим «транспортным перекрестком» и предопределяет значение как региона, являющегося узловым в межрегиональных транспортных связях европейской и азиатской частей страны. Все это создает благоприятные условия для строительства современного объекта транспортной инфраструктуры – Мультимодального контейнерного терминала по обработке грузов и контейнеров в Самарском регионе. Необходимые условия для успешной реализации этого и других проектов как отечественных, так и зарубежных инвесторов на территории Самарской области, создает региональное инвестиционное законодательство. 
Правительство области придает большое значение вопросам развития сотрудничества промышленных предприятий Самарской области с Куйбышевской железной дорогой – филиалом ОАО «Российские железные дороги». Посредником по вопросу размещения заказов ОАО «РЖД» и освоения производства продукции для железнодорожного транспорта выступает министерство промышленности и технологий Самарской области. На днях министерство направило на ряд наших промышленных предприятий письма с предложением о сотрудничестве с ОАО «РЖД» и организации поставок востребованной продукции, а также перечень комплектующих деталей для нужд железной дороги, по которым может быть организовано альтернативное производство. 
Предприятия и инвесторы, которые решатся вкладывать свои средства в эти проекты, могут рассчитывать на ряд льгот, которые прописаны в Законе Самарской области от 16 июня 1998 г. № 10 ГД (с изменениями и дополнениями) «Об инвестициях в Самарской области». Закон устанавливает формы государственной поддержки инвесторов, порядок ее оказания и принципы взаимодействия инвесторов с органами государственной власти Самарской области. Цель закона – поддержание и развитие инвестиционной деятельности, обеспечение гарантий равной защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности на территории области.
Инвесторам предоставляются налоговые льготы (на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет): 
по налогу на имущество – по имуществу, создаваемому или приобретаемому, в том числе поступающему в виде вклада в уставный капитал организации, для реализации инвестиционного проекта – в размере 100%; 
по земельному налогу – по земельным участкам в утвержденных в установленном порядке границах при осуществлении нового строительства при реализации инвестиционного проекта; понижение ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, с 17 до 13% для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты стоимостью 1 млрд. и более рублей (включая обособленные подразделения).
4 

Информация о работе Инвестиционная привлекательность как фактор развития Самарской области